Редакция Lifestyle Мода Интервью Beauty Ресторация Пространство
ДЕЛА СЕМЕЙНЫЕ
Текст: Наталия Ладейщикова Фото: Личный архив

О новых запросах частных клиентов и тенденциях в семейных и наследственных спорах.




Image_00_690x900.jpg

Олег Барашков является партнером Коллегии в г. Екатеринбурге и возглавляет практику «Частные клиент». Его экспертиза обширна и охватывает не только вопросы семейного и наследственного права, но и структурирование, сохранение и передачу активов. Знания и специализация Олега, его более чем 30-летний опыт работы позволяют ему комплексно смотреть на проблему доверителя и выигрывать самые сложные прецедентные дела.

В ДЕЙСТВУЮЩЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ действительно складываются гармонизирующие тенденции в сфере семейного права

Image_01.jpg

Татьяна Стукалова  партнер Коллегии адвокатов «Регионсервис». Обладая 30-летним опытом юридической практики, Татьяна является кандидатом юридических наук и медиатором. Татьяна защищает интересы известных музыкантов, продюсеров, спортсменов, а также политиков и общественных деятелей. Татьяна Стукалова вела наиболее громкие бракоразводные процессы, которые, благодаря ее профессионализму, завершились положительным образом для доверителей.


Коллегия адвокатов «Регионсервис» более 23 лет оказывает услуги представителям бизнеса и частным клиентам. По мере своего развития она превратилась из региональной коллегии в крупнейшую межрегиональную российскую фирму, а с начала 2024 г. вышла на международную арену.

Мы побеседовали с ключевыми представителями «Регионсервиса», занимающимися сопровождением частных клиентов, – партнерами Коллегии адвокатов Татьяной Стукаловой (г. Москва) и Олегом Барашковым (г. Екатеринбург).

Клиенты «Регионсервиса» – состоятельные частные лица, входящие в список Forbes, предприниматели, топ-менеджеры российских корпораций, политики, представители шоу-бизнеса, деятели искусства, культуры и спорта.

Адвокаты рассказали, с какими проблемами частные клиенты стали чаще обращаться к юристам за последний год, какое влияние оказали на них санкции, какие тенденции наметились за последние годы в семейных спорах и почему наследственные и личные фонды стали трендом в области управления наследственным имуществом.

Расскажите о вызовах последних двух лет, сложностях клиентов уровня High Net Worth Individuals и об их актуальных запросах.

Татьяна: В течение 30 лет профессиональная адвокатская деятельность сводит меня с очень разными людьми, оказывающимися в различных жизненных ситуациях. Я помогаю этим людям разрешать споры мирным путем, а также защищаю их интересы в суде, стараясь при этом найти индивидуальный подход к каждому человеку и его проблеме. При возникновении спора мы проводим переговоры со всеми его участниками, имеющими различные правовые и финансовые интересы, структурируем сделки на этапах, позволяющих соблюсти гарантии для всех сторон переговорного процесса и учесть ход многочисленных судебных процессов в России.

Работа с частными клиентами требует не только юридических навыков, но и умения эффективно управлять отношениями и ожиданиями сторон спора, что делает этот процесс одновременно и сложным, и увлекательным. Наличие такого опыта помогает мне профессионально совершенствоваться.

Олег: При рассмотрении спора мы определяем основную задачу клиента и вырабатываем комплексную стратегию ее решения. Зачастую для достижения результата в работе над проектом бывает задействовано несколько юристов из разных практик Коллегии. Помимо успешного осуществления судебной защиты интересов клиента мы также эффективно устраняем разногласия между сторонами на досудебной стадии.

