
НАМ ТВЕРДЯТ: ТАКОЙ, КАК РАНЬШЕ, ЖИЗНЬ УЖЕ НЕ БУДЕТ. И ТЕМ САМЫМ ПОДОГРЕВАЮТ В ЛЮДЯХ СТРАХ НЕИЗВЕСТНОГО. ВЕСНОЙ 2020-ГО МЫ ПОПАЛИ В СИТУАЦИЮ, КОТОРАЯ БЫЛА НАМ НЕЗНАКОМА; МНОГИЕ НЕ ПОНИМАЛИ, КАК ДЕЙСТВОВАТЬ. СЕЙЧАС ВСЕ УЖЕ НЕМНОГО АДАПТИРОВАЛИСЬ, НО ЧЕТКОСТИ В ВИДЕНИИ БУДУЩЕГО ПО-ПРЕЖНЕМУ НЕТ. НАСТУПИЛ НОВЫЙ ГОД. ПОДВЕЛИ ИТОГИ, СДЕЛАЛИ ВЫВОДЫ. НАДО ЖИТЬ ДАЛЬШЕ. НА ЧТО ВНУТРИ СЕБЯ ОПИРАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКУ, ЧТОБЫ МОЖНО БЫЛО СМЕЛО СМОТРЕТЬ ВПЕРЕД?
Планирование – это как раз самое сложное сейчас. Ведь если раньше мы шли навстречу будущему, то сейчас будущее само приближается к нам – и быстрее, чем мы успеваем его осмыслить. Поэтому на ваш вопрос нет простого ответа. Если говорить про 2020 год в целом, то мы неплохо справились с тем, что произошло. По правде сказать, никто не был к этому готов, но удалось избежать паники. Врачи обеспечили своевременную медицинскую помощь, ученые разработали вакцину, бизнес перестроился на «удаленку». Ну а все мы адаптировались к ситуации, при этом, к сожалению, получив психологическую травму. Это неприятно, но я как врач рассуждаю так: больной не умер, поэтому все неплохо. Цивилизация наша не дрогнула, по крайней мере. Очень важно по достоинству оценивать свои результаты и хвалить себя за то, что получается хорошо. Безусловно, стрессовый период еще не прошел, но то, что мы не сломались на первой фазе, – уже плюс.
ЕСТЬ ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО ВСЯ ЭТА СИТУАЦИЯ ПРИБЛИЗИЛА ЦИФРОВУЮ РЕАЛЬНОСТЬ, О КОТОРОЙ ВЫ ГОВОРИТЕ В СВОИХ ЛЕКЦИЯХ. ВСЕ СЛУЧИЛОСЬ ГОРАЗДО БЫСТРЕЕ, ЧЕМ МЫ МОГЛИ ОЖИДАТЬ…
Я-то как раз считаю, что никаких значимых изменений с точки зрения цифровизации не произошло. Основные тенденции развития общества, бизнеса, технологий, о которых мы говорили ранее, продолжают реализовываться. Единственное отличие момента – что сейчас эти процессы осознало большее количество людей. Коронавирус – не «черный лебедь», а лупа: он подчеркивает, делает более видимым то, что и так происходит. В этом смысле в пандемии можно найти один плюс: теперь люди, возможно, задумаются о том, что мои истории о «четвертой мировой войне» – это не сказки.
КАКИЕ ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ МЫ ДОЛЖНЫ СДЕЛАТЬ ИЗ ВСЕГО ТОГО, ЧТО ПРОИЗОШЛО В МИРЕ?
В целом можно говорить о том, что человек как вид меняется. Если взять концепцию Тоффлера, согласно которой общество перешло от первого, аграрного, типа ко второму – индустриальному, а потом и к третьему – информационному, то сейчас добавилась и четвертая «волна», которую Тоффлер не застал, – цифровая. Она радикально меняет нашу человечность – психологию людей и общественные институты. Мир, в этом смысле, прежним уже не будет. Насколько человек будет способен справиться с этими изменениями и эффективно управлять собой в новой реальности, мы не знаем. Любой фазовый переход – это всегда кризис.
