Редакция Lifestyle Мода Интервью Beauty Ресторация Пространство
Мистика в украшениях
Текст: Наталия Ладейщикова Фото: Личный архив, фотобанк

Во все времена люди носили различные аксессуары, хотя это никогда не являлось предметом первой необходимости. Чем объяснить этот феномен? Ювелирный аналитик Анастасия Фисенко рассказала «Стольнику» о том, почему современный человек носит украшения, как подходит к их выбору и на какие социальные тренды ориентируется.


Image_00_690x900.jpg

Человечество меняется, а украшения остаются

С древних времен люди носили украшения, вкладывая в них какие-то сакральные смыслы. По каким причинам люди носят украшения сегодня?

Есть разница между тем, чтобы носить и приобретать, так как носить мы можем то, что было приобретено когда-то давно. Соответственно, если мы надеваем старые украшения, то вкладываем в это один смысл, а с покупкой новых дело обстоит серьезнее, так как нужно потратить силы, время и деньги для того, чтобы стать обладателем украшения, а потом носить его. По статистике мы носим 10–20% из того, что имеем, а остальное лежит у нас где-то в забытых коробках или шкатулках. На самом деле у этого всё та же самая причина – сакральность. Человек может прекрасно прожить без украшений. Без одежды, без обуви мы не можем жить, а без украшений можем, но почему-то их носим. Проходят тысячелетия, а украшений сколько было в мире, столько и есть. И ничего на это не влияет: ни войны, ни изменения климата, ни появление или исчезновение новых цивилизаций. Эта удивительная живучесть украшений говорит о том, что они для человека имеют гораздо большее значение, нежели просто обладают какой-то декоративной функцией. Чем больше я изучаю украшения, тем больше понимаю, что во всей этой истории постоянно присутствует мистическая подоплека, иначе как объяснить, что в определенных украшениях человек начинает чувствовать себя по-другому? От длины серег может меняться осанка, походка или жестикуляция. Меняется самовосприятие и самоподача, это ли не мистика? Обычное купленное украшение может по-новому выстраивать реальность человека.

Декоративно-прикладное искусство в отличие от станкового принадлежит к искусству первобытного человека. Это то, с помощью чего человек соотносил макрокосм и микрокосм, структурировал хаос, именно поэтому украшения относятся именно к этой сфере искусства. Здесь работают сакральные и исторические корни. Если мы попытаемся рассмотреть другие функции украшений, то это все равно будет про что-то мистическое, про изменение реальности. Соответственно, когда ты начинаешь ощущать себя по-другому, ты и мир начинаешь видеть по-другому.


Image_03.jpg


Люди приобретают украшения по причине того, что это является неким талисманом и оберегом, показателем социального статуса, особенно в определенных слоях населения. Конечно, люди носят украшения еще и в качестве модных аксессуаров, выполняющих декоративную функцию и дополняющих образ. Например, цвет металла может подчеркнуть оттенок загорелой кожи. Декоративная функция украшений никуда не делась, но чаще всего на передний план выходит выражение своего внутреннего мира. Люди стали носить украшения, чтобы выразить свои интересы, потребности и жизненную позицию.

Как за последнее время изменились принципы выбора и покупки украшений у современного потребителя?

По моим наблюдением ориентир сместился с внешнего на внутреннее. Если раньше мы выбирали украшения, подходящие к костюму, к внешности, к обстановке или ожиданиям, то на сегодня ориентир при выборе смещается на внутренние потребности. Сейчас люди думают не о том, подходит ли им украшение, а о том, как они себя в нем чувствуют. И здесь есть два вектора: первый – это физиологические ощущения; эргономика украшений начинает играть очень важную роль, эта тенденция очень сильно проявилась в пандемию и в постпандемийные годы, когда у человека было очень ограниченное количество ресурсов, все находились в ситуации неопределенности и напряжения. Очень многие люди впадали в депрессивные состояния, и ни у кого попросту не осталось ресурса, чтобы делать какой-то выбор. Да и сейчас, многие люди находятся в подобном состоянии, поэтому выбор украшений становится невозможным. Получается, что теперь украшение выбирается для удобства: у людей нет сил на то, чтобы жертвовать своим комфортом. Выбирают гладкие поверхности, приятные текстуры, чтобы ничего нигде не жало, не цеплялось. Второй вектор, может, даже более важный — это то, что дает украшение в психологическом плане. Сегодня, например, человеку не хватает уверенности в себе и смелости – он надевает какое-то крупное украшение. Если в нем он себя чувствует увереннее, авторитетнее и весомее, то да, он его покупает. И наоборот. Мы прислушиваемся к себе и приобретаем то, в чем мы нуждаемся сейчас максимально сильно. Сейчас и в одежде, и в обуви, и в украшениях, и в интерьере, мы выбираем то, что нам удобно, то, что не будет дополнительно нас раздражать.


