Рынок, где не будет нелегальной продукции, — мечта государства и бизнеса. Маркировка товаров легкой промышленности станет большим шагом к честной торговле, но и у положительных изменений есть обратная сторона.
Представьте, что вы покупаете в бутике одежду премиального или люксового качества, но вместо бренда получаете подделку. Неприятно, согласитесь? Ни для кого не секрет: отличить фейк от оригинала иногда почти невозможно. Маркировка товаров выручит множество российских любителей моды, поскольку позволит исключить проникновение подделок в универмаги и бутики.
Борьба с незаконным ввозом, производством и оборотом товаров на территории России — глобальная задача маркировки. Минпромторг, Росстат и Федеральная таможенная служба еще в 2015 году разработали систему расчетов, позволяющую выявить процент «серой» и «черной» продукции. Из года в год статистика показывает, что в стране каждый третий товар — контрафактный. Особенно много подделок было на меховом рынке, поэтому тестирование маркировки начали именно с него. До 2016 года доля контрафактных шуб, которые огромными партиями привозили из Китая, составляла 70% от всего рынка. После введения маркировки, по данным Росстата, эта цифра снизилась до 15%, и сейчас вероятность покупки нелегальной шубы в магазине стремится к нулю.
В позапрошлом году государство взялось за чипирование обуви. Год назад в список товаров, для которых нужна обязательная маркировка, добавили изделия из кожи, трикотажные блузки, пальто и полупальто, плащи и куртки, ветровки и штормовки, постельное, столовое, туалетное и кухонное белье. С февраля 2021 года оборот непромаркированных товаров легпрома будет запрещен. Это коснется всех сегментов рынка одежды и текстиля.
У новой системы есть плюсы, в первую очередь для потребителей. При помощи смартфона с установленным приложением «Честный знак» любой покупатель сможет сканировать код Data Matrix и отслеживать, есть ли товар в базах данных. Узнать через систему можно все: где был произведен товар, как транспортировался, где был продан, каков уровень его качества. Если потребитель внезапно обнаружит подделку, то сразу сможет сообщить, в какой точке она продается.
Тотальное отслеживание чрезвычайно выгодно и государству. Производители и продавцы окажутся в условиях честной конкуренции и смогут проводить более точную бизнес-аналитику, поскольку данных для нее станет больше. У предпринимателей же не останется способов уйти от уплаты налогов и пошлин — рынок удастся взять под контроль. На первый взгляд, идеальная картина, но не тут-то было. Маркировка нанесет сильный удар по малому бизнесу — многим компаниям придется уйти с рынка. Причина проста: для чипирования нужно дорогое оборудование. Только крупные производители и ритейлеры смогут быстро установить считыватели. Микробрендам одежды, которые работают для нескольких постоянных покупателей, очень сложно исполнить закон. Кроме того, в небольших фирмах не всегда найдутся квалифицированные сотрудники, готовые заняться маркировкой. Есть у этого явления и положительная сторона: мы наконец-то попрощаемся с шоу-румами, которые перешли в офлайн из Instagram. Известно, что эти предприниматели часто делают оптовые закупки через китайские сайты. Для них будет два варианта: полностью вернуться в соцсеть, работу которой законодательство пока никак не контролирует, или установить прямые контакты с китайскими производителями. В связи с недавними событиями китайских товаров, ввозимых в Россию, стало меньше. Но сайты, через которые зарубежные производители продают свои товары в розницу, все равно составляют конкуренцию продавцам и производителям, существующим в реальности. В начале 2020 года власти снизили беспошлинный порог ввоза зарубежных товаров: если раньше он составлял €500, то теперь — €200. Тем не менее доля дорогих посылок из Китая и других стран крайне мала. К 2024 году беспошлинный порог снизят до €20, при этом налог составляет всего 15% от стоимости товара. Для посылки стоимостью, например, 3000 рублей доплата в размере 450 рублей вряд ли будет критичной. В то же время прогнозировать изменение цен, связанное с введением маркировки, пока сложно: сам чип обходится производителям и продавцам примерно в 20 рублей, но в стоимость также будут включены издержки, связанные с закупкой оборудования. Есть большая вероятность, что потребители, увидев, насколько подорожала продукция из-за маркировки, начнут заказывать еще больше дешевых товаров.
Кроме того, маркировка может стать почвой для проявления давно забытых мошеннических схем. Например, для того, чтобы платить меньше налогов, предприятия будут оформлять дорогостоящую продукцию как товары с меньшей стоимостью, а после продавать их по реальным рыночным ценам. По мнению специалистов, факт предоставления неверной информации можно отследить. Но если фальсификацию данных не смогут подтвердить в установленный срок, то разницу в средствах спишут на недостачу, и виновник не ответит за нарушение закона. Вряд ли это единственная схема, по которой в нашей стране можно уклониться от уплаты налогов, при этом получив не наказание, а прибыль. Эффективность новой системы остается под сомнением, но изменения неизбежны. Покупатели и предприниматели должны быть готовы к ним. Если внедрение маркировки пройдет успешно, российская экономика заметно укрепится.