Lifestyle Мода Колумнисты Интервью Beauty Ресторация Пространство Съёмки Видео
Виктор Дембовский: Будущее в тумане
Текст: Екатерина Погодаева Фото: Игорь Вавилов

Историк дизайна и архитектуры Виктор Дембовский — о настоящем и будущем дизайна. Как он пережил 2020-й, и о чем думают дизайнеры сегодня.


1___3_690x900.jpg

В любой индустрии, особенно творческой, конкуренция есть и будет

Виктор, у каждого профессионального сообщества есть свои «больные» темы. Что волнует дизайнеров и архитекторов сегодня? О каких макро- и микротрендах сегодня можно вести речь?

Сегодня самая главная тема связана, естественно, с пандемией и ее последствиями для экономики и платежеспособности людей. Дизайнеры переживают, как индустрия будет развиваться дальше, что с ней будет происходить. На данный момент есть временный взлет популярности дизайна интерьера: это обусловлено тем, что у людей еще не стало меньше денег — времени с начала кризиса прошло не так много, — но они вынужденно провели много времени дома и поняли, что в первую очередь дом должен быть комфортным и функциональным, а не только красивым. Поэтому популярность дизайн-услуг оказалась выше, чем в 2018-2019 году. Текущие проекты не останавливались, плюс к ним появилось много новых заказов. Но как ситуация будет развиваться в долгосрочной перспективе, никто не знает и не может предугадать. А тот, кто говорит:"Я знаю", лукавит! Все заявленные в 2020-м цвета сезона и все тренды не случились. С точки зрения стилистики также никаких изменений не видно — клиенты выбирают в первую очередь не стиль, как я говорил выше, а качество пространства. Все должно быть максимально комфортно и качественно, подстроено под конкретного человека: вот главный тренд современности.  

Есть мнение, что молодым дизайнерам не хватает смелости, авторского начала, они работают по принципу copy past. Вы согласны с этим?

Эта ситуация вообще никак не связана с поколенческой историей. Так молодые делают не потому, что они не талантливы, а потому, что только начинают. Любой начинающий дизайнер, пока у него нет собственного лица и наработанной клиентской базы, ориентируется на популярные тренды. Чтобы наработать опыт, так поступать необходимо. И нет в этом ничего плохо. Те, кто начинал 20-30 лет назад тоже не сразу выработали свой авторский стиль, а большинство стараются вообще не вспоминать, какие интерьеры они проектировали раньше.


2___3_690x900.jpg

В любой индустрии конкуренция есть и будет. Важно только, чтобы люди не варились только лишь в своем узком комьюнити, а видели себя в мировом контексте и конкурировали не только с соседями, но напрямую и не напрямую дискутировали со всем сообществом


Про новое поколение дизайнеров, я имею ввиду 25-35-летних, могу сказать, что оно более эффективно в работе, чем старое. Да, у последнего есть творческие наработки, свои уникальные авторские приемы, но далеко не все дизайнеры из 90-х смогли адаптироваться к новому рынку. Клиент же тем временем постоянно меняется, развивается, становится гораздо более требовательным к сервису и культуре подачи проекта. Сам процесс работы становится другим, не только результат, поэтому в этом плане молодежи, гораздо легче работать, они чаще находятся на одной волне с заказчиком.

Поскольку дизайн как таковой зародился в России совсем недавно, он является преемником европейского. И все же, можно ли говорить — хотя бы с осторожностью — о появлении своего, русского, дизайна, каких-то ярких отличительных чертах его?

Россия, конечно, прежде всего является потребителем европейских трендов, к слову, мы вообще часть Европы. Даже аутентичные восточные страны в этом отношении меняются в сторону требований современности: и ОАЭ, и Азербайджан. При этом у нас есть свой менталитет, и то, что популярно в Европе, далеко не всегда становится востребованным у нас. Но и каких-то уникальных историй у нас тоже пока нет. В этом наша основная проблема — мы на данный момент в мировую копилку очень мало вкладываем. Я не верю в появление каких-то локальных трендов — отдельного города или места. Мы ведь живем в мире глобализма. Но я уверен в том, что любой дизайнер может внести свою лепту в эту мировую копилку, и интерьерный, и предметный. Да, мы работаем, и очень неплохо в мировом контексте. У нас много прекрасных дизайнеров, которые создают проекты мирового уровня, но об аутентичности русских проектов речи сейчас не идет, и к этому надо стремиться.


3___3_690x900.jpg

У нас есть свой менталитет, и то, что популярно в Европе, далеко не всегда становится востребованным у нас. Но и каких-то уникальных историй у нас тоже пока нет. В этом наша основная проблема — мы на данный момент в мировую копилку очень мало вкладываем


А когда это произойдет, по вашему мнению?

Сложно говорить. Считаю, что 30-летние дизайнеры уже готовы к этому, они уже ищут, выражают себя. В одном регионе это быстрее происходит, в другом — медленнее. Юг России развивается быстрее, например, Сибирь пока лишь догоняет.

Как правильно начинающему дизайнеру позиционировать себя, чтобы старт был успешным?

