Редакция Lifestyle Мода Интервью Beauty Ресторация Пространство
Картины должны цеплять
Текст: Наталья Телегина Фото: Ирина Забара

Современный художник Оксана Сергеева повернула свою жизнь на 180 градусов, ушла из юридической компании и нашла себя в искусстве. Мы поговорили о том, какие барьеры есть у людей, которые приходят в эту сферу во взрослом возрасте и почему важно делиться творчеством с миром.


Image_00_690x900.jpg
@sergeeva__oxana

"Картины создаются не для себя, они создаются для людей"

Оксана, как вы пришли в индустрию искусства? Почему выбрали для себя художественное ремесло?

Это было непросто. Я с детства рисовала, занималась в художественной школе, но в дальнейшем ушла в более серьезную сферу. Первое образование у меня юридическое. Как, наверное, многие творческие люди, я сделала попытку жить в системе, когда у тебя рабочий день с 9:00 до 18:00. В итоге у меня случился кризис, я поняла, что чувствую себя нереализованной в профессии. Мне казалось, что моя жизнь проходит мимо. И уже в достаточно взрослом возрасте я поступила в архитектурную академию и в 2019 году получила диплом по живописному мастерству. Даже поработала преподавателем живописи в художественной школе.

Расскажите об этом подробнее.

Я работала в художественной школе для взрослых. И работа с ними строится совершенно иначе, чем с детьми. У взрослого человека, когда он приходит в новую для себя сферу, присутствует страх совершить ошибку. Я знаю, что это такое, когда хочешь заниматься, но внутри что-то мешает. В живописи нет правильного и неправильного. Да, есть определенные стандарты в вузах, но после завершения обучения нужно искать свой стиль. И если бы существовали определенные законы, то не возникли бы такие направления в искусстве, как модерн или кубизм. Я создавала для учеников комфортную атмосферу. И каждый человек, который учился у меня, влюблялся в живопись. Этим я очень горжусь.

Вы работаете масляными красками. Почему выбрали именно эту технику?

Сначала я пробовала абсолютно все материалы: гуашь, акварель, уголь, пастель. В итоге остановилась на масле, потому что такие краски более пластичны, они позволяют при помощи лессировки создавать эффект реалистичности, получать более глубокие цвета и разнообразные оттенки.

В ваших работах часто встречается фигура человека. Почему?

Человек, помимо того, что он венец природы, еще и сокровищница эмоций, чувств. Я пишу в том числе и обнаженную фигуру, показываю эмоции героя через язык тела. Наша поза, микродвижения мышц, всё это — отражение нашего ментального, внутреннего состояния в данный момент. Кстати, это как раз к теме взаимосвязи внешнего и внутреннего. И речь сейчас не о внешних данных, а о том, что от человека может исходить какая-то определенная энергетика.

Что объединяет ваши работы, заложена ли в них единая концепция, посыл?

Я пишу в стиле необарокко. Мне нравится передавать состояние, которое человек переживает. Мы не можем всегда быть радостными и счастливыми. Очень часто говорят, что нужно везде вокруг себя создавать только позитив. Но я так не считаю, потому что, если мы будем уходить, закрываться и говорить: «Ой, этого не существует», мы вообще ничего не поймем  в себе, в этой жизни.

Вы достаточно часто участвуете в выставках. Какая стала самой значимой для вас?

На самом деле их две. Первая была в Санкт-Петербурге, в Большом зале Санкт-Петербургского Союза художников. После нее достаточно серьезный коллекционер приобрела у меня три картины. И этот момент для меня был важен. Кстати, одну из моих работ, самую большую, – «Дориан Грей» – она подарила дочери, и эта картина уехала в Швейцарию. Второй значимый для меня показ Art Shopping прошел в парижском Каррузель-дю-Лувр, в октябре 2022 года. Эта была международная выставка современного искусства. Я участвовала в ней вместе с группой художников из России. Эти мероприятия имели важное значение в моей творческой карьере.


