Редакция Lifestyle Мода Интервью Beauty Ресторация Пространство
Максим Копалов: Красная линия
Текст: Екатерина Погодаева Фото: Личный архив

Чем живет современная архитектура, и почему российских специалистов особенно ценят на западе, рассказывает архитектор, дизайнер, основатель бюро «Красная линия» Максим Копалов.




Image_00_690x900.jpg

Архитектура создаёт материально организованную среду

Максим, что для вас архитектура?

Архитектура – наука и искусство одновременно, находящаяся на стыке аналитики и творчества. Любой архитектурный объект – это решение сразу нескольких проблем, начиная от банальной, как внедрить парковочные места, если в исходных данных совсем небольшой участок земли. Вообще же архитектура находится в тесном взаимодействии экономики, маркетинга и требований заказчика, и других факторов, а архитектор выступает здесь объединяющим звеном. Насколько хорошо он решит поставленные задачи, настолько и реализует свой творческий потенциал. Хотя это сейчас мы так понимаем архитектуру. Раньше, в XVII-XVIII веках, архитектор осуществлял волю императора или правительства, возводил крупные, культовые сооружения, дворцы, то есть выступал как бы проводником властителя, который зачастую непосредственно участвовал в проектировании. Сейчас работает совершенно другая модель – экономическая, я бы сказал. Экономика, к сожалению или к счастью, стала первостепенной. Поэтому современный архитектор должен иметь широкий кругозор, чтобы в числе прочего разбираться и в экономике, и в маркетинге, понимать, что будет продаваться, а что нет, как нивелировать большие затраты на строительство, не потеряв при этом во внешней эффектности и качестве. Если учесть все эти критерии, объект будет устойчиво развиваться. 

Сказанное касается малоэтажного строительства. Но девелоперы, которые застраивают целые районы, наверное, все равно «связывают» архитекторов своими требованиями?

Да, конечно. В этом отношении российские архитекторы зависимы. Как-то в Америке на конференции меня попросили рассказать, в чем заключается проблема современного архитектора. И я тогда сказал, что у нас сейчас архитектуры нет, потому что всем процессом руководит экономика и маркетинг. Я не говорю, хорошо это или плохо, не вправе оценивать, однако реалии таковы, что архитектор вынужден работать с тем, что есть.

Подстраиваться? 

Именно. Творческая реализация, на мой взгляд, как раз и заключается в том, как из имеющихся данных составить хорошее уравнение и получить отличный результат. Чем сложнее уравнение, тем интереснее его решать! Создать такой объект, который понравится, удовлетворит требованиям и заказчика, и всех участников процесса. Так вот, после моего спича мне предложили печататься в журнале The American Architects. После практики в Америке я стал членом ассоциации Американского Института Архитектуры FAIA это очень престижно, у нас в стане имеет такой статус несколько человек всего. Это было 10 лет назад, но ситуация, на мой взгляд, с того времени не поменялась. Она, скорее, усугубилась, так как городская архитектура стала сложнее из-за уменьшения количества свободных земельных участков, экономических изменений, международной повестки и так далее. Поэтому постоянно необходимо что-то придумывать, изобретать, чтобы создавать востребованные проекты.

Получается?

У кого-то хуже, у кого-то – лучше. Мне нравится работать именно в сегодняшних условиях. Теперь, по крайней мере, проще оценивать результат, потому что все мы находимся в равных условиях.

Но ведь эта оценка субъективна…

Конечно. Хотя есть премии, например. Моей работе присудили премию «Лучшее здание 2019 года» за объект, для которого я её вообще не ожидал. И это была моя субъективная оценка. Все творческие люди всегда подвержены сомнениям. Тот, кто не творит, не думает и не сомневается, тот не получает классного результата. До последнего, пока объект не сдали, ленточку не перерезали, присутствуют сомнения и вводятся изменения. Так и у некоторых художников – пока картину не заберут, они будут её дорабатывать. Это такой склад характера. Я очень критично отношусь к своим работам, всегда недоволен, знаю, что можно сделать лучше, за счет чего и где.

