Николай Банников, архитектор, арт-директор студии дизайна Nikolai Bannikov interiors – о влиянии уральских корней, персональном подходе к проектированию и планах на разные сферы бизнеса.
t.me/bannikov_tour
Говорят, многие мечты родом из детства, расскажите, что вас увлекало в то время? Повлияла ли семья на профессиональный путь?
Я был творческим ребёнком, очень любил рисовать, и это было моё главное хобби. Я его пронёс через всю жизнь и недавно решил все-таки не идти в современное искусство. Думаю развивать именно те области, в которых сейчас работаю профессионально, а рисование и современного искусства оставить на потом.
Во мне всегда было творческое зерно, я активно рисовал - это было уходом от реальности. Я искал такую область, в которой я буду главным. Поэтому семья никак не повлияла на мой путь. Родители совсем из другой сферы, но всегда горячо поддерживали меня во всем, за что я им бесконечно благодарен.
Как появилось желание стать архитектором? Есть ли принципиальная разница в образовании «уральской школы» и «питерской»?
Мне всегда очень нравилось слово «архитектор». Оно звучало очень круто и фундаментально. Когда меня спрашивали, «кем я буду?» я говорил, что архитектором. Это понимание сформировалось с самого детства. Но когда я закончил колледж здесь на Урале, то немного переосмыслил для себя характер профессии.
Разницу образований я понял очень быстро. Уральская школа (уральский архитектурный колледж) очень мощная, я эти знания не ценил во время учебы, хотя сейчас на их базе плотно работаю с планировками, эргономикой пространства. Преподаватели заложили серьезный фундамент, благодаря которому мы создаем грамотные и комфортные объекты для клиентов.
В Петербурге (художественно-промышленная академия Имени А.Л. Штиглица) я не был прилежным студентом, мы постоянно ходили по музеям, развлекались, к тому моменту после переезда уже много работал. Однако именно здесь я научился более декоративным вещам и получил то, чем смог обогатить определяющую основу Уральской школы.
Если опереться на ваш практический опыт, то что вы бы изменили в образовании, какой совет дали бы студентам?
Если бы был преподавателем, то начал бы говорить студентам, что они уже профессионалы, и уже имеют право высказываться в профессии. Все ждут, когда выпустятся и получат диплом, начнут иметь право голоса, и начнут практиковать. Ждут и ждут. А потом понимают, что на самом деле мало чего знают.
Они должны себе разрешить проявляться, стать заметным. Студентам очень важно говорить, что они имеют право работать, раз они выбрали эту специальность. Я бы давал им понять их важность в обществе, их уникальность - это главное.
Второй момент - формировать профессиональную вовлеченность, потому что образование сильно оторвано от того, что происходит. Это параллельные реальности, которые никак не пересекаются.
В какой момент вы начали проявляться и еще жалеете ли о чем-то, что стоило сделать раньше?
У меня всегда была очень сложная история во всех коллективах, такой классический гадкий утёнок. Везде был аутсайдером, но это ощущение утихло в академии Штиглица, потому что там таких людей среди творческих большинство. Но на урале это было всегда очень травмирующим опытом, поэтому я не проявлялся.
Начал это делать осознанно позже, когда сильно перегорел в профессии, я понял, что иду не туда. Время идёт, теперь я ни у кого не спрашиваю разрешения, делаю то, что считаю нужным.
Вообще стоило бросить вуз после 1 года. Надо бросать неинтересную книгу, бросать пирог, который не вкусный уходить с фильма или из тусовки, которые тебе не интересны. Если ты понял, что вуз свою цель выполнил в твоей биографии можно смело оттуда уходить. Я плохо учился, потому что много работал, надо было быть смелее.
Разный подход в образовании стал фундаментом для проектной работы. А что именно помогло сформировать вашу уникальную стилистику?
Вообще Переосмыслил портфолио. Во-первых, съездил в Нидерланды и влюбился в их школу.
Во-вторых, осознал что я с урала, и это богатая почва, потому что у урала есть абсолютно уникальное лицо, прекрасная природа, мощная энергия в людях. Взял какие-то готовые коды у бельгийцев, голландцев и совместил это с тем, что я люблю в нашем крае. Каждый раз, когда мы делаем проект, я вспоминаю свои корни, чувствую в них силу и мощь.