Image_01.jpg


Вы работали над документальным фильмом о современном искусстве «Портрет моей души». Расскажите, с чего всё началось и как шёл процесс?

Был кастинг, после которого меня утвердили. Но на съёмки в Москву я не ездила из-за болезни. Меня очень впечатлило то, как продюсеры, организаторы подошли к созданию проекта. Они пошли мне навстречу и предложили провести съёмку онлайн в формате трансляции. Спрашивали, прислать ли мне вопросы заранее. Но я отказалась, так как хотела оставить в этом фильме свою искренность. Хотела сказать так, как я думаю, чувствую, от души. И я очень люблю этот фильм именно за искренность каждого человека, который поделился своим восприятием современного искусства и отношением к нему, а также рассказал о своем пути.

Скоро выходит еще одна ваша работа – “Энциклопедия современного искусства. 100 мастеров XXI века”. Подскажите, когда читатели смогут ее увидеть?

Эта книга выходит благодаря международному проекту о современном искусстве «Art & Fashion». Презентация запланирована на конец апреля, пройдет она в Москве, в «Доме печати». И эта книга также будет представлена на Литресе. В энциклопедии – фотографии художников, фото работ и краткие биографические справки. И было очень приятно видеть там многих художников из Екатеринбурга. Для меня эта книга уникальна в том плане, что там рассказано об искусстве через людей, и о том, как они видят живопись сейчас, в нашем веке.
Вы упоминали про самую большую проданную картину. Сколько по времени она создавалась?
Да, это картина «Дориан Грэй». Она достаточно большая, примерно с меня ростом. Я писала её очень долго — шесть месяцев, и она бы еще столько же писалась, ведь предела совершенству нет. Работа была сложна технически, потому что мне хотелось передать идею максимально реалистично. Я ее писала очень вдумчиво, медленно, кусочек за кусочком. Закончила тогда, когда поняла, что больше ничего из своей души не могу вложить в эту работу. В такой момент я останавливаюсь. Но продавать картину даже не собиралась, если честно. Она была мне очень дорога. А потом педагог из архитектурной академии сказал: «Картины создаются не для себя, они создаются для людей. Нельзя быть Плюшкиным и копить их. Нужно делиться с миром». И, действительно, творчество — это определенный дар, талант. Это что-то от бога и тебе это дается для того, чтобы ты делился этим с миром.

Расскажите про свою самую любимую работу?

Это «Miserables», что переводится как «отверженные». Она написана по одноименному роману Гюго. В этой картине я передала свое впечатление от этого произведения, и состояние людей, когда они чувствуют себя отверженными. Ее также выбрали для заставки конкурса «Чувства 22». Картина размером 90 на 120 см. Я создавала ее где-то месяца три-четыре, так как масло сохнет долго и примерно раз в неделю я за нее садилась. Да, она неоднозначная и не настолько приятная взгляду. Если бы мне сказали: «У тебя такие классные, приятные картины», то я бы, наверное, впала в депрессию, в кризис, потому что картины должны цеплять. Этот импульс у зрителя происходит тогда, когда художник берет краски и то, что у него внутри, он выражает в своей работе. Но если этот азарт прошел, то картина будет мертвая. Да, такая работа может украсить интерьер, но, мне кажется, она не будет цеплять. Нельзя рисовать только потому, что это будет красиво, нужно всегда вкладывать в работу какую-то эмоцию, замысел.


Ваши ближайшие планы?

В конце мая я еду учиться на скульптурный портрет. У меня уже есть диплом скульптора по анатомической фигуре человека. Это пригодится мне и в живописи при написании фигуры человека. Вообще творчество — это постоянный путь обучения, поиск какого-то своего стиля и самого себя в этом искусстве. И в планах организовать персональную выставку в Санкт-Петербурге.
 

Поделиться