Бизнесмен Александр Рагозин, выросший в детском доме, своей историей доказывает: выбор есть всегда, даже если рассчитывать можно только на себя. И любая неудача – это шанс начать все сначала.
Я детдомовский. Слово, которое раньше вонзалось в меня, как острая стрела, теперь наполняет меня гордостью и самоуважением. Я не пропал в круговерти жизни, преодолел себя и встречные трудности. Я горжусь своими близкими, своими делами, компанией, которую построил и в которой создал крепкий, преданный мне коллектив. Наверное, поэтому в середине жизни я решил вспомнить прошедшие годы, понять, что меня держало на плаву, и почему я не сломался. Обращаясь к своим воспоминаниям, я все чаще думаю о нынешних воспитанниках детских домов, которых я иногда навещаю. Я смотрю на вас, ребята, и думаю, что, может быть, мой пример поможет вам найти свой путь, обрести себя, развить и укрепить лучшее, что в вас есть. Есть в каждом из вас.
Я довольно рано понял, что рассчитывать ни на кого, кроме самого себя, не приходится. Лет до 7 я жил в Таватуйском детском доме и еще лелеял надежду попасть в семью – к нам приходили пары, которые по каким-то причинам не могли иметь детей, и некоторых моих однокашников удочеряли или усыновляли. Но, когда меня перевели в детский дом в Малом Истоке, а там уже жили школьники, надежда иссякла: я понял, что отныне мне придется рассчитывать только на свои силы.
После того, как я окончил пятый класс, к нам в детдом приехала комиссия – они отбирали со всей Свердловской области талантливых ребят для учебы в музыкальном интернате №1. Я попал в число тех, в ком представители комиссии увидели потенциал, но числился лишь в «кандидатах». Мне сказали, что я просто не потяну объемов – музыкальные занятия плюс общеобразовательные. Но я понимал, что это мой шанс: для себя решил, что хочу стремиться к большему. И мы договорились, что в музыкальный интернат меня все же берут, но для этого придется остаться на второй год и снова пойти в пятый класс, чтобы все успеть. Я согласился – и не пожалел. Осваивал нотную грамоту, учился играть на ударных инструментах, подтягивал учебу, и за три года стал отличником по всем дисциплинам, хоть это было и нелегко. Благодаря музыкальной базе поступил в училище Чайковского и параллельно ушел воспитанником в военный оркестр артиллерийского политучилища, там же отслужил срочную службу. После службы в армии, несмотря на то, что музыка дала мне многое, я все же решил связать свою жизнь с торговлей.
Отмечу еще один важный момент: мне всю жизнь везло на людей, которые давали мне правильные советы. А может быть, дело было в том, что я готов был эти советы услышать и принять, но факт остается фактом. Так и в тот год, после службы в армии, я планировал поступить в СИНХ (ныне УрГЭУ), но один старший товарищ посоветовал сделать выбор в пользу техникума: обучиться ремеслу, получить профессию, пойти работать, а высшее образование потом получить параллельно. Я так и сделал – поступил в техникум советской торговли. За время службы в армии я накопил, как сейчас помню, 300 рублей. Эта сумма сопоставима с сегодняшними 20 000 рублей. Купил одежду, кое-что для быта, жил на эти деньги первое время, потом добавилась стипендия. Во время учебы проходил практику в «Универсаме №1» на месте нынешнего «Гринвича», параллельно подрабатывал на рынке на ЖБИ, там сейчас находится центральный «Кировский», торговал овощами и фруктами в палатке – к тому моменту я уже женился, у меня родился сын, надо было содержать семью.
Из техникума, где я получил специальность товароведа продовольственных товаров, меня распределили работать, по иронии судьбы, на ту же базу, где находится моя компания сейчас. Мне удалось проявить себя – опять же, благодаря жизненному принципу о том, что рассчитывать мне не на кого. Спустя время, видя во мне перспективы, руководители комбината питания на заводе торгового машиностроения пригласили меня на должность заместителя директора. Еще через 5 лет, когда мне было 27, я прошел конкурс на вакансию директора столовой №47 на Баумана, которую реогранизовал в итоге в комбинат школьного питания – мы кормили 11 школ, 15 детских садов, детские дома и интернаты, всего порядка 12 тысяч детей. Также на базе комбината создали пищевую лабораторию, в которой обслуживался весь Орджоникидзевский район – мы брали пробы, проводили анализы. Словом, это было огромное хозяйство!..
