Редакция Lifestyle Мода Интервью Beauty Ресторация Пространство
Герой обложки Артём Власенко: Игра в долгую
Текст: Александра Третьякова Фото: Эрик Гринкер

Артём Власенко – хирург-офтальмолог и владелец сети салонов «Оптик-центр» называет себя «менеджером хорошего зрения», потому что уже 26 лет продаёт не просто очки и линзы, а возможность видеть красоту этого мира. Предприниматель рассказал, как игра «вдолгую», а не сиюминутная выгода, помогла занять 50% рынка оптики Челябинска и что он ждёт от Екатеринбурга.



Image_00_690x900.jpg

@artem.vlasenko.oc

"Оптик-центр – это… магазин хорошего зрения"

В студенчестве Вы были жадным до знаний и искренне любили медицину. Почему в итоге выбрали бизнес и предпринимательскую стезю?
 
Меня всегда тянуло к продажам, а сфера услуг – моё второе «я». В студенчестве у меня был опыт торговли: продавал шоколадки, сигареты, что-то дефицитное. Конечно, это не было системой – просто первый заработок, но уже тогда проявлялась моя коммерческая жилка. В медицинской академии какая-то внутренняя чуйка привела меня в офтальмологию, следующую после стоматологии наиболее коммерческую специальность. И не успев закончить мед, я поступил на второе высшее, финансово-экономическое. После окончания академии я работал в больнице и параллельно открыл свой небольшой кабинет по подбору линз. Это был старт моего пути на рынке оптики.
 
Сейчас у Вас одна из крупных в РФ частная офтальмологическая клиника, несколько диагностических центров, 26 салонов оптики в Челябинске и области и один – в Екатеринбурге. Как такой успех воспринимают конкуренты?
 
Когда мы зашли в Екатеринбург, мои коллеги здесь были не очень нам рады. Но я считаю, что любой собственник бизнеса должен ответить себе на вопрос: а всё ли ты сделал, чтобы на твой рынок никто не зашёл? Какой-нибудь Артём Власенко? Например, я всегда развивался, никогда не останавливался. Старался где-то закрыть лакуны, когда появлялись места, которые мог бы занять кто-то другой. Это касается и сегментов, и ассортимента, и каких-то новых направлений. Поэтому сегодня в Челябинске мы лидеры аудитории. Мы её тащим, как паровоз, несмотря на то, что нам как пионерам летят стрелы в спину. Но мы к этому готовы.



Image_01.jpg

 
И больше не будете открывать новые салоны в Челябинске?
 
Нет задачи расти в количестве, сейчас есть задача оптимизироваться. Например, подобрать лучшие локации, более просторные площади, чтобы нашим клиентам, пациентам было ещё комфортнее. Мы уже это делали и знаем, что этот путь успешный. Чётко понимаем, какими мы должны быть через два года, через пять лет. В Челябинске наш процесс изменений и улучшений не останавливается. Так же, как и в Екатеринбурге.

Концепция магазина хорошего зрения – это наш «голубой океан», в котором мы хотим плавать какое-то время, пока он не станет «алым». Пока в него не приплывут конкуренты и не пустят нашей рыбке кровь.

 
Почему в Екатеринбург решили зайти именно с премиум-сегментом?
 
Потому что, опять же, действуя по теории «голубого океана», не считаю нужным проливать кровь в тех сегментах, где представлены игроки, которые давно на рынке и застолбили свой объём: ± 20-25%. Зачем идти туда, где уже занято? Я осознавал, что клиенты в Екатеринбурге не стоят в очереди и не ждут, пока мы придём. Но я всё взвесил и оценил, что именно в премиуме шансов больше, в нём можно поиграть и поработать. И когда мы заявили о себе, увидели, что екатеринбуржцы готовы покупать у челябинских ребят, если они хороши и профессиональны. Мне это приятно.
 
Какие дальнейшие планы на Екатеринбург?
 
Мы посмотрим, как всё будет работать. Конечно, хотим добиться максимальных результатов. Екатеринбург входит в топ-3 городов страны по благосостоянию, финансовым и другим показателям. И он всего в 200 км от Челябинска, а значит мы можем задействовать все наши ресурсы для развития. Важно, что для нас Екатеринбург сейчас – это новая точка отсчёта на пути федерального масштаба. Я не знаю, когда это произойдет: завтра, через 5 лет или через 10. Но понимаю, что 26 лет прошли не зря: мы накопили достаточный опыт для покорения новых вершин. Кстати, первая попытка зайти на Екатеринбургский рынок была лет 17-18 назад.
 
Что же тогда помешало?
 
Мы купили помещение, сделали ремонт и уже хотели открывать салон, но в этот момент ко мне обратился знакомый доктор. Говорит: «Мы клинику планируем открывать, а у тебя есть пациенты. Будем тебе платить бонусы за каждого». Я задумался и сначала хотел согласиться, но потом понял, что не готов отдавать своих пациентов даже в самые хорошие руки. И как раз это сподвигло меня перенаправить все ресурсы из Екатеринбурга на открытие своей клиники. Это была мечта и я не мог её предать. Спустя 18 лет и три переезда сегодня в России это самый крупный проект в частной офтальмологии, который был реализован за собственные средства, без какой-либо бюджетной помощи. Таких клиник больше нет в стране.



Image_03.jpg
 

Почему ваш бизнес стал успешным? Можете раскрыть формулу этого успеха?
 
Всё благодаря моей проактивности и любви к своему делу. Без любви вообще ничего нельзя делать ни в жизни, ни семье, ни в бизнесе. Ещё я живу таким принципом: жизнь – игра  «вдолгую». Например, у нас с супругой в прошлом году было 30 лет совместной жизни. Что касается дела, то я никогда не променяю своих постоянных поставщиков на других, если мне предложат какие-то ежесекундные выгоды. Я понятный и надёжный партнёр, конечно, пока меня не предадут и не обманут.

