Белла Геворгян – о стереотипах отдыха на российских курортах, русских женщинах и женственности, которая способна делать мир лучше.
Эмансипация и феминизация – тренды, волнующие умы уже больше столетия. Как женщина на руководящей должности, вы когда-нибудь сталкивались с тем, что вас не воспринимали всерьез на подобной позиции?
Было такое, что меня не воспринимали всерьез из-за моего возраста – была якобы слишком юна. Когда в Kempinski я сказала генеральному менеджеру, что хочу перейти на следующую карьерную ступень, он мне ответил: «Я только в 40 лет стал Front Office Manager, а ты в 26 хочешь быть директором номерного фонда? Это очень рано». Тогда я поняла для себя одну вещь: очень важно знать, какой философии придерживаются, люди, которые тебя окружают и какая боль скрывается за их поступками по отношению к тебе.
Когда я попала в Mriya, то оказалась в очень крутом коллективе. Он в основном мужской. Конечно, сначала все мужчины думают: «Так, девочка пришла. Посмотрим, что она умеет? Умеет ли управлять? Умеет ли быть строгой? Умеет ли принимать серьезные решения?». То, как нас видят, – это результат наших поступков, результат того, сколько раз с нами сталкивались и к чему это приводило. Я поняла, что благодаря моим успехам в работе и отношению к делу меня воспринимают настолько серьезно, насколько ни одного мужчину, наверное, не воспринимали. В Mriya я чувствую колоссальную поддержку команды. Они видели мой путь к должности генерального менеджера, мои результаты, видели финансовые показатели компании.
Как вы думаете, русское и общемировое понятия женственности схожи, или здесь есть различия?
У женщин в России свой особенный путь. Женщина здесь всегда являлась опорой для мужчин, одновременно с этим была сильной, самодостаточной личностью, которая может свернуть горы. Если захочет. О ней даже в литературе сказано – и в горящую избу войдет, и коня на скаку остановит. В нашей стране мы никогда не были слабым полом, и история знает много примеров сильных женщин, способных менять ход событий – и в царские, и в советские времена.
Ваши женские качества помогают вам в работе? Для развития курорта, например, важно понимать, как создавать уют и приятную атмосферу.
На мой взгляд, в индустрии гостеприимства как раз нужно больше управленцев-женщин. Они более внимательные, скрупулезные. Они, так скажем, «теплее», и это помогает в том числе в работе с персоналом, потому что на многие вещи женщина смотрит чуть шире, не просто руководствуется сухими базовыми основами управления.
Ваш комплекс не стоит на месте и постоянно развивается. Что сейчас является главной «фишкой» курорта, как с точки зрения технологий, так и с точки зрения новых услуг?
Mriya Resort&SPA развивается беспрерывно как живой организм, неразрывно связанный с экосистемой региона. Сегодня это не только оздоровительный курорт, но центр притяжения для отдыхающих и жителей Крыма. В 2021 году у нас открылся Центр винного туризма WINEPARK – пространство, призванное объединять лучшие инициативы в сфере виноделия, энотуризма и эногастрономии для возрождения статуса России как уникального винодельческого региона. На территории в 30 гектаров расположены виноградник и гравитационная винодельня, у нас есть ресторан локаворской кухни и винотека, уникальный робот-сомелье, собственная сыроварня, неповторимое экспозиционное пространство (в самом здании и под открытым небом), амфитеатр для отдыха и проведения различных событий. Здесь организуют мероприятия, ради которых гости съезжаются со всей страны – от иммерсивных спектаклей-променадов до тематических вечеринок на несколько тысяч гостей.
Мы чутко реагируем на изменения рынка, и наш Институт Активного Долголетия Mriya Life Institute в этом октябре уже во второй раз проведет Форум, посвященный превентивной медицине и продлению молодости. Тренд на управление здоровьем, наметившийся еще до пандемии и получивший мощный импульс к развитию в последние 2 года, – очень важный показатель того, что индустрия трансформируется, а мы становимся флагманом этих изменений. Форум проводится для общения, обмена опытом и повышения квалификации представителей медицины, бизнеса, науки, госсектора, общественных организаций и обычных людей, интересующихся темой активного долголетия и поддержания собственного здоровья. Важно, чтобы у каждого человека нашего поколения была возможность прожить долгую и насыщенную жизнь.
