Редакция Lifestyle Мода Интервью Beauty Ресторация Пространство
Fashion start
Текст: Наталия Ладейщикова Фото: NIKITA CHORNY, @n212yc

Не совсем краткий экскурс для тех, кто мечтает о карьере в сфере моды. Лина Дембикова, стилист, телеведущая, fashion-инфлюенсер и предприниматель, рассказала о том, как проникнуть в модную индустрию, развеяла мифы о токсичных коллегах и поделилась своим взглядом на состояние моды в России.


Image_00_690x900.jpg

я считаю, что образование – обязательное условие для успеха

Сегодня мы живем в эпоху новой искренности, где ценится честность и открытость, в то время как фэшн-индустрия всегда считалась довольно токсичной. Как вы считаете, принял ли мир моды эту тенденцию?

Я бы не сказала, что модная среда токсична. Высокопарна, иногда даже надменна, конкурентна, требовательна – да. Но мода и должна быть немного неприступной, ведь она как искусство – не «для всех». Но я никогда не замечала токсичности как таковой, по крайней мере, во время своей учёбы и жизни в Лондоне. Даже сейчас, побывав на Неделе моды, я не ощутила ни грамма негатива. Наоборот, очень приветствуется любое самовыражение, но при этом ценятся требовательность и профессионализм.

В России мы наблюдаем некую токсичность из-за ощущения вымышленной конкуренции. У нас возникло представление, что мода – это дорожка возможностей и по ней пройдут только те, кто будет ставить себя выше других. Но это не так! Мода – это сектор экономики, чем больше он развивается, тем больше требует людей, поэтому сегодня необходимо делать коллаборации и обмениваться опытом.


Image_01.jpg


Сейчас мы переживаем момент, когда погоня за подписчиками и инфоповодами перешла все границы. Люди перестали ощущать, что на самом деле ценно, все гонятся за вниманием. А токсичность – самый быстрый путь его привлечь. Но у всего есть цена, такое внимание обесценивает автора и делает его контент «фастфудом», хоть и на каждый продукт есть свой клиент. В целом, мне кажется, нам всем сейчас не хватает адекватности и доброты, тонкого умения держать баланс во всём.

Во многих интервью вы говорили о вашем непростом пути в профессию. Как вы считаете, какие способы попасть в мир моды существуют в сегодняшних реалиях?

Попасть в индустрии моды можно разными способами. Самый быстрый – пойти работать в крупную компанию или бренд и сразу оказаться в гуще событий. Многие, кстати, почему-то опасаются идти в штат, а я считаю это отличным началом. Работая для крупного бренда, вы быстро и легко познакомитесь с людьми, будете иметь доступ к мероприятиям, выставкам и съёмкам. Ещё один отличный вариант – стажировки у классных специалистов. Это возможность набраться опыта и сразу обзавестись знакомствами. Проще всего начинать с обучения в школе, где тебе сразу помогают со стажировками и знакомствами. Например, я у себя в школе всегда уже во время курса даю возможность побывать на съёмках, наши преподаватели рады предложить стажировки ответственным студентам. Тут главное — желание и ответственность кандидата. Попасть в индустрию при желании несложно, а вот построить хорошую карьеру – труднее. Есть единственный адекватный способ – много и качественно работать. Но есть, конечно, и те, кто предпочитает строить карьеру наглостью, а не профессионализмом.



Image_02.jpg



Можно ли стать успешным стилистом без специального образования?

Бывают разные случаи. Я всегда говорю, что стилист это, конечно, не хирург и здесь не проверяют аттестат в обязательном порядке. Но это не значит, что у стилиста нет ответственности за результат работы. Всё-таки мы влияем на жизнь клиента и его имидж, на качество съёмки и будущие продажи бренда, на имидж артиста и внимание к нему. К сожалению, многие всё ещё думают, что профессия стилиста – это умение красиво одевать и одеваться, хотя это далеко не так. Стилист – человек с глубоким знанием истории моды, со знанием и пониманием смыслов в индустрии моды, с очень высокой насмотренностью. И помимо этого хороший стилист должен знать этику профессии и иметь технические навыки работы на съёмочной площадке. Конечно, этому можно научиться на практике самому, но на это уйдёт много времени и набьётся много шишек. Есть риск и репутацию похоронить за время проб и ошибок. Чтобы стать профи самостоятельно, нужно отучиться 10 тысяч часов, а преподаватель их уже прошёл. Логичнее за пару месяцев послушать хотя бы краткий курс вместо 8 лет собственных исканий.

В общем, я считаю, что образование – обязательное условие для успеха. В Европе же не дураки, ребята почему-то идут учиться 4 года в высшее учебное заведение в индустрии моды. Помимо этого, образование всегда даёт статус и позволяет открывать все двери. Хорошее образование – это ещё и про нетворкинг.



