Редакция Lifestyle Мода Интервью Beauty Ресторация Пространство
Степан Бугаев: «Что вы хотите от дизайнера?»
Текст: Екатерина Погодаева Фото: Алексей Чистополов

Основатель студии «Точка дизайна» и сервиса Flatplan – революционного продукта на рынке дизайна России, создатель звездных интерьеров Степан Бугаев — о смерти китча, уравнении всех в соцсетях и упрямстве в работе с клиентами.



1___1_1200x800.jpg

Профессионала отличает то, что он всегда «Плавает как рыба в воде» в информационном пространстве и достаточно неплохо ориентируется в происходящем

В образовании нет масштаба

Глобальных образовательных учреждений в сфере архитектуры и дизайна сейчас не существует. Подобное имелось лишь в начале 20 века, это был Баухаус. Сейчас его отчасти напоминает КБ «Стрелка». Эта компания похожа по своей концепции на Баухаус: то, что происходило в Баухаусе, и то, что происходит сейчас в «Стрелке», является революцией. И все же разница между ними огромна. Баухаус пропагандировал романтику манифеста. Его появление после Первой мировой войны было закономерным, этого требовало время. Люди устали от войны и от неравенства, они хотели выйти из «вакуума» войны и начать служить народу, а поскольку кроме этого вакуума больше ничего не было, любой манифест гремел в этой пустоте. Сейчас же мы оглушены информационным шумом, он – одна из причин, почему все меньше условий для появления глобальной школы, подобной Баухаусу.

Зерна от плевел

Дизайнер-новичок не способен отделять значимую информацию от цифрового шума, у него просто нет шансов понять, что правильно, а что нет. В этот момент самое нужное, на мой взгляд, впитывать как можно больше. Навык отделять зерна от плевел придет со временем и с опытом. Однажды я получил хороший совет: «Бери все, потом на месте определишься». И мне кажется это оптимальный вариант, как в ресторане – не знаешь, что брать, заказывай дегустационный сет, так и поймешь, чего тебе хочется.

Наставник не равно (здесь лучше значок поставить – перечеркнутое равно) учитель

Наставник не равен учителю

Наставник – это не всегда учитель в формальном смысле, в смысле документально оформленных отношений. В моей жизни было много наставников, и, я думаю, они даже не подозревали, что таковыми являются, просто мне нравился ход их мыслей, работы. В роли наставников может выступать кто угодно – старшие коллеги, товарищи, какой-то кумир и даже заказчики. Этот человек – профессиональный, жизненный ориентир.

Фрилансу стоп!

Во-первых, нужно всегда быть в теме. Профессионала отличает то, что он всегда «плавает как рыба в воде» в информационном пространстве и достаточно неплохо ориентируется в происходящем. Это не только опыт и время, которое ты провел в индустрии, но и то, что ты в нее вкладываешь и забираешь. Быть в теме важно. Нужно знать все профильные ресурсы, все выставки и бренды. Во-вторых, не работать на фрилансе! Фриланс – это попытка чему-то научиться, некое подспорье. Либо нужно переходить на него на финальной стадии карьеры, созревшим профессионалом, когда, заработав имя, ты можешь позволить себе работать с разными командами и брендами, чтобы не быть скованным рамками одной студии. Поэтому самые известные дизайнеры, особенно предметные и графические, как Патрисия Урхиола, работают в коллаборации с несколькими фабриками. В этом случае уходить на фриланс можно и нужно. А поначалу очень важна команда – умение делиться идеями, воспринимать критику, чтобы была почва под ногами, потому что если на встрече тебе прилетает «подача», есть хотя бы к чему апеллировать – команде же нравится!



