О трендах 2021-го на рынке инвестиций рассказала Анна Воробьева, управляющий директор Росбанк L’Hermitage Private Banking.
Давайте поговорим о влиянии глобальной вспышки коронавируса на экономику в мире. Как Private Banking адаптировался к новой реальности?
Лично мне близка позиция, что если бы не коронавирус, были бы другие поводы для коррекции. Очевидно, что назрела необходимость во встряске экономик потребления, в ребалансировке активов, пересмотре ценностей и ориентиров, в открытии новых возможностей: ресурсов, рынков, в смене лидеров на них и, возможно, даже критериев лидерства.
Сложно удержаться от сравнения кризиса 2020 года с событиями прошлых лет и не отметить стремительное (по сравнению, например, с 2008-м) восстановление экономики, основанное на позитивных ожиданиях. Перемены стали новой точкой роста и послужили поводом пересмотреть подход к управлению финансами. Многие private-клиенты стали больше полагаться на экспертизу банка при построении портфелей, так как ощутили преимущества профессионального подхода. Появился аппетит к риску.
Росбанк L’Hermitage Private Banking был готов к вызовам времени. На протяжении последних лет мы активно инвестировали в развитие дистанционных каналов, продуктовых предложений, непрерывно повышали квалификацию персонала. Поэтому наша адаптация к новой реальности прошла успешно, без сбоев в текущей работе. Более того, благодаря глубокой экспертизе группы Societe Generale, мы смогли удовлетворить самые взыскательные требования клиентов Росбанк L’Hermitage Private Banking в части построения инвестиционных портфелей. И в период колебаний на рынках оперативно отреагировали и помогли клиентам не только защитить вложенные средства от возможных шоковых сценариев, но и заработать на скачках. В условиях нестабильной экономики, снижения ключевых ставок, изменений в законодательстве мы ощутили всплеск интереса к инвестиционным продуктам, основанным на международной экспертизе. В части нефинансовых услуг мы отметили рост спроса на частную авиацию, медицинское страхование, юридическое сопровождение налоговых и семейных отношений.
Каковы тенденции грядущего десятилетия в России и за ее пределами?
Начну, конечно, со всего, что связанно с дистанционной работой. Благодаря онлайн-возможностям клиенты могут совершать рутинные операции из любой точки мира. Дистанционные каналы позволяют расширить географию сделок, дают большую свободу выбора, позволяют упросить многие вопросы, связанные с принятием решений. Поэтому дальнейшее совершенствование и развитие онлайн-сервисов является одной из важнейших задач. Дистанционные каналы упрощают возможность сопровождать клиентов по всей стране, в любых часовых поясах. Сейчас удаленность от Москвы дает все больше преимуществ для региональных клиентов. Разница во времени зачастую помогает закрывать экономически более выгодные сделки по валюте или вхождению в структурные продукты. В нашем распоряжении оказывается более длинный рабочий день для решения нестандартных запросов с привлечением всех ресурсов команды в России и за рубежом
Еще один важный аспект, связанный с цифровизацией и развитием дистанционных каналов, – это совершенствование способов защиты клиентских данных, и, как следствие, развитие различных видов идентификации. В этом контексте меры по предотвращению кибер-атак будут оставаться предметом особой заботы и контроля.
Важно, что когда большое количество услуг реализуется онлайн, живой человеческий контакт и эмпатия становятся элементом роскоши, искусства и, соответственно, несмотря на всеобщую цифровизацию, останутся особенностью private-индустрии.
Еще один очевидный тренд – это «зеленое», или социально-ответственное, инвестирование, которое помимо финансовой выгоды предполагает общественную пользу. В этом отношении Росбанк L’Hermitage Private Banking следует предназначению группы Societe Generale: «Создавать устойчивое будущее вместе с нашими клиентами, предлагая инновационные и социально ответственные финансовые решения».
Если говорить про последние тенденции «цифровой революции-2020»: что поменялось, что осталось стабильным, а что уже никогда не вернуть в отрасли Private Banking?
Изменилось отношение к уровню надежности и международному опыту. Private перестает ассоциироваться с сигарно-коньячным клубом, а банкир – со швейцаром, открывающим дверь. Мы стали проводником, помощником, иногда в прямом смысле юридическим партнером клиента по его бизнесу; держателем секретов и учителем с большим опытом и экспертизой. Клиент все чаще готов брать более высокий риск в инвестициях, но при этом склонен опираться на экспертизу, а не заниматься управлением активов самостоятельно.
Несмотря на повышение операционной самостоятельности клиентов, которые активно пользуются мобильным приложением и другими онлайн-возможностями, по-прежнему ценятся теплые человеческие отношения, эмпатия и высокий уровень качества обслуживания.
Скорее всего, уже не вернуть доходные вклады, бумажный документооборот и необходимость обращаться в отделение банка для решения финансовых задач.
Как подготовиться к изменениям, которых не избежать в следующем десятилетии? Может быть есть алгоритм действий в современных условиях рынка? Станет ли нормой банковского обслуживания тренд планирования преемственности для российских HNWI?
Как я уже говорила, важно понимать суть происходящих в мире процессов и следовать глобальным трендам. Независимо от уровня склонности к риску стоит действовать аккуратно, учитывать опыт и прислушиваться к экспертизе специалистов. Мы рекомендуем клиентам придерживаться принципа диверсификации активов – главного принципа Private Banking.
Что касается планирования преемственности для российских владельцев крупных капиталов (от 5 млн долларов) – наш Private, в соответствии с вековыми традициями группы Societe Generale, всегда работал и в дальнейшем будет ориентироваться на семейный формат обслуживания клиентов. Планирование – это главный драйвер роста современной экономики в целом, без которого сложно существовать в финансовом мире.
Почему клиент выбирает именно вас? Чем Private Banking Росбанка отличается от других?
В наше время для клиентов особую значимость приобретают надежность и устойчивость кредитной организации. Societe Generale, в состав которой входит Росбанк, — это одна из крупнейших финансовых групп в Европе. Она играет важную роль в реальной экономике более 150 лет и представлена в 62 странах мира. Надежность и уровень Росбанка подтверждается высокими кредитными рейтингами национальных и международных рейтинговых агентств: АКРА на уровне AAA (RU) и Эксперт РА на уровне ruААА, Fitch Ratings (BBB) и Moody’s Investors Service (Baa3). Росбанк включен Банком России в перечень 12-ти системно значимых кредитных организаций, также он входит в ТОП-3 надежных российских банков по версии журнала Forbes.
Наши клиенты ценят возможность пользоваться международной финансовой экспертизой, качественными прогнозами, что позволяет обеспечивать устойчивость финансовых портфелей. Одно из ценнейших наших преимуществ – поддержка Societe Generale, возможность предоставлять услуги не только в России, но и в Европе. Также клиентам доступны любые предложения, существующие во вселенной инвестиционных продуктов. Кроме того, политика ценообразования зачастую приятно удивляет тех, кто впервые структурирует с нами свои портфели.
Региональные клиенты могут начать работать с нами с размещения небольших, по меркам Private, сумм. Мы лояльно смотрим на желание не связывать себя обязательствами по фиксированию пороговых значений. Важно, сотрудничает ли клиент с банком по другим проектам, например, переводит к нам на обслуживание свой бизнес или начисляет зарплату сотрудникам на счета, открытые в Росбанке. Мы также учитываем планы пользоваться нашими услугами индивидуально или всей семьей.