ВЫ ЧАСТО РАБОТАЕТЕ И ВЫСТУПАЕТЕ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ. ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ЧТО ОТЛИЧАЕТ ОБРАЗ МЫШЛЕНИЯ БИЗНЕСМЕНА?
Во-первых, большой внутренний потенциал, психологический и энергетический. В моей книге «Троица. Будь больше самого себя» я как раз описываю этот феномен – психологию талантливых, одаренных людей. Они становятся таковыми не благодаря стечению обстоятельств, это их природа. Лидеры «обречены» на более интенсивную жизнь, у них больше внутренней энергии, и им необходимо ее тратить – постоянно что-то делать, создавать. Это проявляется с детства. В школе я руководил пионерской дружиной – чего можно было ожидать от меня в будущем? Во-вторых, для того чтобы стать успешным, нужно освоить множество новых навыков. Понимать сложную цифровую среду, выстраивать эффективные коммуникации с людьми несмотря на всеобщую виртуализацию общения, проявлять креативность. Сейчас вы ничего не продадите, если не сделаете это красивым, необычным, цепляющим глаз. Раньше все эти компетенции можно было «закрывать» за счет команды; в новых условиях лидер должен их в себе объединять.
В ОДНОЙ ИЗ ЛЕКЦИЙ ВЫ ГОВОРИТЕ О ТОМ, ЧТО ПОКАЗАТЕЛИ КРЕАТИВНОСТИ В МИРЕ ПАДАЮТ С КАЖДЫМ ГОДОМ. ЗНАЧИТ ЛИ ЭТО, ЧТО СЕЙЧАС ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ РОЖДАЕТСЯ МЕНЬШЕ?
Проблема с кадрами ощущается во всех сферах, и в том числе в предпринимательской. Задумайтесь только: все значимые инновации – iPhone, Tesla, технология 3D, Microsoft, Facebook – были созданы до 2010 года, то есть предыдущей итерацией бизнесменов. С тех пор прорывов такого масштаба не происходило. Машина прогресса застряла: колеса прокручиваются с невероятной интенсивностью, а движения вперед нет. Популярность книжек вроде «Как стать лидером» и другой нонфикшен-литературы на тему личностного роста лишь подтверждает это.
МОЖНО ЛИ «ПРОКАЧАТЬ» ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА?
Можно и даже нужно, но проблема состоит в том, что социальная среда, в которой мы соответствующие навыки реализуем, это не всегда поддерживает. Мир утратил прежнюю внутреннюю иерархическую организацию. Так что можно что угодно в себе «прокачивать», но если вы не окажетесь в правильной среде, не найдете способ ее создать, то толку от ваших «лидерских навыков» будет немного.
В СОЦСЕТЯХ ВЫ ПИСАЛИ О ТОМ, ЧТО ЖИЗНЬ ПРЕДЛАГАЕТ НАМ ТОЛЬКО ТО, ЧТО ПРЕДЛАГАЕТ, А ВОВСЕ НЕ ТО, ЧТО МЫ ИЩЕМ, И СОВЕТУЕТЕ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ОЖИДАНИЙ. КАК ТРЕНИРОВАТЬ В СЕБЕ ТАКУЮ БЕСПРИСТРАСТНОСТЬ?
Действительно, важно трезво смотреть на все происходящее, но в реальности это для нас недостижимо: мы все время пытаемся моделировать мир для себя и под себя. Что такое мышление? Это создание таких карт реальности, при которых ваши маршруты на этих картах становятся максимально эффективными. Вы мыслите что-либо – что это значит? Вы создаете модель этого, модель функциональную и способную приводить к ожидаемому результату. Если говорить с точки зрения психологии, то нам ничего не остается, как принять реальность такой, какая она есть. Реальность в этом смысле – опора. Осознавая, например, наличие проблемы, я могу начать ее решать.