Тут важно показать то, что ты умеешь и к чему стремишься, и портфолио в этом вопросе очень важно, причем оно может быть на первых порах просто фантазийным. На первых этапах ничего не мешает визуализировать свои идеи, даже не имея реальных клиентов. Совершенно не зазорно публиковать свои визуализации: если на старте вам не удалось реализовать вау-проекты, лучше показать задуманные визуализации, чем фотографии, которые не очень. Медленно, но верно искать собственные фишки и искать именно своего клиента. Это очень важно, потому что дизайнер — это всегда индивидуальность и характер, и только если ваше видение совпадет с видением клиента, вы сможете создать поистине значимый проект. Поначалу стоит гнаться не за высокими бюджетами, а искать близких по духу людей.

Где молодым лучше публиковаться? В профильных изданиях?

Профильные журналы неплохи для подтверждения своего статуса и повышения самооценки, это очень важно знать, что тебя признает сообщество. В качестве рекламы? Я не уверен в ее эффективности, скорее, публиковаться лучше в непрофильных изданиях. Если вы сможете опубликоваться в Tatler, то шанс найти новых клиентов будет гораздо выше.

А что касается архитектуры, в этом отношении мы скоро приблизимся к Европе, станем похожи на нее?

А наша архитектура вообще ни на какую непохожа. Трудно трактовать русскую стихийную застройку, как позитивную особенность. Тут вопрос больше денег, а не вкуса и актуальности, и, как правило, в этом заключается проблема. Многие проекты упрощаются ради удешевления, поэтому теряют свою аутентичность и характер, а так наша архитектура вполне себе европейская. В России очень много проектов, которые реализуются зарубежными бюро, в Екатеринбурге тем более. У вас строят много японских архитекторов, например.

То есть о понятии «архитектурного кода» нам рано говорить?

Есть понятие просто хорошей архитектуры. А понятие архитектурного кода города в России — это вообще утопия. Если говорить про Екатеринбург, то здесь, в буквальной столице русского конструктивизма, можно было бы ориентироваться на него и в современной застройке, а не сносить старые объекты. Дореволюционный Екатеринбург вы уже точно не отстроите заново, а у модернистского Свердловска есть большой потенциал.

К сожалению, и оставшиеся памятники конструктивизма не особо ценятся...

Не все понимают даже ценность особняка 19 века. Но так или иначе чиновники и девелоперы в последнее время все чаще приходят к осознанию того, что есть что сохранять и восстанавливать. Когда говорят о конструктивизме, многие из них не понимают что это такое вообще, потому что в этом стиле нет лепнины и роскошеств, и в чем заключается ценность таких зданий. Ветхое здание конструктивизма часто выглядит как непрезентабельные развалины. Непрофессионалы не видят в этом отсыревшем бетоне и деревянных рамах чего-то, что стоит сохранять. Чиновники не могут оценить, а дизайн- и архитектурное сообщество не могут или не хотят с ними дискутировать на эту тему. Я знаю, что не все девелоперы — злодеи, они просто не понимают ценности, и им никто не может на их языке объяснить ее, нет конструктивного диалога. Если бы он появился, многое поменялось бы. Если вы архитектор и вам важен ваш город, сделайте эскизные проекты реконструкции и адаптации советских зданий и покажите. И обществу и застройщикам. Это будет хотя бы первым шагом – показать, как может блистать конструктивизм.

Многие компании утверждают, что переходят на экологичные технологии. Это правда или всего лишь маркетинговая уловка в угоду активистам?

Я не специалист в этой сфере. Но верю документам и словам. Для отслеживания правдивости заявленного есть экоактивисты, которые могут все проверить. Но стремление к сохранению экологии — действительно, тренд. Известный предмет может не измениться визуально, но изменится его суть — материалы, технологии производства. И это огромный прорыв в области дизайна. Об этом думают сейчас во всем мире очень много: как жить в экологичном пространстве.

Конкуренция в дизайн-сообществе — какая она?

В любой индустрии, особенно творческой, конкуренция есть и будет. Она бывает жесткой, но несомненно влияет на развитие. Важно только, чтобы люди не варились только лишь в своем узком комьюнити — Екатеринбурга или Москвы, например, — а видели себя в мировом контексте и конкурировали не только с соседями, но напрямую и не напрямую дискутировали со всем сообществом. Ну и важно, чтобы эта конкуренция не выходила за границы профессиональной этики.

Почему сейчас так популярна, на ваш взгляд, тема с коллаборациями? Она затронула и дизайн в том числе.

Объединение с кем-то никогда не было связано только с деньгами. Это история и про пиар, и про новый взгляд, смещение акцентов. Я вообще за то, чтобы люди объединялись, а не разобщались. Сотрудничать с российскими дизайнерами очень выгодно иностранным компаниям. Работа с нашими дизайнерами — это возможность для бренда обогатить себя и при этом утвердится на русском рынке, найти понимание у клиента и дизайнеров интерьера, создать инфоповод в русских медиа. Новый партнер обязательно приносит свежие идеи, которые могут прозвучать и на мировом рынке. Я очень надеюсь, что в скором времени и фабрики и производства в России придут к тому, что стоит работать с русскими дизайнерами, а не искать партнеров за рубежом или компилировать чужие идеи.


Благодарим за помощь в организации интервью информационно-образовательный портал i-design.pro


Поделиться