ТРУДНЫЕ ВРЕМЕНА ОТКРЫВАЮТ НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И РОЖДАЮТ СИЛЬНЫХ ЛИЧНОСТЕЙ. ЧТО МЫ ПОТЕРЯЛИ И ЧТО ПРИОБРЕЛИ - В ЛИЧНЫХ ИСТОРИЯХ ГЕРОЕВ НАШЕГО СПЕЦПРОЕКТА.
СЕО архитектурного бюро «Сентикс Архитектс»
Как вы считаете, у кого в кризис больше возможностей – у малого, крупного или среднего бизнеса? И как не потерять веру в свое дело?
Если ты теряешь веру в дело, значит, это дело не твое. Профессия архитектора связана с постоянными трудностями и рисками. Если ты в какой-то момент отступаешь, то, скорее всего, просто не подходишь этой профессии. Когда человек теряет веру ? - когда у него что-то перестает получаться. Причина всегда кроется лично в нем. Пропала вера в свое дело, значит, пропала вера в себя. Это не про нас. Мы просто движемся вперед в непростое время.
Почему так происходит?
Крупному бизнесу всегда было сложнее, потому что его потери в единицу времени всегда больше. Когда моя компания масштабировалась в первый раз, и в штате работало 42 человека. Спустя год мы сели и посчитали, что несмотря на большый объем работы, в конце мы получаем ровно столько же чистой прибыли, как если бы у нас было только 10 хороших специалистов. Много людей - много ответственности - много трат. Когда ты начинаешь просчитывать экономику своего бизнеса, то понимаешь, что любой кризис дает тебе полезного пинка, и нужно быстро собраться, оценить ущерб и двигаться вперед. Средний бизнес привык работать в балансе, поэтому ему не так страшно. А малый… Заказы есть – работает, нет – не работает. Это вполне нормальная история.
За время кризиса наработали какие-то кейсы?
Основная ошибка бизнеса состоит в том, что его собственники зачастую рассматривают бизнес не как универсальный инструмент, а как одно направление. Когда нам заморозили часть проектов, мы уже разработали для них определённые эксклюзивные элементы. Я узнал, что одна из крупных рекламных компаний тоже переживает не самые лучшие времена, и мы договорились с ее директором о коллаборации – мы изготавливаем, они помогают продать. И все получилось, поэтому, мне кажется, универсальный кейс – это коллаборация
Какими компетенциями должен обладать профессионал сегодня?
Гибкостью, способностью учиться и быть на шаг впереди остальных. Архитектор, в частности, должен быть лучше остальных — не компания, не бренд, а он лично. Пока ты впереди, ты можешь решать задачи, которые не могут решать другие, как только ты поравнялся с кем-то, значит, скоро найдется кто-то такой же, либо лучше.
Нужно брать ровно столько проектов, сколько можешь сам лично вести и уделять им достаточно времени. Иначе ценность личного бренда теряется.
Если ты ведешь проект сам и он уникальный, то и стоимость его соответствующая.
Но многие ведь мечтают поставить бренд на ноги, чтобы получать пассивный доход впоследствии…
Когда все поставлено на поток, а ты просто ездишь ленточку перерезать, то ты перестаешь учиться, соотвественно, перестаешь развиваться, и это уже деградация профессионального уровня. Только в постоянной работе ты можешь становиться лучше. Наверное, какие-то крупные инвесторы так и живут, но в нашем бизнесе есть только понятие инвестиции в себя.
Что сейчас особенно триггерит бизнес-сообщество?
Раздражает тенденция, в которой многие ломятся в направления, не обладая нужными знаниями, навыками, компетенциями. Из-за этого происходит необоснованый демпинг, а , как мы знаем,качественная услуга не может стоить меньше определенной цифры. Как следствие, появляется недоверие у потребителей ко всей нише в целом.
Какие у вас сейчас правила жизни?
Ключевое правило — спокойствие. Никаких дерганых движений, никаких гонок. Начинаешь торопиться — начинаешь ошибаться. А в моей профессии ошибки стоят очень дорого.
Вы считаете себя лидером мнений?
Лидер мнений – это публичный человек, а я скорее предпочитаю находится в тени. У меня нет цели формировать общественное мнение, предпочитаю корректировать направление изнутри.Ты просто делаешь то, что другие не смогли – такое влияние распространняется гораздо эффективнее.