Что такое мышление? Это создание таких карт реальности, при которых ваши маршруты на этих картах становятся максимально эффективными
СЕЙЧАС ОЧЕНЬ БОЛЬШОЙ ПЛАСТ ОБЩЕНИЯ ПЕРЕШЕЛ В ОНЛАЙН. КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ОНЛАЙН-ОБЩЕНИЕ МОЖЕТ ЗАМЕНИТЬ ЖИВОЕ? ИЛИ ВСЕ-ТАКИ ЭТО СУРРОГАТ?
Онлайн-образование – это важный ресурс. Как мы видим, при правильной методологии оно может оказаться даже более эффективным, чем очное обучение. Здесь очень важно выстроить правильную систему обратной связи между студентом и платформой. В Высшей школе методологии мы разработали несколько онлайн-курсов, кото рые предполагают выполнение заданий и взаимодействие. Человек остается «включенным» в образовательный процесс, а не просто пассивно поглощает информацию. Но нужно понимать, что мы все-таки существа биологические. Наше внутреннее самоощущение зависит от нейромедиаторов, вырабатывающихся в мозге. Мы нуждаемся в тактильном взаимодействии и невербальных сигналах, которые невозможно получить через онлайн-общение. Если они отсутствуют, то в организме вырабатывается меньше дофамина, серотонина, эндорфина и окситоцина, что ведет к депрессии. Чтобы ее не возникло, нужно продолжать встречаться с людьми вживую. Поэтому не стоит путать: онлайн-обучение, если оно сделано профессионально, можно только поддерживать, но социализацию людей, взаимодействие между ними дистантом не заменить.
А ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О ДЕТЯХ? ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ, ОБЩЕНИЕ С ДРУЗЬЯМИ ОНЛАЙН, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТОЛЬКО С РОДИТЕЛЯМИ… НЕ ОПАСНА ЛИ ЭТА СИТУАЦИЯ?
С середины 90-х цифровая среда начала замещать фактическую жизнь, и в этом я не вижу проблемы. Проблема в том, что общество оказалось не готово к созданию и использованию цифровых платформ, которые позволяют детям обучаться. А мозг на каждом этапе своего формирования должен получать специфические вводные; недаром образование – это отдельная научная дисциплина. Если мы лишаем детей информации, соответствующей их возрастной группе, и необходимых социальных взаимодействий, то это негативно влияет на развитие детского мозга. Сейчас наша неготовность к передаче онлайну соответствующих образовательных задач скажется на них, но, я надеюсь, не катастрофично. Представьте, что дети на год взяли академический отпуск. Для взрослых пандемия – дополнительный вызов: научиться создавать контент, который будет обучать детей вне зависимости от того, есть рядом учитель или нет.
НУ И НАПОСЛЕДОК — ХОЧЕТСЯ ПОПРОСИТЬ ОТ ВАС НАПУТСТВИЯ, ЧЕГО-НИБУДЬ ЖИЗНЕУТВЕРЖДАЮЩЕГО. КАК ЖИТЬ ДАЛЬШЕ, С КАКИМ НАСТРОЕМ?
В рамках пандемии мы должны научиться чувствовать себя хорошо и справляться с проблемами, не имея четких перспектив.
Обычно люди строят планы: вот я куплю машину, перееду в новую квартиру, выйду на другую работу, получу образование – и все будет хорошо. То есть обычно мы живем «от перспективы». Это нормально: акцептор результата действия как раз и предполагает, что мы должны видеть перед собой «морковку» и идти за ней. Это движение создает дофаминовый всплеск, который дает нам ресурсы. Сейчас надо принять, что будущее не определено, но это не катастрофа. Поучимся получать счастье в моменте, а Новый год – это как раз такой момент, радостный и хотя бы на миг освобождающий нас от глобальных забот.