Маттео Мирелла, российский представитель итальянской мебельной фабрики Bontempi – о неготовности мира к миру, главных ошибках в бизнесе и русской эмоциональности.
Уже с первых ваших слов понятно, что вы очень хорошо владеете русским языком.
Я специально приехал в Москву обучаться русскому языку, а до этого, еще живя в Италии, брал уроки у частного преподавателя.
Что вас больше привлекло, именно язык или русская культура в целом?
И то, и другое. Очень люблю Пушкина и Льва Толстого. Я объездил всю Россию – от Калининграда до Дальнего Востока, сейчас у компании, представителем которой я здесь являюсь, есть партнеры не только в России, но и в странах бывшего СНГ – Беларуси, Таджикистане, Казахстане, Узбекистане, Азербайджане, Грузии.
Обширная география! С точки зрения архитектуры, дизайна, что вас больше всего удивило тогда, в первый визит к нам?
Все-таки архитектура, прежде всего московская — легендарные сталинские высотки, символ Москвы. Да, высотные здания есть и в Нью-Йорке: это Эмпайр-стейт-билдинг, в 2003 году я увидел его первый раз, но это всего лишь одно здание! А в Москве такая застройка повсеместно: например, здание университета гораздо больше по масштабам нью-йоркского небоскреба, и построено оно раньше высотки. Прошло 17 лет, и Москва становится все красивее. Наконец-то исчезли все атрибуты 90-х, старые палатки, киоски и гаражи, – визуально крайне неприятные пристройки, хотя в регионах их до сих пор можно увидеть. Но радует то, что тенденция делать красиво и удобно для горожан добирается и туда, что развивается экологическое направление.
Нельзя не отметить следующее различие между нашими странами — в Италии стараются сохранять все исторические объекты, в которых и сейчас с удовольствием живут люди, а в России такое стремление скорее исключение.
Не соглашусь, этот принцип действует и в России. Я, например, в 2016 году приобрел квартиру в центре Москвы в доме 1908 года, являющимся архитектурным памятником. Он сохранился в прекрасном состоянии. И этот квартал никогда не снесут. Хотя дом с деревянными перекрытиями, а не бетонными, но муниципалитет следит за этими зданиями, делает капитальный ремонт. И такая тенденция распространяется и на регионы. А то, что случаются прецеденты сноса памятников, так это зависит исключительно от руководства города. Бизнес есть бизнес, есть земля, и ее используют по максимуму.
В Италии у меня есть дом, он очень старый – 13 века. В его интерьере замиксованы одновременно несколько эпох – очень много антиквариата, который гармонично сочетается с современными стилями. Такой стиль ар-деко получился. А в московской квартире – чистый минимализм: панорамные окна, чистые линии и много света.
Есть дома, оказавшись в которых складывается ощущение «эрмитажности».
Я бы назвал это дурным дизайном. У нас есть известные клиенты, сделавшие интерьер в стиле барокко: в золоте, красном вельвете, с фресками. Все зависит от вкуса. Где-нибудь в Царицыно или Кремле такой стиль имеет место быть, он в какой-то мере оправдан. А в новом современном доме будет смотреться неактуально, но это мое мнение. Я бы не хотел жить в подделке музея.
Для вас главное, чтобы было красиво или удобно?
Думаю, удобно. Например, есть красивая мебель, но по итогам ее невозможно с комфортом использовать в повседневной жизни. Тогда зачем это нужно? Мебель должна быть удобна с самого начала.
Какие инструменты необходимы для эффективного бизнеса, на ваш взгляд?
В первую очередь важно работать на качество. Качественный продукт, приносящий пользу, всегда будет пользоваться спросом, и я сейчас говорю не только о мебельном бизнесе. Если производить стильные, комфортные и функциональные вещи, которые будут служить годами, покупатель найдется всегда. И стоимость в этом случае не имеет значения.
Можете назвать главные ошибки владельцев бизнеса, которые приводят к убыточности и закрытию?