Какие плюсы и минусы современной архитектуры вы можете выделить?

Мне не нравится, что у нас нет общей стратегии, модели, к которой можно двигаться. Государственный регламент не успевает за застройщиками, особенно в Москве, где я очень много проектирую. Например, у нас выделяют участок, у которого вообще нет сетей, а если есть, то они не могут выдержать всю нагрузку. Нет социальной инфраструктуры – дорог, школ и так далее Начиная с банальных вещей, нет глобального стратегического развития. Для сравнения: в Нью-Йорке есть институт по развитию города, и они привлекают население для разработки генплана города, для этого создаются фокус-группы. Можно увидеть план, поучаствовать в его формировании, высказаться. Если все голосовали за новый супермаркет, а государство и архитектор не построили его — ждите волну протеста, люди выйдут на улицу и скажут, что голосовали, всё было зафиксировано, они подадут в суд и выиграют. В Америке в целом популяризируют профессию архитектора. В Канаде — та же система. У нас же, конечно, послушают простых людей, но сделают всё равно как надо заказчику, скорее всего. 



Image_01.jpg


Архитектура создаёт материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, мы все живем «в архитектуре». И важно, чтобы её потребители были грамотными, тогда и уровень будет самой архитектуры будет выше в разы. Ведь если вы приходите на концерт органной музыки, вы должны знать, по крайней мере, кто такой Бах. Любой человек, и не архитектор, как я говорю детям в школе «IDesign», где я преподаю свой авторский курс «Тест-драйв профессии архитектор» - должен быть грамотным потребителем среды — когда человек будет знать, что хочет видеть в своем жилом районе, к какой эстетике стремится, у него появятся свои требования к окружающей среде. Таких людей сейчас появляется всё больше, и это радует. И застройщики вынуждены строить качественно и эстетично.

Например, построили хороший жилой комплекс в хорошем месте, но продается он плохо — не потому, что цена высокая, а потому что нет эстетики. Люди готовы переплатить или, при прочих равных, выбрать более отдаленный объект, если учтены все их требования в эстетическом плане.

Из минусов также отмечу нехватку у молодёжи насмотренности, начитанности, которые жизненно важны для архитектора. У нас в свое время, когда мы заканчивали учёбу,  не было интернета, мы делали всё вручную. Сейчас есть такие потрясающие возможности, можно виртуально по Лувру погулять! А молодые люди, не все конечно, но сейчас часто мало знаю о культуре других стран и народов, не знают даже элементарных основ, не могут отличить знаковые здания, например, Лондона или Парижа. Вот такой парадокс.

Что ценного вы как эксперт можете предложить заказчику?

Когда ко мне приходит заказчик с определенной проблемой, я всегда могу ему помочь, потому что у меня есть бэкграунд, практика, экспертность. Каждые два года я прохожу стажировки в разных станах мира. Повышаю свою квалификацию постоянно. Я вижу решение его вопроса сразу, все с чем он может столкнуться в процессе реализации объекта.  Поэтому меня привлекают как эксперта на самой ранней стадии, когда еще нет объектов или перед покупкой участка даже, я разу могу проанализовать существующие исходные данные и выдать заказчику четкий план действий, меня кто-то даже назвал, «доктор застройки» Почему говорят, что архитектором можно стать только после 40 лет? Потому что до 40 он просто набирает опыт. Первые пять лет архитектор просто не может проектировать, так, кстати, было в Советском Союзе.

Но практика ведь всё равно нужна…

Да, но сначала ты просто наблюдаешь за тем, как работают другие, делаешь какие-то отдельные элементы, допустим, крыльцо, пристрой и прочее. Тут главное желание и внимательность. Всему можно научиться!

Есть ли какие-то архитектурные тенденции, которые пришли к нам из-за рубежа в последнее время?

Я всегда считал, что у нас всё свое. Мы можем копировать подходы, но так исторически сложилось, что мы находимся между Европой и Азией, у нас идёт смешение культур, разных стилей архитектуры: был советский период, сталинский ампир, конструктивизм, это очень богатое и сложное наследие. Оно не даёт нам вслепую копировать.



