Редакция Lifestyle Мода Интервью Beauty Ресторация Пространство
Корсет: история преображения
Текст: Наталия Ладейщикова Фото: Личный архив

Антон Приймак, исследователь моды, коллекционер женского белья и костюма XIX-XX века – развеял устоявшиеся мифы и рассказал об эволюции корсетов и других предметах бельевого гардероба.



Image_00_690x900.jpg

Когда кто-то удивляется, что я собираю коллекцию женского нижнего белья, я отвечаю, что было бы более странно, если бы я собирал коллекцию мужского

Image_01.jpg


Какие главные особенности и отличия присущи корсетам разных эпох?

Корсеты — это неотъемлемая часть женского гардероба и их история бытования насчитывает около 500 лет. Они, кстати, и остаются частью жизни современных женщин, ведь даже такие привычные предметы, как бюстгальтеры и пояса для чулок, являются результатом эволюции корсетной промышленности.

Корсеты появились около 500 лет назад, претерпели множество изменений, и их первоначальные формы не сохранились. Поэтому нам сложно получить точные представления о том, как выглядели корсеты прошлых эпох, до учреждения модных журналов, в которых стали появляться ранние схематичные изображения предметов белья. Тем не менее, мы можем говорить о более-менее достоверном виде корсетов, начиная с рубежа XVII-XVIII веков, так как сохранились книги с изображением их кроя. А корсеты XIX века сохранились даже в виде артефактов, хранящихся в музеях и частных коллекциях.

Как я уже упоминал, корсеты постоянно развивались и совершенствовались. С течением времени менялся технический прогресс, внедрялись новые материалы. Например, в начале XIX века активно использовались эластичные детали, которые работали за счет маленьких, металлических пружинок, вшитых в ткань.

В XX веке эластичные детали начали активно вставляться в корсеты уже в виде прорезиненных вставок с нитями из резины. Сегодня мы можем увидеть широкие эластичные полотна или ленты с прорезиненными нитями, изготовленные по той же технологии, которая использовалась более ста лет назад.

Главное изменение, которые потерпели корсеты за почти 500 лет — это постепенное повышение уровня комфорта. В XVI-XVII веках женское тело подчинялось моде, и его формы часто не соответствовали реальным очертаниям. Однако с конца XVIII века мода и корсетные изделия начали меняться, подчеркивая естественные линии женского тела. Белье и костюм стали больше соответствовать потребностям человека, а не наоборот.
 
У нас пишут много неправды про кринолины. Настоящая история кринолинов у нас неизвестна, как и настоящая история турнюров. Про корсеты тоже пишут очень много неправды». Развейте несколько устоявшихся мифов о корсетах и других предметах бельевого гардероба.

Существует распространённое заблуждение, что корсет создавался исключительно для того, чтобы сделать талию женщин как можно тоньше. Но это неправда. В прошлом веке женщины не стремились к чрезмерному истончению своей талии.

До 1920-х годов, корсет играл важную роль в формировании женского костюма, обеспечивая поддержку талии. Все слои женского гардероба — от белья до верхнего платья — имели пояса, которые фиксировались на талии. Если бы не жёсткая основа корсета, пронизанная косточками, то вся эта конструкция просто врезалась бы в тело.

Кроме того, корсет служил опорой для груди до появления бюстгальтера. Бретельки бюстгальтера поддерживают грудь, опираясь на плечевой пояс, в то время как корсет выталкивал грудь снизу, поддерживая её с помощью косточек. Эти косточки позволяли регулировать линию груди в зависимости от модных тенденций. Мода постоянно менялась, и линия груди могла подниматься и опускаться, как и линия талии. То есть корсет играл ключевую роль в создании силуэтных линий и очертаний корпуса.

Также существует несколько мифов, связанных с исчезновением корсетов. Одни говорят, что Поль Пуаре освободил женщин от корсетов в 1910-х годах. Другие приписывают это Коко Шанель в 1920-х.

На самом деле, это всего лишь легенды, никто женщин от корсетов не освобождал. И они продолжали существовать на протяжении всего XX века, были популярны и в 30-х, и в 50-х, и в 60-х годах. Менялась мода, менялись материалы, используемые для корсетных изделий, и они тоже претерпевали изменения. Постепенно к 1960-1970-м годам от корсетов остались грации и пояса, которые поддерживали чулки. Как и бюстгальтеры, которые стали наследниками корсетных изделий.