2___1_1200x800.jpg


Как общаться с заказчиком

Как правило, на существующих курсах и в школах дизайна нет такого направления как психология общения. Кстати, хороший момент, и можно об этом подумать. Но есть несколько модулей, которые посвящены тому, как нужно работать с заказчиком. С лекциями мы приглашаем экспертов разных направленностей, например, Дарью Геллер, эксперта в психологии работы с заказчиком. Конечно, с ним нужно уметь разговаривать, да и вообще уметь разговаривать. Многие упрекают меня в снобизме, поскольку я не подстраиваюсь под чье-то мнение, особенно не профессионала, но это мой принцип работы. Всегда нужно давить на свой профессионализм. Невозможно выстроить хорошие отношения, если ты делаешь фигово. Сначала классная работа – потом настройка отношений. Просто не соглашайтесь на проект, если заказчику не нравится, как вы работаете и себя ведете, но только если вы действительно ас. Ко мне приходят зачем? Чтобы я решил какие-то проблемы, поставленную задачу, и я это делаю. А когда ко мне пришли и попросили сделать, а я сделал и со мной начинают спорить – зачем вы тогда вообще обратились ко мне?

Смерть китча

Некоторые, даже многие, застряли в 2000-х, но это определенная каста людей, этакий «голубой огонек». Вот когда вы включаете его по телевизору каждый год и видите, насколько он застрял в прошлом, вам это нравится? Так и во всех индустриях есть такой «голубой огонек»: дизайнеры, которые делают черт знает что и заказчики, которые на это ведутся. Слава богу, что они обособлены от основной массы, и не по ним судят о состоянии индустрии. Китча, конечно, стало меньше, появилось больше вкуса, этому способствуют путешествия, инстаграм, общая насмотренность, желание владеть лучшим. Вы никогда не думали о том, что в нашей стране квартира и дом являются вершиной пирамиды ценностей человека? В Европе владение домом совершенно на другом уровне – это долгосрочная аренда, ипотека на сто тысяч лет. Для европейцев это, конечно, тоже важно, но они решают проблему функционально и технически – сняли-купили, а у нас квартира – это мера успеха. Смотрите, я выбился, добился. Но мне нравится то, что сейчас нездоровые амбиции и эго стухают, люди начали искать более классные решения, чистые и простые. Интерьеры, которые сейчас делают, больше не про деньги, а про смыслы.

Не искусство, но творчество

Дизайн это творчество, но не искусство. Потому что он по своему определению — создание вещей не в штучном исполнении. Дизайн – это промышленная эстетика, проектирование того, что можно сделать и поставить на конвейер, а вот крафт и мануфактура уже ближе к искусству, но это уже не дизайн. Интерьер с точки зрения смысла должен нести новизну, многие дизайнеры в ее поисках. Но русскому человеку новизна не всегда нужна, просто повторите мне как с картинки. Многие люди не могут, не способны думать о мелочах, потому что у нас разная психика и способы мышления – кто-то сенсорик, кто-то аудиофил, кто-то визуал, кто-то не может вычислить, сколько будет дважды два, но при этом он прекрасно рисует. Просто мы разные. Выход – объединяться и искать свои вторые половинки, альтер эго.

В чем проблема

Первая большая проблема дизайнеров – конкуренция и отсутствие нормального ранжирования: инструменты продвижения настолько уравняли всех, что студии с невероятным опытом и сборище шарлатанов ничем не отличаются друг от друга в сетях. И это формирует недоверие ко всей индустрии. Клиенты, которые обожглись когда-то, начинают относиться плохо к индустрии в целом. Вторая проблема заключается в том, что появляется все больше курсов, которые в основной массе своей напоминают цыганщину, они дают на рынок выброс абсолютно непонятных людей. Но при этом никто не отменял рост стандартов (умение разбираться в сметах, иметь навыки менеджерской работы, делать качественные чертежи), а уровень становится только хуже, поэтому возникает нестыковка. Все это точно приведет к созданию закрытых клубов, альянсов, профсоюзов, сейчас они находятся в зародышевой стадии. Кстати, сейчас в их роли выступают те же Elle Decoration и AD, которые составляют топы дизайнеров – это хоть какая-то попытка гарантировать качество. А рынок так устроен, что он сам себя отрегулирует.


Благодарим за организацию интервью Портал для дизайнеров и архитекторов I-DESIGN.PRO

Поделиться