Image_02.jpg


Как бы вы оценили уровень развития российской архитектуры в целом?

Мы вышли на тот уровень, когда скорость развития нашего общества стала очень высокой, и за индустриализацией не успевает ни экономика, ни производство, потому что процессы проектирования и строительства — долгие. А в следующем году уже будут новые требования. Помню, я с одним заказчиком строил объект, и за это время моя компания увеличилась в два раза. Или вот сейчас мы переделываем конференц-зал, потому что требуется уже не 300 мест, а 600. То есть мы в процессе строительства переделывали проект, чтобы адаптировать его под растущие требования. А для этого важно обладать определенным багажом знаний совершенно в разных сферах.

Я проектировал много ресторанов высокого уровня в Екатеринбурге – Pan Smetan, Rosy Jane, Хмели Сунели. Для этой работы нужно разбираться в смежных направлениях, понимать, где горячий цех, где холодный. Профессия архитектора так сложна именно потому, что мы должны знать и про электрику, и про кабели, про вентиляцию, и кондиционирование. Например, мы спроектировали четырнадцать супермаркетов «Auchan» в стране совместно с французскими коллегами, это был очень интересный проект. Так вот, кажется, что все магазины похожи, но на самом деле они все разные. Где-то есть зона ветконтроля, разделочные цеха, а куда-то приходят готовые полуфабрикаты, где-то есть пекарня, куда-то новое оборудование пришло, пока мы проектировали, и потребовались изменения в проекте, где-то необходимо было сделать зал более свободным, где-то много складских, офисных помещений, где-то — нет. 

Кстати, когда работаешь в интернациональной команде и заказчик иностранный, то видишь совершенно другие требования, и другой подход к работе, этим и интересна профессия Архитектор.

Вы работали не только в России, но и во многих странах мира. Как получилось выйти на зарубежный рынок?

Зайти на зарубежный рынок действительно очень сложно. Но важно понимать, что там очень ценят мозги, особенно в Америке. Ценят настолько, что не обращают внимания на национальность и визу в паспорте. Они готовы платить за знания. Таким образом мы забрали тендер на строительство супермаркетов Auchan. Представьте, небольшое бюро «Красная линия» из Екатеринбурга, проектирует одновременно несколько больших и сложных объектов в крупнейших городах России! Раньше этим занималась польская компания со штатом 700 человек. Но я знал, как оптимизировать работу, у меня свой уникальный подход к бизнесу, но об этом я отдельно могу рассказать, вот за счет этого мы и выиграли, потому что я под каждый проект выстраивал готовую команду. У меня не было большого количества надстройки, большого штата менеджеров, лишнего персонала. Любой вопрос сразу попадает напрямую к специалисту. 

Играющий тренер – мое кредо. В принципе я могу самостоятельно спроектировать любой проект. Могу сесть со специалистом и решить вопрос. Так мы и выиграли тендер, за счет грамотной организации процесса и еще, естественно, потому что предложили цену ниже, чем у конкурента.

Вы сказали, что на западе ценят знания, тогда почему та же Заха Хадид только после 40 получила мировое признание?

Хороший вопрос! Я думаю, что у нее другая история. Есть люди высокого полета, такие, знаете, пассионарии, это человек, обладающий врождённой способностью абсорбировать из внешней среды энергии больше, чем это требуется только для личного и видового самосохранения, и выдавать эту энергию в виде целенаправленной работы по видоизменению окружающей среды. Это такие предвестники, которых не сразу замечают. Она была из их числа.

Как думаете, когда Россия перейдет от экономики к новаторству? Когда наша страна будет готова к таким изменениям?

Мне кажется, в нашей стране есть для этого все предпосылки – ресурсы и материальные, и человеческие, очень много талантливой молодежи. А не хватает, наверное, какой-то внешней силы, стратегического планирования. Но у нас всё впереди.


Деловой комплекс "Основа центр", г. Екатеринбург, ул. Основинская, 10

Поделиться