Прочитав книгу Саймона Синека «Бесконечная игра. В бизнесе побеждает тот, кто не участвует в гонке», я получил подтверждение тому, что живу с правильными принципами. Ты отвечаешь на два вопроса «кто?» и «что?». «Кто» – это люди, с которыми ты строишь отношения: семья, друзья, коллеги, партнёры, поставщики. «Что» – это любимое достойное дело. И больше шансов у тех бизнесов, которые выстраивают свои отношения между «кто» и «что» не на мгновенной прибыли, а на том, чтобы сегодня ты что-то сделал, а деньги придут завтра. Когда у тебя всё хорошо с ответами на эти вопросы, то кассовая машинка играет красивую музыку. 

В первые годы, когда мы начинали, я много вкладывал в развитие. Слава Богу, что было на что жить. Сегодня мы пожинаем плоды. Мы построили систему, как город, в котором я – мэр, а мои сотрудники – жители.

 
Как привлечь покупателя в условиях перенасыщенного рынка? Какие методы вы применяете?
 
Когда ты прошел этот путь в другом регионе, то в новых у тебя уже развязаны руки: есть команда, персонал, маркетинг + инструменты, которые твои конкуренты, давно работающие на этом рынке, уже не будут использовать. Например, я вижу в журнале «Стольник» статьи с разными руководителями, которые носят очки. Нахожу их контакты, отправляю им подарки в виде каких-то достойных аксессуаров. Наш человек везёт презенты из Челябинска и передаёт секретарю или лично в руки. Представить сейчас, что какая-то сеть оптик, будет таким заниматься, сложно. А моя задача – как раз степ-бай-степ заявить о себе при помощи одного контакта, второго, третьего. У меня есть ресурсы, знания, а главное – время. Я могу подождать, когда новые клиенты придут по такому пути. А если не придут, то по крайней мере, будут про меня знать. А завтра я появлюсь на «Екатерининской ассамблее» как партнёр, а послезавтра на «Человеке года». И так за 2-3 года сформирую определённый имидж компании – меня будут узнавать и ассоциировать с надёжностью: с Артёмом Власенко можно иметь дело. Пациенты, которые идут на операции, приходят делать их именно у меня. С одной стороны, это рискованно, но с другой – я уверен в своей команде, они не подведут. Поэтому я смело развиваю личный бренд. Люди покупают у людей.
 
В одном из интервью Вы сказали, что ни разу не были в суде. Расскажите про свою позицию по отношению к клиентам.
 
Как бы банально не звучало, но я считаю, что клиент всегда прав. И у нас это не дежурная фраза, мы этим живём. Но есть риски, не связанные с нашей работой, и нам уже приходилось бывать в суде. Мы тоже люди и нам свойственны ошибки. Моя задача и задача команды – решить все вопросы и сделать выводы. Но в любом случае это были единичные ситуации, поэтому стучу по дереву.
 
Современные технологии стремительно развиваются. Какая инновация в мире оптики Вас удивила в последний раз?
 
Передо мной лежит коробка с умными очками дополненной реальности Even Reality. Они предназначены для повседневного использования, могут быть с диоптриями и без и позволяют незаметно отображать цифровой контент в поле зрения пользователя, взаимодействуя с реальным миром. То есть они подключаются к смартфону и на линзы выводится проекция. Так, например, можно читать доклады. Еще был случай, когда очки перевели звук в текстовый редактор и глухая девушка смогла увидеть речь человека. Она была счастлива. Я нашёл эту китайскую разработку весной на выставке в Милане и купил для себя. Сейчас я их тестирую и хочу выводить на наш рынок.

Ещё одно открытие с той выставки – это очки Nuance Audio – устройство, относящееся к усилителям звука. Они сочетают в себе функции коррекции зрения и слухового аппарата. Их могут использовать люди с лёгкой и умеренной потерей слуха. Это два продукта, которыми я сейчас живу и которые будут повышать нашу экспертизу и отстраивать нас от других компаний.
 
Вы сами носите очки. По какому принципу подбираете оправу и есть ли у Вас любимые бренды?
 
В подборе мне помогает сын. Он работает со мной, занимается ассортиментной политикой. Мы с ним посещаем разнообразные выставки и постоянно расширяем насмотренность. Привозим все возможные коллаборации и капсульные коллекции. Также стараемся, чтобы в нашем ассортименте присутствовали и хиты, и те бренды, которые не нуждаются в рекламе, и сами формируют спрос своим названием. Однако для меня бренд – это не критерий того, что очки должны обязательно попасть к нам на полку. Мне очень важны функциональные показатели, качество материала, посадка, линзы.

А вообще, конечно, особая любовь у меня – это производители, которые имеют историю как минимум 50-100 лет. Потому что мне это близко. Например, испанские очки Etnia Barcelona и итальянские солнечные линзы Barberini – эти компании работают уже более 100 лет и выдают очень крутое качество.
 


Image_02.jpg


БЛИЦ-ОПРОС:
 
Что вы считаете самым красивым для созерцания? 
Море и горы.
Интуиция или планируемый расчёт?
Интуиция.
Что главное в бизнесе?
Любовь к клиенту.
Нарушать правила или соблюдать?
Соблюдать принципы.
Что делает вас счастливым?
Окружение.
Красота или практичность?
Красота.
Если бы не офтальмология, то какая сфера бизнеса?
Любая сфера услуг или продажи.
Роговая толстая оправа или тонкая металлическая?
Тонкая металлическая, с историей 100 лет.

Оптик-центр – это… магазин хорошего зрения.
       

Поделиться