Слава Самодуров, художественный руководитель балетной труппы театра «Урал Опера Балет» – о том, как выстраивается экономика театральных постановок, о финансировании проектов и о том, почему привлечение молодой аудитории – главная инвестиция любого театра.
Наш номер посвящен бизнесу, и было бы интересно узнать, как выстраивается экономика любой постановки, когда вы планируете бюджет? Как это происходит?
Есть известное в театре выражение: «Не всякое финансовое решение есть художественное, но всякое художественное решение есть финансовое». При выборе проекта учитывается большое количество факторов: какая публика должна прийти, насколько это интересно городу, стране, критикам, артистам и постановщикам. Мы всегда балансируем, учитываем все факторы, потому что кассовые сборы – это важно. Есть еще такое понятие как инвестиции: молодая публика зарабатывает меньше, чем поколение среднего возраста. Но молодежь привыкнет ходить в театр, если ее привлечь, и, когда они вырастут и станут обеспеченными людьми, привычка может сохраниться, и они принесут деньги в будущем. Есть и детский репертуар. Он, помимо своей благой миссии, прекрасен тем, что ребенок всегда ходит на спектакли с кем-то. Если идет один ребенок, то продается как минимум два билета. А если приходит вся семья – бабушка, дедушка, папа, мама, то будет продано уже пять билетов, и это прекрасно.
Кроме того, мы все наши премьеры укладываем в систему. Наш театр – федеральный и главный в этом регионе. Поэтому каждый житель области и города должен найти хотя бы один спектакль, который будет ему интересен. Мы должны двигаться сразу в нескольких направлениях, но при этом нести определенную мысль, которая формирует нашу публику. Для себя мы решили, что наша миссия – построить театр будущего на фундаменте уважительного отношения к прошлому. Людей, которые приходят на наши спектакли, мы потихоньку вовлекаем в авангард, но они при этом видят, что многие спектакли основаны на традиции. Эти методы уже развиты, и мы двигаемся с ними дальше.
Есть множество различных рейтингов, посвященных тому, сколько заработало каждое культурное учреждение Екатеринбурга за прошлый сезон. Важны ли для вас эти рейтинги и сравнения продаж, или все-таки то, что вы делаете, больше об искусстве и о том, чтобы дать качественное, красивое зрелище?
Конечно, мы не живем в безвоздушном пространстве, но какой смысл соревноваться с другими театрами? Ни один театр в городе не похож на другой: у нас разное количество мест в залах, за год идет разное количество спектаклей, да и жанры, в которых мы работаем, совершенно разные. Рейтинги и показатели могут быть интересны обывателям, но, если честно, ни о чем не говорят. Наш театр – государственный, и, если вы посмотрите на афишу, у нас каждый день идут спектакли, по шесть-семь в неделю. Но мы получаем бюджетные деньги, президентский грант. Мы эти деньги отрабатываем, у нас есть определенное задание, которое мы должны выполнять, оно есть у всех федеральных театров.
А насколько сложно получить государственную поддержку нового интересного проекта именно в вашей сфере?
Существуют различные системы грантов, которые поддерживают те или иные проекты. Подаете заявку, и, если вы очень удачливы, то можете и получить какую-то финансовую помощь. Но чаще всего мы делаем спектакли из собственных заработанных средств. Конечно, по возможности привлекается помощь со стороны. Помощь всегда нужна, мы ведь живем в очень жестких рыночных условиях. Деньги с неба на нас не сыплются, каждый рубль мы честно зарабатываем и вкладываем в следующие проекты
А сторонние компании с охотой выделяют спонсорские средства на развитие?