На первом этапе Мы придумываем сценарий жизни в стенах, учитываем лайфстайл клиента, проектируем жизнь внутри пространства. После того, как мы завершили работу в планировке, утвердили концепцию, начинаем одевать интерьер в мебель, в искусство, антиквариат, винтаж и т.д. Создаем сервис, в рамках которого клиенты сдают бетонную коробку и после второго визитов могут заезжать жить, потому что уже отпаренные халаты висят для них. За счет такой организации работы у нас появилось еще направление доходной недвижимости, где продвигаем такой же уровень гостеприимства.
В портфолио студии Nikolai Bannikov interiors можно встретить разные объекты. Какие проекты для вас интереснее коммерческие или жилые?
Интереснее сейчас заниматься коммерческими объектами, потому что там есть чёткая корреляция между качеством дизайна и прибылью, чёткий дедлайн и параметры вывода на рынок, это бизнес процесс. Также интересны премиальные частные объекты, когда люди инвестируют в свою жизнь. Они знают, чего хотят. Мы уже на том этапе, когда нам также важно получать некий экспириенс от клиентов, для которых мы строим объекты.
Вы прошли все этапы от гадкого утенка до собственной команды и студии. Какой вы руководитель и как выстраиваете коммуникацию в команде?
Я чёткий руководитель, знаю, что хочу. Вообще склонен доверять людям, которые работают со мной, и не люблю лезть в чужую работу. Так как уже прошел этап от ремесленника до управленца, сейчас понимаю, что не могу делать каждую стадию проекта. Я должен задавать вектор нашего продукта, общаться с клиентами и отвечать за качество контента, но не имею права лезть в работу проектировщика, дизайнера, менеджера. Это вообще не моя работа. Моя мечта научиться нанимать людей, которые круче меня. Я достиг той точки, когда спокойно делегирую и готов облажаться вместе с командой, если они сделали все плохо. У нас свободная коммуникация, горизонтальные отношения внутри команды. Например, мы ходим каждое воскресенье в эрмитаж для того, чтобы изучать подлинники живописи в оригинале и потом обсуждаем их. Так у нас родился проект с экскурсионными турами в Петербурге.
Архитектурно-интерьерные экскурсионные туры - необычный культурный формат. Как родилась идея? И кто является вашим комьюнити?
Накопилась рабочая усталость, началась пандемия, в Питере стало скучно. Вообще Петербургская интерьерная тусовка герметичная, мало событий и людей. Всегда хотелось более насыщенной жизни помимо семьи и работы, так я начал приглашать коллег из Москвы. Я рассказывал историю петербурга через архитектуру, которая меня всегда зажигала. Через 3 года хобби переросло вообще в экскурсионное бюро николая Банникова и дополнительное направление.
Так образовалось выездное комьюнити, в основном декораторы, дизайнеры, архитекторы и те, кому интересно искусство и культурная программа. Мы открыты для людей - Это помогает нам расти во всех областях, где можно сделать гостеприимный сервис. Сейчас я все меньше стараюсь фигурировать в экскурсиях, как правило являюсь куратором программы в Питере или в Москве.
Так много направлений, в которых вы развиваетесь, а есть ли профессиональная цель или проект мечты?
У меня есть тетрадь, в которую нужно внести 5000 целей в разных сферах. Пока заполнено 520. Среди них есть цели посетить новые точки на карте или достичь определенных финансовых результатов в разных отраслях бизнеса. Хочется развить проект доходных домов до полноценной отельерной сети, масштабировать экскурсионное бюро на разные города России. Что касается дизайна - задача делать спокойный качественный продукт. Я ненавижу сражаться или что-то кому-то доказывать.
И последний профессиональный вопрос. Назовите пару архитектурных сооружений, которые вызывают у вас восторг.
В Москве это Храм Василия Блаженного. Невероятная локация, культовая постройка. И Айя София в Стамбуле. Есть в ней что-то магическое, она как космический корабль, заросший мхом.