Во-первых, пробелы, которые часто возникают в логистике. Если ты занимаешься импортом, надо найти хорошего логиста и как можно больше оптимизировать расходы. Во-вторых, ошибки совершаются в управлении собственными финансами. Часто бизнесмены обращаются к помощи банков в вопросе кредитования. Но нужно всегда понимать, сколько ты возьмешь кредитов и сможешь ли их погасить. Есть примеры владельцев бизнеса, которые берут кредиты в разумных объемах и тратят их именно на развитие дела, и у них действительно идет рост. А есть те, кто берет деньги в кредит и вкладывают в бизнес лишь половину суммы, а вторую половину тратят на себя и личные цели – это в перспективе выливается в банкротство. В-третьих, нужно всегда анализировать, насколько твой бизнес может быть успешным. То есть изначально изучить рынок, азы экономики, сделать маркетинговое исследование, найти хорошего маркетолога. Не начинать дело, «потому что мне друзья подсказали, что оно будет успешным». Так не получится. И, в-четвертых, надо знать иностранные языки, как бы это банально ни звучало. А изучить нюансы языка можно, только прожив в стране-носителе несколько лет, узнав ее традиции, культурные особенности. Тогда ты сможешь общаться с партнерами как один из них, для бизнеса это очень важно. Раньше такого подхода не было. Достаточным считалось знать английский. Сейчас не так! Например, китайцы – они очень плохо говорят по-английски, но крайне важно понимать, о чем они говорят между собой. В противном случае попадешь в ловушку и потеряешь деньги и время. Сейчас арабский и китайский языки крайне перспективны. Вся северная Африка говорит по-арабски, начиная от Марокко и заканчивая Пакистаном. Арабский, кстати, распространеннее китайского, о чем мало кто знает.
Если рассматривать историю компании Bontempi в контексте такого подхода, братья-основатели действовали так же?
Компанию создали два брата. Мебель они производили еще с 1961 года, но делали ее для других фирм. А в 1963 решили открыть собственное производство. Когда Алессандро и Джанкарло начинали дело вдвоем, то работали и днем, и ночью, без выходных, без смен, — и только с увеличением объемов работы они наняли дополнительных сотрудников. При этом они продолжали работать и участвуют в делах компании до сих пор, будучи на пенсии, – ходят на завод каждый день, но сейчас они больше советники бизнеса. Алессандро Бонтемпи рассказывал, что уже когда стал бизнесменом, специально поступил в миланский университет на курс экономики. На данный момент на фабрике создают мебель для мирового рынка, актуальную не только для Италии. У Бонтемпи есть свои особенности, свой, так скажем, почерк – использование большого количества металла, керамогранита или закаленного стекла со специальной обработкой, особые ткани.
Сейчас логистика не нарушилась? Что с ней происходит?
Нет. Русские всегда найдут способ выжить и сделать лучше. Они могут делать все. Жаль только, что вы потеряли свои традиции, особенно молодежь. Она стала больше смотреть в сторону запада – деньги оказались важнее качества. Но не стоит забывать историю – сегодня река полная, а завтра пустая. И надо быть внимательным, надо жить сегодня и помнить, что завтра и послезавтра тоже надо будет жить. А современные молодые люди живут только сегодняшним днем. Капитализм неплох, если он разумен. Не думайте, что импорт сократился. Изменился только информационный фон.
Если не секрет, какие три качества характера в русских вам нравятся и какие — нет?
Русские очень эмоциональны, это импонирует. Но допустим, если видишь вас где-то за границей, то можно наблюдать следующую картину: кто-то стесняется, напоминает ежика, лишний раз не посмотрит, не спросит, а есть те, кто ведут себя как владельцы мира. Одни пускают деньги на ветер, другие стесняются незнания других языков или опасаются, что их могут не любить из-за отголосков Советского Союза. Но его больше нет, все поменялось. Не знаю, правда, это плюс или минус.
Существует выражение – два раза велосипед не изобрести. Что делать, когда все изобретено?
Это психологическое ограничение, а не физическое, многие люди боятся сделать первый шаг, что-то поменять. А надо быть прагматичным — и если пришла пора, значит, начинайте меняться. Да, есть риск, получится или не получится, расклад 50 на 50. Кто меняет и меняется, по статистике, выигрывают чаще, потому что ты на этом пути первый или второй, но не последний. Остановишься – будешь стоять и смотреть всем в спины. Компания Бонтемпи в 2014 году переживала кризис. Мы поставили новое руководство, изменили модели, модернизировали производство. Было очень рискованно! Но для нас это обернулось победой, мы стали сильнее.
О чем вы сейчас мечтаете?
О мире… Чтобы закончились любые провокации, беспорядки. Я считаю, что это реально. И все же такое деструктивное поведение заложено в ДНК людей. А люди могут делать все, чтобы было лучше и для себя, и для других. До тех пор, пока в обществе будут личности, которые берут на себя больше, чем нужно в жизни, мы будем жить в вечном кризисе. Когда у людей появляется жадность, они хотят все забрать себе, не оставляя другим ничего, и такое продолжается многие тысячелетия. Из-за жадности ведутся войны за территорию и ресурсы. Я надеюсь, что мир возможен. Но мне уже 50 лет, а ощущение, что люди к этому не готовы, к сожалению, остается.