Image_06.jpg
 

Я ПРЕДПОЧИТАЮ НЕ ЖДАТЬ, КОГДА ОПЫТ ПРИДЁТ К НАМ, а самой его активно заимствовать.


Сегодня есть множество курсов для стилистов. Расскажите о вашем проекте Stylehunter.
Мне очень повезло. В России я получила высшее образование педагога-лингвиста, а в Лондоне отучилась на стилиста. Обучение российской моде я всегда считала одной из основных своих миссий. Для меня это очень щепетильный вопрос. В России немного школ и много курсов, это всё-таки разные понятия. Образовательные лицензии есть у единиц, да и функция, мне кажется, у них сугубо развлекательная, а не образовательная. Поэтому вопрос «хорошо или плохо» – субъективный. Когда я задалась миссией построить обучение, я точно знала, что моя цель – взращивать крутые будущие кадры в индустрии моды, давать людям профессию, на которой они смогут зарабатывать. Поэтому у меня в школе учиться весело, но сложно. Мы реально даём много материала и требуем результатов от студентов, так как выдаем образовательную лицензию.

Как вы думаете, смогут ли российские дизайнеры и другие представители индустрии когда-нибудь преуспеть на мировом рынке?

Очень многие российские деятели моды уже преуспели на мировом рынке, и нам не стоит об этом забывать. Первые, кто приходит в голову, конечно, Юдашкин и Сергеенко, но есть и фотографы – например, Коля Бирюков, Алихан. Много наших специалистов работают и топ-менеджерами компаний, послекризисный пример – Даша Веледеева, которую назначили главным редактором Harper’s Bazaar Italia. У нас много примеров успешного присутствия на мировой арене, просто не принято об этом часто и гордо говорить. А что касается брендов, думаю, это дело времени. Сейчас российские бренды открываются в Дубае. Думаю, всё будет зависеть от “потепления” мировых политических отношений, потому что очевидно, что у российских брендов есть желание и силы выходить на мировой рынок. Пока мы слабоваты в умении работать над уникальным продуктом и контентом, но это тоже дело времени и опыта.

Расскажите про ваш опыт присутствия на Неделе моды. Помимо знакомства с коллекциями бренда, какие ещё цели вы ставили перед поездкой?

В первую поездку я ставила очень простую цель: выйти из зоны комфорта в нашей индустрии, где я всё знаю, получить вдохновение и вспомнить, как всё работает на европейском рынке. С момента, когда я училась в Лондоне, прошло достаточно много времени, и я безумно соскучилась по Неделям моды в Европе. Но одной из стратегически долгосрочных целей я, конечно же, ставлю развитие моего личного бренда на мировом рынке. Я уверена, что рано или поздно ситуация с международными отношениями наладится. Мне бы очень хотелось стать тем инфлюенсером, который будет продвигать русские бренды, в том числе свой бренд, на мировой арене. И есть еще одна цель – мне важно транслировать своим студентам самый актуальный и реальный опыт. Наш рынок всё-таки довольно молодой и нам ещё нужно учиться многому. Я предпочитаю не ждать, когда опыт придёт к нам, а самой его активно заимствовать.

О приглашении какого бренда вы мечтаете?

В моем wishlist верхнюю строчку делят приглашения на Schiaparelli и the Row. Первый для меня олицетворяет моду как искусство. Моду, которую хочется жадно поглощать глазами и медленно изучать в деталях. Сейчас мы наблюдаем удивительный comeback этого дома моды, абсолютно гениальное прочтение архивов и современное развитие ДНК бренда. А the Row – это бренд, который мне максимально близок по духу с точки зрения эстетики и исполнения. Достаточно молодой дом моды, который быстро успел покорить всех модниц.



Image_04.jpg



Дайте совет тем, кто мечтает оказаться в мире моды.

Во-первых, я бы посоветовала сразу определиться со своей высшей целью, к чему и зачем вы идёте. Помечтайте – поставьте самую высокую точку на карте, вы всегда сможете её поменять, если захочется, но знать и понимать, зачем все усилия, лучше сразу. Во-вторых, нужно строить долгосрочную стратегию своего развития. Не слепо заниматься чем-то, а понимать, какой опыт вы хотите получить, для чего, какие проекты необходимы в портфолио, какие знакомства нужны для достижения цели. Наконец, советую грамотно выбрать учебу и ментора, потому что в самом начале закладывается основа вашего мышления и вкуса. Также важно не переставать учиться —  нужно прокачивать себя и свои знания в разных смежных областях.


Image_03.jpg


Поделиться