Пришло время осуществить свои планы относительно высшего образования. Поступил в экономический университет – на факультет сокращенной подготовки, на базе средне-специального образования сразу на третий курс. Учиться было несложно – многие знания удавалось сразу применять на практике, в работе; да и диплом, который, к слову, я защитил блестяще, тоже писал на основе деятельности предприятия, на котором работал.
В 1990-е приходилось заниматься параллельно и другими вопросами – все помнят, насколько непростое было время, нужно было крутиться, постоянно искать способы дополнительного заработка. Мы со школьным приятелем организовали фирму по оптовым поставкам мяса, ездили по городам России и Казахстана… И все же основной моей деятельностью был комбинат. А в начале 2000-х я начал чувствовать, что мне стало тесно, и решился: надо уходить и посвящать себя целиком своему бизнесу.
Я тщательно готовился к этому: тогда не был еще развит интернет, да и компьютеры только-только появлялись, поэтому я вел тетрадь – записывал цены от сезона к сезону, общался с поставщиками различной продукции, изучал закономерности, погружался в тему сельского хозяйства. Решил сделать ставку на овощи. Опять же со школьным другом мы построили склад, оборудовали его на тот момент по последнему слову техники, чтобы создать идеальные условия для хранения. Я подсчитал: капусту, например, в апреле и мае уже почти не купить – старый урожай уже сошел на нет (его не сохранить без должных условий так надолго), а нового еще нет, ну, или есть, но в небольших количествах и по высоким ценам. Мы с партнером закупили тогда капусту, как сейчас помню, по 1,90 руб. за килограмм. Я был уверен, что рублей за 15 я ее точно реализую. Но что-то пошло не так… Что произошло в високосном 2004-м, я до сих пор до конца не понимаю. Капустой, казалось, завалено было все – я еле сумел продать ее по 1,50 рубля за килограмм. Как вы понимаете, бизнес прогорел. А ведь мы с другом заложили все, что у нас было, кроме квартир, взяли немаленький кредит. То есть, остались не просто ни с чем, а с большими долгами. На этой почве наши с ним пути разошлись…
Тогда вообще как-то все навалилось: крах бизнеса, проблемы со здоровьем – у меня в тот момент обнаружилась онкология. И опять: мысль о том, что отступать некуда, помогла мне выстоять. Нельзя сопли жевать, некогда – у меня дети растут. И я в очередной раз начал все сначала.
Снова пришел на базу, куда меня распределили после института, на этот раз в качестве заместителя директора. Начал развивать ее, а спустя время понял, что хочу заниматься логистикой. Открыл свою компанию, мы сидели здесь же, на этой же базе, втроем, в маленьком кабинете. Дела пошли в гору: сегодня у нас штат более 120 человек, порядка 130 единиц грузовой техники – каждый день мы развозим более 100 тонн продукции. Получилось реогранизовать местную столовую, но это, конечно, не основной вид моей деятельности, скорее, это то, чем я занимаюсь ради удовольствия. Спустя время появилась вторая точка. Впрочем, пандемия ударила именно по этой сфере – несколько месяцев не работал общепит, но я сохранил основной костяк команды – платил им зарплату, сохранил за ними места. Многие работали здесь уже по 10 лет, я просто не мог их подвести: у многих семьи, кредиты… К тому же я понимал тогда: рано или поздно пандемия закончится, и снова нужно будет собирать коллектив. Зачем? У меня есть проверенные люди.
Все, что я рассказал, – не выдумка. Может быть, я был скуповат на эмоции, но нигде не соврал. Может быть, не всех вспомнил, но старался говорить больше хорошего. Я благодарен людям, которые встретились мне на жизненном пути. Я их уважал, любил, с ними дружил, с кем-то расставался. Но у каждого я чему-нибудь научился.
Можно много рассказывать – на это не хватит формата журнальных страниц, так что в скором будущем, я надеюсь, выйдет моя книжка «Записки детдомовца», которую я написал для выпускников детских домов, ищущих свой путь. Моя задача – показать им, что выбор есть всегда. Надо только не бояться браться за дело и идти к своей мечте!