У многих до сих пор остались предрассудки относительно отдыха в России. Опираясь на ваш опыт, ситуация в умах гостей меняется или все остается как прежде?
Гости нашего отеля Mriya Resort & SPA обычно говорят: «После поездки к вам у меня было ощущение, что я побывал в космосе. Этот рай – точно не Россия». К сожалению, и здесь работает наша ментальность: все самое замечательное может быть где-то в другом месте, только не в собственной стране. Но очень странно делать здесь Монако или Турцию. В России нужно делать Россию, в Крыму нужно делать Крым. Хотелось бы научить людей осознавать и ценить это, изменив понятие гостеприимства на уровне региона и страны в целом. Чтобы человек, который хотя бы раз побывал в Крыму, никогда не сказал бы, что это совок.
Начать потреблять продукт осознанно непросто – это требует зрелости. Чтобы не просто вслепую выбирать турецкое «все включено», потому что так дешевле, а понимать – мне не нужно «все включено». Я хочу только избранное, отдельное, и в той дозе, в которой мне нужно». У такого человека уже совсем другие приоритеты. То, из-за чего когда-то начался бум на «все включено», сегодня теряет свою актуальность. Все мы прекрасно понимаем, что в такое путешествие люди ездили не за особенными смыслами, а за чем-то иным. Сейчас же мы вышли на другой уровень осознанности. Самая главная ценность – ты сам, и все твои инвестиции в себя и есть твоя победа.
Наш курорт сильно отличается от прочих количеством объектов на территории, которыми наш гость может пользоваться, не выезжая из отеля. У нас есть прибрежная зона и выход к морю, пляж, аттракционы, детские комнаты. Есть японский сад, где можно помедитировать и позаниматься йогой. А еще — прекрасный Винный парк.
Когда мы убеждаемся, что наши проекты, наш контент встраиваются в целостный ряд, элементы которого прекрасно дополняют друг друга, – это вдохновляет. И меняет восприятие российского туризма внутри страны.
Как общемировая ситуация сейчас сказывается на работе курорта?
Наша команда провела большую работу, чтобы справиться с этими изменениями. Около 7000 бронирований было отменено за период с февраля по июнь 2022 года, но, благодаря слаженной работе, большая часть из них была восстановлена и, в среднем, уровень бронирований примерно сопоставим с прошлым годом. В первые три месяца ключевую роль сыграло отсутствие авиасообщения, однако поддержка железнодорожных операторов «Гранд-Экспресс» и РЖД в отношении дополнительных поездов из разных городов страны помогла стабилизировать ситуацию. Сегодня 50% гостей добираются к нам на автомобиле, совмещая поездку с экскурсией, порядка 30% едут напрямую поездом, а остальные 20% комбинируют перелеты с поездами или автомобилем. Наши службы организуют комфортный трансфер на автомобилях из всех близлежащих аэропортов (Сочи, Ставрополь, Минеральные Воды). Кроме того, мы запустили круиз на роскошных яхтах из порта города Сочи до курорта. Наша консьерж-служба решает вопрос с логистикой «под ключ» и, по сути, частично замещает работу туристических операторов.
Поделитесь ближайшими целями развития Mriya Resort & SPA.
Как я уже говорила, мы развиваемся непрерывно. И как крупнейший объект гостеприимства мы чувствуем ответственность, и стараемся не просто улучшать свой продукт и сервис, но и вносить вклад в развитие индустрии. У нас есть Академия гостеприимства, в которой могут обучаться не только сотрудники, но и любой житель страны – через онлайн-платформу или очные курсы здесь, в Крыму. Лучшие российские и международные спикеры ведут программы самых разных уровней – от обучения горничных и официантов до топ-менеджеров. Прямо сейчас мы запускаем совершенно новый флагманский продукт для первых лиц компаний, инвесторов и собственников – программу MBA (Master in Hospitality Management). Это уникальная программа, которая сочетает разработку бизнес-стратегий, решение реальных задач индустрии, нетворкинг с ведущими спикерами и игроками рынка индустрии гостеприимства. Потому что нам важно, чтобы в российской индустрии гостеприимства становилось больше профессионалов на всех уровнях.