Вызовы современности требуют от нас поиска новых форматов работы. В настоящий период мы ведем дела наших частных клиентов не только в России, но и в иностранных юрисдикциях, включая оказание помощи в реализации комплексных инвестиционных проектов, заключении сделок с ценными бумагами, приобретении активов, а также в наследственном структурировании. В настоящее время многие задумываются о передаче состояния и бизнеса своим потомкам, о гарантии стабильности своей компании в будущем. Из-за того, что дети не всегда имеют желание продолжать дело своих родителей, семейный бизнес довольно часто разоряется. Обычно про такие кейсы мы узнаем из СМИ. В подобных ситуациях я всегда стараюсь предлагать своим клиентам нестандартное решение их проблем. Так, в прошлом году мы одними из первых на рынке стали консультировать клиентов по вопросам создания личных фондов.

Назовите, пожалуйста, ваш личный топ запросов в практике «Частные клиенты».

Татьяна: Мой личный топ запросов в практике «Частные клиенты» – это разрешение споров, возникающих при расторжении брака и разделе имущества, касающихся воспитания и содержания детей при разводе родителей, а также связанных с наследством, защитой чести, достоинства и деловой репутации, банкротством, и, конечно, защита в рамках уголовных дел. В настоящее время особенно востребованной является квалифицированная помощь в урегулировании трансграничных споров о детях и взыскании алиментов с родителей, проживающих за рубежом. Мы помогаем справляться с трудностями при исполнении решений российских судов на территории других государств.


Image_02.jpg

ЗАЧАСТУЮ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЖЕЛАЕМОГО РЕЗУЛЬТАТА В РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ задействовано несколько юристов из разных практик Коллегии.


Одним из наиболее частых и сложных в реализации вопросов при разделе имущества является определение долговых обязательств супругов. К тому же подобные ситуации, как правило, не ограничиваются разделом общего имущества при расторжении брака: проблемы могут проявиться при банкротстве одного из супругов или в процессе наследования. Для правильного разделения и погашения долгов супругов важно выявить все их личные и совместные долги, определить их общий объем и причину возникновения. Погашение личных долгов каждого супруга, как правило, остается их ответственностью, совместные же долги должны быть распределены между ними согласно законодательству или договору.

Олег: Одним из самых актуальных запросов является оптимизация правового режима имущества супругов. На сегодняшний день такой инструмент, как брачный договор, пользуется спросом гораздо больше, чем несколько лет назад. Это обусловлено ростом интереса предпринимателей к защите своих активов от обращения взыскания на личное имущество по обязательствам, возникшим в ходе осуществления предпринимательской деятельности.
Отсутствие брачного договора порождает судебные споры при разделе имущества, в том числе по требованию кредиторов. В рамках данного направления мы оказываем содействие в составлении брачных договоров и договоров о разделе имущества, консультируем по имущественным и личным неимущественным вопросам на любой стадии развития семейных отношений, в том числе на этапе планирования заключения брака.
Недавно в моей практике был кейс, связанный со сложным урегулированием финансовых вопросов, распределением между супругами пула имущества, находящегося как в России, так и за границей. Мы провели анализ имущества. Основными целями этого анализа было выявление потенциальных рисков клиента и его супруги, а также обособление и защита их личного имущества от кредиторов. Затем мы подготовили брачный договор, учитывающий интересы каждого из них. В итоге супруги остались очень довольны.

Какие тенденции прослеживаются в семейных спорах?

Татьяна: В действующем законодательстве действительно складываются гармонизирующие тенденции в сфере семейного права. Одним из последних нововведений стала возможность любого из супругов (в том числе бывших), фактически осуществляющего уход за ребенком в течение трех лет со дня его рождения, требовать от другого супруга (в том числе бывшего), обладающего необходимыми средствами, предоставления алиментов на свое содержание. Я считаю это реальным шагом к дополнению декларированного государством равенства прав мужчин и женщин.

Олег: Также хочется обратить внимание на медиабельность семейных споров. Несмотря на увеличение семейных споров: бракоразводных процессов, споров о детях, о разделе имущества супругов, о взыскании алиментов, зачастую их удается разрешить в досудебном порядке, а именно посредством процедуры медиации.

