Своими руками
Текст: Александра Соболева Фото: Личный архив
Сейчас редко встретишь мастера, занимающегося старинным ремесленным искусством. Современность заполонили заводы и массовое производство. Шагнем же назад, к ремеслам наших предков, которые затерялись сквозь века эволюции. Кто сейчас продолжает заниматься ручным трудом и что успело поменяться в их работе за столько лет?
Самое сложное в этом ремесле — создание какой-либо идеи
Выдувание стекла
Татьяна Тунис, www.tatianatunis.ru
До советского союза существовали стекольные мастерские. Позже эта деятельность переросла в конвейерное производство, а знание стеклодувного ремесла оказалось потеряно. Однако, до сих пор остались люди, которые сохранили методику изготовления изделий из стекла и промышляют этим ремеслом и по сей день. Особенность работы со стеклом заключается в том, что у мастера есть всего десять-пятнадцать секунд, чтобы придать изделию определенную форму. Для этого стекло разогревают в специальной печи до вязкого состояния и выдуванием придают ему особую форму. После помещения стекла в печку для отжига изделие уже нельзя как-либо изменить. Самое интересное, что если стеклодув допустил ошибку в работе с бесцветным стеклом, то его можно разбить на кусочки и переплавить, а в случаи с цветным – изделие уже непоправимо. Стеклодувная студия Татьяны Тунис специализируется на изготовлении светильников и освещения. Ребята гордятся наличием пузырьков в своих изделиях, так как это является основным признаком ручной работы. То, что делают мастера в студии, невозможно повторить заводским способом. Так команда Татьяны, можно сказать, отдает дань прошлому и меняет отношение к изделиям ручной работы. Это непростое ремесло помогает людям сблизиться, лучше узнать друг друга и осознать, что не такие уж мы все и разные, когда занимаемся общим делом, которое приносит пользу всем.
Литьё колоколов
мастерская Николая Пяткова, www,pyatkov.ru
Сейчас производство колоколов не пользуется сильным спросом, как 90-ые или 2000-ые, когда велись активные работы по восстановлению многих церквей и постройке новых. Также повысилось качество производства и исчезла необходимость в частой замене колоколов, как это было раньше, когда их отливали крайне некачественно. Все колокольные фирмы Европы находятся в глубокой провинции, далеко от столиц и людского шума. Производство Пяткова Николая не стала отходить от принятых традиций и расположилась под Каменск-Уральским вблизи Екатеринбурга сразу на двух заводах. Места, где производят колокола, все похожи друг на друга. Везде тихая, спокойная атмосфера и простые люди – литейщики. При этом колокола у всех получаются совершенно разные и по акустике, и по звучанию. Классический русский набор колоколов, который заказывают это от пяти до восьми колоколов. Всё в зависимости от того, сколько колоколов войдут на колокольню. Среднего размера изделие может достигать веса 100 кг. Завод Николая делал множество заказов для Православных церквей в Америке, Швеции, Норвегии и даже Японии. Они льют колокола уже 33 лет. Все эти долгие годы завод Николая с нуля восстанавливал это ремесло, которое за время татаро-монгольского иго и Советского Союза было полностью разорено. Однако им всё же удалось сохранить навыки этого уникального ремесла, и сейчас к продолжению дела привлекаются уже новые поколения. Николай продолжает заниматься колокольным промыслом для того, чтобы напоминать людям о нашем общем культурном коде, который всех нас роднит и делает ближе.
Резьба по кости
Максим Попов, телеграм: viking_skull_carver
Резьба по кости — ремесло не очень известное в широких кругах, но, как оказалось, довольно популярно среди художников. Это разновидность декоративно-прикладного искусства имеет многовековую историю. Изначально кости животных подвергались обработке в хозяйственных целях и лишь со временем это эволюционировало в художественный промысел. Наиболее древние изделия из кости, выполненные в технике резьбы, были обнаружены ещё в Китае. Классическая резьба на кости подразумевает работу по рогу и бивню. Максим Попов занимается резьбой неклассической — по черепам. Такое направление в творчестве может показаться мрачным, но так художники на своем языке выражают уважение животному, которое уже прошло свой жизненный путь, и придают дополнительный смысл оставшейся части его тела. История Максима уходит корнями в советские времена, где он получил образование художника-оформителя и начал заниматься организацией выставок, а точнее их визуальным оформлением. Резьбе по кости Максим стал обучаться самостоятельно и со временем набил руку. Сам по себе череп — невероятно сложный тонко устроенный объект. В работе с ним сложно действовать по задуманному эскизу, поэтому художнику часто приходится импровизировать в процессе резки. Самое сложное в этом ремесле — создание какой-либо идеи. Максим часто использует что-то из скандинавского эпоса и также ориентируется на индивидуальные особенности черепа. Иногда попадаются особо крупные экземпляры со сложной костью, поэтому такое ремесло — настоящее физическое испытание для мастеров.
Ткачество
Галина Некрасова, www.tkatsaya.ru
Для того, чтобы научиться ткать нужны руки, желание и терпение. Раньше на Руси уметь ткать должна была каждая девушка вне зависимости от своего социального статуса. Учить этому ремеслу начинали с семи лет, а к шестнадцати годам девушка уже становилась настоящей мастерицей. Галина Некрасова занимается этим промыслом уже не первый год и делает это на ткатских рамах собственного производства. Издревле считалось, что изделие, созданное руками, долгое время сохраняет тепло мастера и в дальнейшем приносит его в то место, где висит. Мастера называют ткачество увлекательным занятием, которое затягивает своей фактурностью и текстурой. Материал, из которого ткут перестает быть плоским и в умелых руках обретает форму. Художественному ручному ткачеству Галина училась самостоятельно. Самым её интересным заказом был гобелен горы Рэриха. А совсем недавно она совместно с одним из ресторанов на берегах реки Амур создала коллекцию подушек специально для их ресторана. Галина считает промысел важной частью жизни любого человека и обучает ткачеству людей значительно старше себя. Так она помогает образовывать между разными поколениями связи на основе общего интереса к ремеслу и истории этого старинного дела.