Двукратный чемпион мира по каратэ Марсель Мансуров имел славу и хорошо зарабатывал. Он мог бы остаться работать в США, помогать отцу в бизнесе. Но все резко изменилось, когда к нему на занятие привели ребенка с расстройством аутистического спектра, а потом — незрячего ребенка. С тех пор боец решил развивать сеть инклюзивных боевых клубов, а помогать ему в этом стали звезды шоу-бизнеса.
«Мне предлагали остаться в США, но я решил развивать инклюзию в России»
Когда я путешествовал по миру, то отмечал, что люди с особенностями развития там не превозносятся и никак не выделяются. С ними общаются наравне, как и с остальными. Когда в наш клуб DOJO№1 приходили родители “обычных” детей и возмущались, почему их ребенок должен заниматься с этими ребятами, мы им спокойно объясняли, что это политика клуба, что все будут заниматься вместе. Вспомните нашумевшее видео из Петербурга, где женщина выгоняла детей с особенностями развития с детской площадки. Здорово, что ситуация получила большой резонанс в сети. Но этот инцидент нельзя решать силой или хейтом, это бесполезно. Скажу больше — такое поведение объясняется неосведомленностью. Незнание порождает страх и агрессию. Но когда мы все научимся не только принимать детей, но и друг друга, когда научимся между собой взаимодействовать, это снизит уровень конфликтности.
Раньше дети с ограниченными возможностями по здоровью или особенностями развития были вне общественного интереса. Ребята сидели запертыми в четырех стенах, дома или в детских коррекционных учреждениях — о них никто не знал, их никто не видел. «Обычные» дети и их родители не знали об их существовании ровно до того момента, пока не встречали их в жизни. Да, родители детей с особенностями стали чаще выходить на улицу, несмотря на отторжение. Благодаря освещению в соцсетях ситуация медленно начала изменяться к лучшему. В такие моменты мы приближаемся к Западу, где люди с инвалидностью чувствуют себя такими же, как все.
В США мне предлагали работу и большие перспективы. Но я уехал, потому что не вижу смысла развивать то, что уже развито. В России мы в самом начале пути, поэтому начали заниматься этим здесь, позаимствовав опыт зарубежных стран. Сложно объяснять нашим министрам, управленцам, что это сложно и необходимо, они только и говорят, что все хорошо. Они искренне верят в то, что добрые дела делаются, ведь статистика показывает, что все в порядке. Но если бы они хоть раз пришли к нам в клуб или домой к родителям, воспитывающих детей с особенностями, то увидели бы реальную картину. Когда мы собираем деньги на реабилитацию детей, хотя клуб не имеет отношения к благотворительности, где господдержка, о которой все трубят? Если у нас все так хорошо, почему люди идут за помощью в DOJO№1? Когда пришла одна семья, вторая, третья, я начал погружаться в эту тему, и понял, что эту огромную пропасть нужно заполнять. И что я сделаю все, что от меня зависит.
«Наш клуб поддержали Митя Фомин и Сергей Жуков»
Сейчас в нашем клубе занимается 70 детей. Из них 20 — с особенностями развития, десять ребят с тяжелыми нарушениями здоровья мы тренируем персонально. Мы зарегистрировали свою некоммерческую организацию, и это значит, что наша деятельность теперь официальна, мы можем подавать заявки на гранты и получать субсидии. Этим летом вывезли 40 детей на сборы на базу под Каменск-Уральским, из них восемь ребят — с особенностями развития. И это еще не все события. Певец Митя Фомин поддержал наш клуб. Когда у него были съемки и концерт в Екатеринбурге, он специально изменил свой график, чтобы посетить DOJO№1. Мы провели для него открытую тренировку, подарили фирменные футболки. Митя сыграл на пианино, спел свои песни, провел фотосессию. И по своей инициативе передал нам выигрыш в программе “Секрет на миллион” в размере 100 тыс. рублей. С Митей мы до сих пор поддерживаем связь. Деньги, которые он нам передал, мы потратили так: одному ребенку с ДЦП оплатили поездку в лагерь, второму ребенку с аутизмом подарили сертификат на обучение в клубе, подарили десять бесплатных тренировок в клубе двум детям. К деятельности нашего клуба подключился также Сергей Жуков. Он уже снял видео и рассказал о нашем клубе в своем Instagram. Сергей сказал, что в будущем хотел бы с нами сотрудничать.
Недавно я снова вернулся на ринг. Осенью дебютировал в ММА в клетке. Параллельно тренер нашего клуба Константин Степанов участвует в боях на голых кулаках — это новое хайповое направление. Мы везде, где можем, рассказываем о нашей деятельности, и я вам скажу, что бойцы, реально далекие от мира инклюзии, с интересом погружаются в нее. Организатор одного из турниров прямо на ринге сказал, что нам хотят помогать и готовы часть денег с боев отправлять на наше развитие. Это значит, что кто-то из детей сможет заниматься бесплатно или получить экипировку.
В октябре мы провели первый инклюзивный фестиваль боевых искусств в Екатеринбурге, в котором приняли участие 25 спортсменов, пять из них — с ограниченными возможностями по здоровью. Чтобы провести фестиваль компания «Максиум» перевела нам грант 800 тыс.рублей. Этих денег хватит еще на организацию сборов для пяти детей с особенностями и на оснащение зала.
«Куча шарлатанов предлагали пилюлю, которая вылечит за раз»
Недавно мы ездили в Москву, в коррекционный центр — предлагали внедрить отделение спортивной реабилитации. Владельцев центра это предложение заинтересовало, ведь они сами воспитывают ребенка с особенностями. Когда он родился, тут же появилась куча шарлатанов, которые спекулировали на этой проблеме и наживались, предлагая волшебную пилюлю, которая якобы за раз вылечит ребенка. На эту “пилюлю” родители потратили «несколько Porsche Cayenne», а результатов так и нет. На самом деле нужно прислушаться к детям, которые давно уже транслируют, что волшебных таблеток нет, что особенность — это не болезнь, она не лечится, и это нужно просто принимать. Владельцы центра решили объединиться с теми родителями, кто столкнулся с похожей ситуацией и открыли центр реабилитации.
Мечтаю открывать филиалы DOJO в Екатеринбурге и России, чтобы у каждого тренера был индивидуальный зал для занятий. Еще одна глобальная цель — создать большой развивающий реабилитационный центр на Урале, где будут заниматься все дети. Вижу свою миссию в том, чтобы подобные инициативы были в разных клубах по всей стране. Нет цели открыть DOJO по всему миру. Есть задача, чтобы DOJO был в сознании людей.
«Помогать нужно только, когда у вас есть внутренний баланс»
Я нашел внутренний баланс в том, что в моей жизни есть несколько совершенно разных направлений деятельности, которые поддерживают меня в ресурсном состоянии. Если бы я занимался только благотворительностью и ходил бы в рваной кофте, меня бы надолго не хватило. Есть люди, которые кричат, что помогут всем, но проходит совсем немного времени, и вот они уже не могут помочь никому. Люди не должны забывать про себя. Также если бы я только зарабатывал деньги, меня бы надолго не хватило, у меня уже такое было, когда я ушел только в бои. Я был все время в агрессии, меня начало заносить. Если я уйду только в семью, мне будет тоскливо, и я не смогу быть собой. Я не бегу за несколькими зайцами, но продолжаю быть в ресурсе, заряжать энергией. Нужно искать баланс с самим собой и делать хорошие дела, не отнимая кусок у себя.