Что касается кринолинов и турнюров – существовали легенды о том, что эти каркасные юбки были неудобны в носке и очень тяжёлые. В моей коллекции есть много таких предметов — около 30 моделей разных кринолинов и около 50 моделей различных турнюров. Это практически невесомые предметы, которые очень комфортны в носке, при условии, что они сделаны качественно. Они вводились для того, чтобы избавить женщину от ношения тяжёлых нижних юбок из хлопчатобумажных материй. Это был своего рода прогресс в моде по мере того, как изменялся женский силуэт, и появление каркасных юбок ни в коем случае не являлось возвращением к прошлому. Речь скорее про облегчение костюма, которое мы сейчас не до конца понимаем, потому что многие исследователи, называющие себя историками моды, не держали эти вещи в руках.



Image_02.jpg



Image_03.jpg


То есть, вопреки мифам, комфорт женщины всё-таки учитывался в моде XIX-XX века?

Да. В 1900-х годах, в эпоху модерна, корсеты были невероятно сложными по крою и конструкции. Они создавали S-образный силуэт, который изгибался подобно латинской букве S, создавая эффект змейки. Однако к 1920-м годам силуэт начал постепенно выпрямляться, а материалы, используемые для изготовления корсетов, также претерпели изменения.

По мере выпрямления женской фигуры, корсетные изделия стали более комфортными. В течение всего XX века, по мере того как женщины становились более активными в работе и спорте, корсеты продолжали меняться и адаптироваться.

Существует множество рекламных объявлений производителей корсетов 1920-1950-х годов, которые утверждали, что в таких корсетах можно заниматься спортом, водить машину, танцевать, путешествовать и делать всё, что душе угодно.

Таким образом, комфорт постепенно становился неотъемлемой частью костюма. Сегодня, когда мы носим спортивные костюмы, худи, штаны на резинке и другую удобную одежду, нам сложно представить, как люди XIX-начала XX века могли ходить в таких сложных костюмах с жёсткой посадкой. Нам это может показаться странным и даже ужасным, но им не с чем было сравнивать. Они носили такую одежду и не знали ничего другого. Для них это было по-своему комфортно.

Женщина, зашнурованная в корсет с тугой посадкой лифа по фигуре, чувствовала себя комфортно и защищённо. Она не ощущала себя раздетой, и в этом был её собственный комфорт.
 
Вас когда-нибудь называли фетишистом?

Конечно, меня часто называют именно так. Когда кто-то удивляется, что я собираю коллекцию женского нижнего белья, я отвечаю, что было бы более странно, если бы я собирал коллекцию мужского. Да, меня называют фетишистом, но меня интересуют эти вещи с точки зрения истории развития женского костюма.
 
Сейчас в моей коллекции более тысячи предметов. И помимо корсетов, кринолинов и турнюров — это предметы нижнего женского белья, выполненные из ткани: сорочки, денные и ночные, панталоны, нижние юбки разных фасонов, камисоли, лифы, надевавшиеся поверх корсетов, чулки, подвязки и разнообразные аксессуары. Я не учитываю модные журналы и гравюры, так как это отдельная история.
 
Дело в том, что именно нижний костюм формировал модный силуэт в XIX-начале XX века. Когда я начал изучать историю костюма, я понял, что с течением времени силуэт в женском костюме сильно менялся, и именно за счёт нижнего белья. А в книгах об истории костюма чаще всего рассказывают о внешней оболочке: платьях, шляпках, верхней одежде, веерах, сумочках и перчатках. Однако со временем информация по крупицам появлялась в общедоступных источниках, и это стимулировало меня к изучению данного вопроса.
 
Так зародилась моя коллекция. Я начал собирать вещи, не задумываясь о коллекционировании, просто хотел их изучить. Первый предмет я купил в 1999 году, но только к 2007 году я понял, что уже формируется коллекция. С того момента я могу называть себя коллекционером.

В том, чем я занимаюсь, нет никакого вожделения или сексуального подтекста. Я очень люблю и нежно отношусь к экспонатам своей коллекции, потому что они являются олицетворением моды своего времени, того пласта материальной культуры, который утрачен в России в силу обстоятельств — революции, Гражданской войны и Второй Мировой войны.

Вы также создаете исторические костюмы для кино, кропотливо воссоздавая историческую архитектуру кринолинов, турнюров и так далее. Насколько видна в кадре скрупулезность вашей работы? Какова разница между вашей работой и современными интерпретациями предметов белья?
 
