Преподаватель Британской высшей школы дизайна, художник, дизайнер - декоратор, автор дизайн - путешествий Ольга Розет — о влиянии цвета на жизнь человека и об образовании в своей сфере.
Вы автор практическо-аналитической программы «Лаборатория цвета».Расскажите о ней подробнее. Как вы пришли к идее этого проекта?
Мы только начинаем работать над программой — говорить о ней, как о сложившейся, пока достаточно сложно. Я профессионально занимаюсь вопросами влияния цвета на человека с 1994 года. По моим наблюдениям, на тренингах и лекциях, посвященных роли цвета в человеческой жизни, которые ведут специалисты из разных областей, в том числе медики, биологи, психологи, бывает мало профессионалов из нашего творческого сообщества, хотя, справедливости ради, нужно обозначить, что в России таких тренингов и лекций ничтожно мало.
Цвет — это первое, что воспринимается человеком в визуальной среде, например, в интерьерах. Вначале мы видим цвет, потом объемы, а уже после присматриваемся к деталям. Эмоциональная цветовая среда невероятно важна: с помощью цвета можно либо как-то поддержать человека, либо, не побоюсь этого утверждения, навредить ему. Поэтому дизайнеру, декоратору, архитектору нужно знать и понимать, какую роль играет цвет в интерьере. Особенно актуальны эти знания сейчас, когда мы ищем оптимальные инструменты и технологии для устойчивого проектирования.
Наши специалисты будут давать студентам это понимание, объяснять, что такое «территория» цвета. Мы давно перешли из категории «красиво — некрасиво» в категорию «полезно — неполезно». Я хочу, чтобы появилось некое пространство, где можно будет проводить тематические лекции. Дизайнеры должны получить возможность приходить туда без барьеров, с доступом из любой точки страны. Лекционное наполнение мы тщательно выбираем .
Хороший дизайнер должен понимать, как работать с различными материалами. Форма и цвет невероятно важны, но если вы хотите работать эффективно, нужно хорошо знать фактуры, текстуры и составы
Каким образом цвет в общественном пространстве, скажем, в ресторане, влияет на поведение человека?
Цветовая психология - это изучение оттенков как определяющего фактора человеческого поведения. Новая история изучения цвета насчитывает не одно десятилетие. За это время появилось множество мнений о том, как правильно использовать его в организации общественных пространств. Например, известно, что теплые цвета, особенно оранжевые оттенки, повышают активность, у большинства создают позитивное настроение, что часто приводит к возбуждению аппетита. Поэтому человек, попадая в ресторан, где преобладают оранжевые оттенки ( от персиковых до оттенков пропеченной корочки хлеба), довольно быстро настраивается на еду, и, как следствие, на заказ аппетитных блюд. Но ошибочно думать, что интерьер только в теплых оттенках будет выигрышным. Человеческий организм работает на чередовании процессов возбуждения и покоя, а для покоя нужны холодные оттенки синих, сине-зелёных, зелёных цветов. Правильная цветовая схема, которая может привести к хорошим экономическим и эмоциональным результатам, неоднородна, включает приёмы «цветового и светового душа», чередования теплого и холодного, светлого и тёмного. Это упрощённая схема. На деле многое зависит от качества цвета, пропорций, географических особенностей и других факторов. И не будем забывать о коммуникативной роли цвета в социуме.
Эмоциональная цветовая среда невероятно важна: с помощью цвета можно либо как-то поддержать человека, либо навредить ему
В Британской высшей школе дизайна, где вы преподаете, большое внимание уделяют практической составляющей работы. Насколько важно такое прикладное образование?
Хороший дизайнер должен понимать, как работать с различными материалами. Конечно, форма и цвет невероятно важны, но если вы не знаете, что такое фактура, текстура и состав, ваша деятельность будет менее эффективной. В Британской Высшей Школе Дизайна мы бесконечно провоцируем студентов на работу с материалами. У нас есть прекрасные лаборатории. Практическая работа - это ещё исследования, выполнение творческих заданий, воспитание критического мышления.
Чем принципиально отличается получение образования в Британской высшей школе дизайна от обучения в любом другом вузе России по тем же направлениям?
Наверное, мой ответ будет необъективным. Я работаю в Британской школе дизайна, потому что очень ответственно отношусь к своей жизни, занимаюсь тем, что считаю наиболее полезным, нужным и важным. В Британке у меня есть возможность эффективно преподавать, и создавать авторские курсы. Что касается отличий, то это, в первую очередь, уникальная творческая среда, в которую попадают студенты. Наша школа — большой концерн, состоящий из нескольких направлений обучения. Это дизайн, искусство, маркетинг, бизнес. Происходит смешение творческих энергий, поскольку студенты не только общаются, но и могут посещать открытые просмотры на смежных специальностях, связанных с дизайном, и получать вдохновение из других направлений. Среда обучения очень важна. Мы же в свою очередь, обучаем наших студентов ответственности перед средой, перед заказчиком и социумом, много говорим об устойчивом дизайне. Стараемся, чтобы они взаимодействовали друг с другом, научились работать в командах. Именно эти навыки — решающие в нашей профессии. Время одиночек прошло, наступило время эффективных команд и осознанных действий.