Часто слышим мнение: как же федеральный театр может просить деньги, государство ему и так все дает. Еще раз повторю, что государство дает очень лимитированную сумму денег, зарплатный фонд и содержание здания. Новые постановки – наша прерогатива. Если говорить о частных инвестициях, никто с охотой спонсорские средства не выделяет, к сожалению. Бывает поддержка, но хотелось бы, чтобы в Екатеринбурге это было развито сильнее, как, к примеру, в Москве. Театры нуждаются в помощи: нас никто не осыпает золотом! Наши художественные амбиции и возможности растут, и хочется, чтобы новые спектакли были дорогими, интересными, качественными. Спонсорство хочется видеть более активным. Мы два раза пробовали краудфандинг, и второй раз, когда мы собирали деньги на спектакль «Конек-горбунок», оказался удачным. Было очень приятно, что люди активно включились, и нам удалось реализовать все, что запланировано. Это было непросто: за время пандемии цены на материалы резко выросли, и стоимость спектакля увеличилась баснословно. Если бы не этот краудфандинг, нам бы пришлось очень тяжело.
При этом, конечно же, в пандемию театры денег не зарабатывали?
Естественно. За время пандемии пострадали все, особенно в сфере искусства, кассового сбора не было. Есть разная философия работы в театре. Наша заключается в том, что мы работаем на стационар, на зрителя, который живет рядом с нами. И спектакли мы делаем с этим расчетом. «Конек-горбунок» в нашей истории – наверное, самый дорогой и масштабный спектакль. Чтобы вывезти его на гастроли, нужны восемь больших фур с декорациями. Обычно на спектакль требуется одна или две. Это очень затратно. В театре есть люди, которые специально над этим думают. Здесь опять же экономический выбор: либо мы будем делать что-то скромное, менее грандиозное, но зато сможем показывать повсюду. Либо мы решаем удивить публику, которая живет рядом, делаем что-то настоящее и масштабное, но возникает проблема с гастролями.
Вопрос достаточно банальный, но есть такое мнение, что современный человек не ходит в театр, ведь у него есть интернет. Как привлечь зрителя в театр, как сделать, чтобы он мог насладиться искусством, ну и принести доход, чтобы вы могли реализовывать свои творческие планы и идеи?
Это абсолютный миф! Зал нашего театра, как правило, заполнен. Я только что был в Москве, и, к счастью, у меня была пара свободных от работы в Большом театре вечеров. Я отправился в театры. На хорошие спектакли в Москве билетов не достать. Народ активно ходит в театр – вопрос в том, кто придет именно к вам. Когда я только приехал в Екатеринбург, 11 лет назад, я был удивлен, что зал заполнен в основном возрастной публикой – бабушки с внуками. Мы приложили много усилий, чтобы привлечь в театр молодых. И сейчас молодежь – самые активные зрители Урал Оперы.«Конек-горбунок» получился интересным для всех, но в первую очередь мы желали, чтобы молодежь приходила в театр и видела, что балет – живое искусство. Оно эстетически современно, говорит с тобой на понятном языке. Мне всегда хочется, чтобы люди понимали: театр не пыльный сундук, а живое, эмоциональное и актуальное искусство.
Какую роль реклама и маркетинг играют в театре? Наверняка у вас есть отдел, который этим занимается. Выстраивание рекламных кампаний – это тоже часть бизнеса, одна из ключевых для продаж…
Конечно, в привлечении зрителя маркетинг и реклама занимают не последнее место. Нам с этим немножко проще, у нас есть имя. Когда в театре премьера – это уже событие. Мы анонсируем премьеру, и это само по себе генерирует интерес. Важно понимать, до какой аудитории нужно дотянуться – если она не совсем привычна для нас, нужно приложить усилия. Мы это делаем за счет афиш. Афиша должна говорить именно с тем зрителем, которого вы хотите привлечь, в том числе и в социальных сетях.
Несколько лет назад у вас произошел ребрендинг, театр стал называться «Урал Опера Балет», и это такой максимально правильный ход! Как раз такие названия и привлекают молодую аудиторию.
Мы работаем над обновлением уже много лет. И сейчас мы – совершенно не тот театр, который был тридцать или сорок лет назад. В этом смысле ребрендинг делает театр менее патетичным. Нынешнее название емкое, функциональное и энергичное. Для меня «Урал Опера Балет» звучит как строка Маяковского: «весомо, грубо, зримо».