Я не занимаюсь созданием исторических костюмов для кино, а разрабатываю каркасные юбки — кринолины и турнюры — как для кино, так и для театральных постановок, а также для реконструкций.

Моя главная задача — воссоздать исторические силуэты. В моём ассортименте представлен широкий модельный ряд каркасных юбок, которые повторяют разнообразные силуэты. Я стремлюсь использовать материалы, максимально приближенные к тем, что использовались в XVIII-XIX веках. Однако для создания этих юбок мне пришлось разработать собственную технологию, так как в те времена использовалась фурнитура, которая сейчас недоступна.



Image_04.jpg


Image_06.jpg


Насколько скрупулезно видна моя работа в кадре? 

Поскольку я создаю предметы нижнего костюма, они чаще всего остаются за кадром, скрытые под платьями актрис. Зритель может оценить лишь силуэт, если оператор и художник сочтут нужным показать актрису в кадре. В театре же всё видно на сцене.

А под современными интерпретациями вы, вероятно, имеете в виду корейские кринолины для свадебных платьев, известные как «подъюбники». Мне даже неловко сравнивать кутюрный предмет высокой моды и изделие, купленное на рынке и произведённое в Китае. Корейские подъюбники — это корейские подъюбники. Они могут быть созданы за несколько минут из сетки с тремя-четырьмя пластиковыми обручами, в то время как я работаю над своим изделием от 5 до 10 дней, поскольку, как я уже говорил, в моих изделиях много ручной работы, ведь это не просто массовый пошив, а индивидуальный пошив для конкретных людей.
 
В каком состоянии старинные корсеты, которым более века, сохраняются до наших дней? Какие условия хранения вы обеспечиваете предметам своей коллекции?

Моя коллекция состоит из вещей, которые не только сами по себе являются уникальными предметами, но и людей поражает их состояние сохранности. Я предпочитаю вместо 20-30 плохоньких вещей в коллекцию приобрести один пусть дорогой, но хорошо сохранившийся предмет. Отсюда и бережное отношение к ним, потому что я считаю, что и после меня они должны сохраниться в таком же состоянии.

То есть мой основной принцип в создании коллекции — только идеально сохранившиеся предметы. Независимо от того, относятся ли они к началу XIX века, а это значит, что им более 200 лет, или к началу XX века — около 100 лет, для меня важно, чтобы каждый предмет был без пятен, ржавчины, надрывов и в полной сохранности.

В отличие от живописи, мебели и ювелирных изделий, которые хранятся в музеях, текстильные изделия являются самыми хрупкими. Ткани и нити, из которых они сшиты, с годами ветшают.

Чтобы сохранить эти предметы, я храню их в помещении с оптимальным уровнем влажности и температуры. При таких условиях вещи сохраняются без каких-либо изменений. Если же вещи хранятся на сырых чердаках, они могут сильно повредиться с течением времени.

Особенно сложно хранить кринолины, турнюры и корсеты, в которых есть металлические элементы. Они  могут заржаветь при повышении влажности, поэтому он должен быть средним, как и уровень температуры. К счастью, я могу обеспечить такие условия.

Вы упоминали о том, что в России не хватает музея об истории костюма. Какие экспозиции, помимо собственной, вы бы хотели увидеть в таком музее?

Я не первый, кто говорит о том, что в России не хватает музея, посвящённого истории костюма и моды. И мне бы, конечно, хотелось создать  музей костюма с большой экспозицией.

На сегодняшний день у меня есть знакомые коллекционеры, которые собирают различные предметы, связанные с историей костюма. Кто-то собирает платья, кто-то — головные уборы, а кто-то — веера. Безусловно, было бы интересно проводить тематические выставки.

Можно было бы устраивать выставки не только по отдельным предметам, но и по эпохам, включая наше время. Ведь иногда интересно сочетать исторические предметы с их современными интерпретациями.

Возможно, когда-нибудь такой музей появится. Если не на основе моей коллекции, то, возможно, она станет частью более крупной. Я знаю, что в Государственном Эрмитаже есть прекрасная галерея костюма, которая находится в открытом хранении в «Старой деревне». Возможно, со временем моя коллекция станет частью этой галереи. Это было бы честью для меня и прекрасной перспективой для моих предметов. Я понимаю, что в Государственном Эрмитаже они могли бы получить достойный уровень хранения и радовать нас с вами через десятилетия и века.
 

Поделиться