В семейных конфликтах большое значение имеет эмоциональная окраска, ведь из-за личных неприязненных отношений бывшие супруги часто препятствуют друг другу в общении с ребенком, претендуют на имущество, в котором на самом деле вовсе не заинтересованы, то есть делают все, чтобы ухудшить положение друг друга. Для урегулирования таких конфликтных ситуаций я стараюсь сначала провести примирительные процедуры, определить настоящие интересы каждого из бывших супругов. Став на какое-то время посредником в их общении, я помогаю им сгладить углы конфликта, напоминая о важности интересов их общего ребенка и их самих.

А как быть с наследственным правом? Состоятельные россияне стали все больше задумываться о грамотной передаче своих активов по наследству в России, ведь санкции и политика деофшоризации не позволяют решать эту задачу в иностранной юрисдикции…

Татьяна: В отношении передачи крупного наследственного состояния имеются не только финансовые, но и юридические, налоговые и социальные аспекты, требующие внимательного рассмотрения и профессионального подхода.

При передаче большого состояния по наследству нужно обязательно учитывать некоторые важные аспекты, а именно: налоговые обязательства (как для наследодателя, так и для наследников), правильное оформление завещания, создание наследственных фондов или трастов, возможное возникновение споров между наследниками и др. Также обеспечить гармоничную передачу наследства и предотвратить конфликты невозможно без учета семейных отношений, потребностей и интересов наследников.

В последние годы в России появилась возможность создавать наследственные и личные фонды, которые могут быть мощными инструментами для сохранения наследственного имущества и эффективного управления им. Выбор между этими инструментами зависит от конкретных целей наследодателя, а потому требует профессиональной консультации.
Олег: В настоящее время, особенно в условиях введения санкций, вопросы наследственного планирования стали крайне актуальными. Дело в том, что каждая санкционная юрисдикция устанавливает собственные правила, с которыми граждане России вынуждены соглашаться. Однако данную ситуацию нельзя назвать безвыходной.

Основными инструментами наследственного структурирования на сегодняшний день являются завещание, наследственный договор, наследственный и личный фонды и инвестиционный портфель. Если завещание – достаточно известный и понятный для всех способ распоряжения наследственным имуществом, то иные инструменты, порой даже более эффективные, пока еще достаточно молоды. Полагаю, что личные фонды вызовут ажиотаж в течение ближайших лет. Их введение стало уже не первой попыткой создать в России аналог классических западных трастов. Дело в том, что имущество, передаваемое учредителем в личный фонд при создании такового, становится собственностью фонда. Прекращение действия прав учредителя в отношении обособляемого имущества означает, что по своим личным обязательствам он им уже не отвечает, таким образом состоятельные граждане могут обезопасить свое имущество от кредиторов. Фонд представляет собой юридическое лицо, которое продолжает работать после смерти гражданина и приносить доход. Наследники не получают долю в наследстве – оно переходит к фонду, зато они имеют доход от его работы, что позволяет сохранить предприятие и приумножить его капитал.

В ходе работы мы всегда оцениваем пул наследственного имущества и подбираем наиболее оптимальный способ распоряжения им на случай смерти наследодателя, а также помогаем наследникам обезопасить себя от его долгов.


Image_03.jpg


Татьяна: В заключение отмечу, что неслучайно нашим девизом является «Партнерство во имя успеха». Мы стараемся заблаговременно заботиться о судьбе наших клиентов с учетом их интереса, специфики запроса и ожидаемого результата, тем самым обеспечивая им надежную опору при разрешении как судебных, так и досудебных


107031, г. Москва, ул. Петровка, д. 21, стр. 2, тел.: +7 (495) 260-06-50, moscow@regionservice.com
620063, г. Екатеринбург, ул. 8 марта, д. 51, оф. 502а, +7 (343) 272-45-07, infoekb@regionservice.com
www.regionservice.com

 


Поделиться