Image_04.jpg


Расскажите о том, как украшения помогают управлять впечатлением? Могут ли украшения раскрывать черты характера владельца?

Что касается управлениями впечатлением, конечно же эта функция до сих пор остается актуальной, и, действительно, с помощью украшений можно управлять впечатлением, можно достигать своих целей. Например, на своем курсе по ювелирной стилистике я всегда говорю о том, что главный стилист должен уметь подобрать украшения так, чтобы они решали максимально важные задачи для человека в данный период его жизни. Мы подбираем не модные украшения, а максимально подходящие ему на данном этапе жизни.

Я не думаю, что украшение может раскрыть характер человека. В моем окружении большое количество людей, которые вообще не носят украшений. Или, например, бывают периоды в жизни, когда вообще не хочется носить украшения, а иногда хочется полностью обвешиваться. В нашей культуре, например, мужчин вообще отучили носить украшения, так как это было дурным тоном. Или возьмем поколение наших мам, когда во времена СССР внушалось, что единственное украшение, которое на тебе может быть, — это комсомольский значок. Бусы, браслеты, броши – символы отрицательной героини в кино и карикатурах. Отрицательная героиня всегда описывалась нарядной, а положительная, наоборот, не носила украшений. Поэтому, я считаю, мы не можем делать вывод о характере человека по украшениям. Мы даже не можем понять материальное положение человека, потому что в наше время синтезированные бриллианты и камни, покрытые родием или позолотой, выглядят так, что очень сложно определить, какой там металл.


Image_07.jpg


Мода является отражением всего, что происходит в обществе. Какие социальные тренды наиболее отчетливо прослеживаются в ювелирной моде сегодня?

Мода, конечно, огромное зеркало, я бы даже сказала, что это линза, которая преувеличивает все, что происходит в обществе. Первое, что приходит в голову — это ресайклинг и апсайклинг, когда мы даем вещи вторую жизнь. На подиумах сейчас активно используются украшения, сделанные из переработанных металлов, камней и вставок, которые уже были использованы в других украшениях. Вторая часть этой истории – рэди-мейд. Когда мы берем, например, игрушки и делаем из них украшения. Это могут быть карабины, посуда, канцтовары. То есть мы превращаем существующие предметы в элементы украшений. Использование рэди-мейда – это очень мощный социальный тренд в экологии и осознанном потреблении. Чтобы беречь планету, мы используем то, что уже есть, либо просто носим винтаж.

Чуть раньше можно было отследить социальный тренд на прозрачность. Появился он ещё во времена развития социальных сетей, когда мы начали выкладывать всю свою жизнь напоказ в интернет. Тогда на подиумах стало появляться много прозрачных вещей, и, конечно же, в украшениях это тоже проявилось. В какое-то время этот тренд поутих, но сейчас снова на пике.

Также весь мир сейчас в ожидании олимпиады в Париже, поэтому на подиуме — большое количество спортивных элементов одежды. В украшениях это больше проявляется в цветах. Много неоновых и ярких цветов, стекла, эмали, цветного родия. Яркие цвета – это, что у нас ассоциируется с миром спорта. Это тоже социальный тренд, который пришел к нам в ожидании большого спортивного мероприятия в модной столице мира.


Image_14.jpg


В отличие от одежды, украшения не являются вещью первой необходимости. Можно ли считать, что украшения — это то, что всегда тесно связано с эмоциями?

Мне кажется, что здесь все гораздо глубже, чем просто эмоции и чувства. Это все-таки корни архетипических образов, которые были присущи всем людям во все времена. Мне кажется, что украшения — это больше отсылки к чему-то архаическому, нежели просто к эмоциям. Человечество меняется, а украшения остаются. Я даже иногда шучу, что мы умрем, а они останутся. Что бы ни случилось с человечеством, с этими металлами и камнями ничего не произойдет. Это удивительно, что ни войны, ни природные катаклизмы, ничего не может их изжить и стереть с лица земли. Это то, что сопутствует человеку на протяжении всей его истории. Это что-то очень сильно значимое – психологические якоря, с помощью которых мы можем зафиксировать наше состояние и важные жизненные этапы, такие как рождение, взросление, замужество, смерть. Это то, что фиксирует нашу эволюцию и отдельно взятую человеческую жизнь.


Image_15.jpg


Украшения — те предметы в обиходе человека, которые свойственно наделять особыми смыслами и магическими свойствами. Если согласиться с тем, что всё в нашей жизни и есть магия, то, конечно же, украшения — это такие магические элементы, которые могут поменять человека и действительность вокруг него. Есть такое понятие как «генетическая память»: какими бы мы сейчас ни были рациональными и разумными, наши предки очень сильно верили во многие вещи, поэтому и мы все так же верим в иррациональное, может быть, иногда не умея это объяснить. И мне кажется, именно этим объясняется живучесть украшений. Наши предки верили, и мы верим в то, что они дают нам какую-то дополнительную силу.

Поделиться