Анастасия Товстоногова, куратор, лектор и арт-консультант – об искусстве в жизни и принципах авторского метода Art Your Life.
Когда искусство стало неотъемлемой частью вашей жизни?
Лет с восьми. Когда вашими первыми иностранными языками становятся французский и итальянский, вы неизбежно касаетесь искусства, вы даже грамматику изучаете на примерах текстов про Пикассо и Микеланджело. Кроме того, сразу после школы и в течение следующих 30 лет моим самым близким общением была удивительная семья филолога и художника: графини Светланы Юрьевны Завадовской и ее мужа Валерия Волкова, сына Александра Волкова, представителя туркестанского авангарда. Их семья и ее очень разношерстное окружение во многом меня сформировали. В этом доме я получила не только первую визуальную настройку, вкус к литературе и к музыке, первый опыт анализа произведения, я получила там наглядный пример этой самой жизни в искусстве. А искусством в этом доме было все, любой бытовой жест – от приготовления еды и покупки одежды до организации путешествия и выбора круга общения.
С чего начался ваш путь?
Самое начало мы опустим, для этого потребовалось бы отдельное интервью. В 23 года сразу после получения диплома Московского Педагогического Государственного Университета я стала первым сотрудником редакции русского ELLE. Случилось это очень необычным образом. К моменту выпуска у меня уже был 4-летний опыт переводческой и продюсерской работы в канадских СМИ и даже документалистике. Меня попросили подтянуть уровень французского языка у англоязычного канадца – будущего генерального директора издательства, которое должно было выпускать ELLE. Он увидел во мне потенциал и предложил мне должность стилиста в русской редакции. Я была в шоке, такого опыта у меня не было – но у кого он был в 1995 году! Упускать такой шанс было нельзя – я согласилась и так вошла в первую команду русского ELLE. Я ездила на показы в Париж и Милан, училась модной съемке у тех, на кого мы ровнялись, – французских и итальянских редактрис, звездных фотографов и моделей. Затем я долгое время занималась брендингом, начав с агентства, носящего имя родоначальника рекламы Дэвида Огилви. В начале 2000-х мы с другом Андреем Фаббри были представителями нескольких итальянских архитектурных бюро. Это прикосновение к итальянской архитектурной школе, к традиции, которая ни на мгновение (в отличие от нашей) не прерывалась, тоже стало бесценным и мощно на меня повлияло. С тех самых пор на всякую планировку и дизайн интерьера я смотрю как бы глазами тех моих кумиров-учителей. Затем я снова вернулась в брендинг и открыла собственное бюро «МоскваМилан», с командой которого в 2008 году мы заняли первое место за разработку фирменного стиля, оставив позади 300 крупных компаний, в десятки раз превосходивших нас и по размеру, и по оборотам. Уверена, что и в этом сказался мой особый накопившийся опыт, работа и дружба с европейскими интеллектуалами: книгоиздателями, архитекторами, дизайнерами, художниками и фотографами. В 2017-2018 годах в качестве главного редактора я выпустила несколько номеров для компании премиальной недвижимости Kalinka Realty – командой всего из трех человек мы сделали полноценный глянец коллекционного уровня…
Как-то так, крупными мазками, что называется.
Как вы пришли в сферу арт-консультирования?
Это случилось очень естественно. Перепробовав многое, я поняла, что во всем, кроме искусства, мне мелко и тесно. В искусстве я не видела пределов, я ощущала, что оно безгранично, что в нем есть все, что мне нужно и даже больше. Что все другое конечно, а искусство бесконечно. Я осознала, как мощно оно воздействует на меня и мне захотелось донести это до других. Окружающие видели мою погруженность в эту тему, доверяли моему вкусу и вскоре стали ко мне обращаться с заказами. У меня было достаточно знаний, чтобы им помочь, я брала эти заказы и легко с ними справлялась. Параллельно я приумножала профессиональные знания: слушала сотни лекционных часов от избранных искусствоведов (делаю это и сейчас), съездила на Art Basel в Гонг-Конг и в Париж (ежегодную ярмарку современного искусства), даже арендовала стенд на Московском Антикварном салоне – что, конечно, было нонсенсом, ведь в таких ярмарках принимают участие «монстры» рынка, по 30 лет торгующие искусством. Но нонсенсом это было только на первый взгляд, я увидела в этом возможность заявить о своем нестандартном подходе. Мне просто нужна была площадка, на которой можно было бы показать, как я «закручиваю» интерьер вокруг человека и его уникальности, как я делаю то, что в своих интерьерах делали люди, воспитавшие меня, – в Париже, Москве и в Милане.
Что вам ближе, арт-консультирование или кураторство?
Не думаю, что я должна выбирать. Я устаю от монотонности, поэтому рада, что могу переключаться между этими занятиями. Здорово выполнить роль куратора, сформировать идею экспозиции, найти решение и воплотить его. Подбор искусства для частного интерьера – если делать это не формально, не «картину под диван» подбирать – то это ведь тоже кураторство, в процессе которого рождается история про клиента. Можно провести аналогию с персональным стилистом, который глубоко погружается в личность человека, и подбирая гардероб, стимулирует новое направление его жизни, мысли, карьеры. Как стилист пространства я работаю по своему методу – Art Your Life, который, кстати, родился из призыва, в первую очередь, к себе – «Преврати свою жизнь в искусство». Да, не только интерьер, а всю жизнь!
Расскажите подробнее, какие принципы лежат в основе этого метода?
Принципов много, но главный – «Я заполняю не пустое место в интерьере, а пустое место в жизни человека. Место, готовое к встрече с искусством». В центре всех моих решений – человек. Во всей его уникальности. Человек с его историей, желаниями, стремлениями, страхами. Пришедший к тому, что искусство – это особая дверь, и ему интересно в нее войти, потому что это «отрыв от тротуара», это уход от сугубой утилитарности, это движение в сторону смыслов, идей, воздуха, мечты. «Искусство в доме поднимает над бытом», – услышала я однажды от актрисы и художника Светланы Головиной. Мне очень понравилось это емкое определение роли искусства в интерьере. Всегда держу его в голове.
Возвращаясь к методу, Art Your Life – это костюм по фигуре, это не готовое платье. Вся работа выстраивается вокруг того, что каждый человек уникален и искусство самый эффективный способ выразить его идентичность, и тут, кстати, мне очень помогает опыт работы в брендинге. Я подбираю искусство, которое становится выражением и продолжением человека, искусство, в котором комфортно и интересно жить. Я люблю повторять, что мой метод для тех, у кого есть не только деньги. Кому интересно развитие не только по горизонтали, в сторону накопления, но и по вертикали.
Как арт-консультанту вам интереснее начинать с чистого листа или дополнять уже начатую коллекцию?
Не важно. Могу с любой точки. Мне интересен сам человек в момент его обращения ко мне. Это момент, когда возможности, интерес и желание совпали. И самое интересное – это первый разговор, то, как клиент ставит задачу, как формулирует, буквально какими словами он это называет, это очень важно, я очень внимательно слушаю изначальный запрос, в нем содержится максимум информации о клиенте. Ко мне, как правило, обращаются люди, у которых уже накопились какие-то работы, даже если такой цели они специально не ставили, – что-то было куплено на импульсе, что-то подарено друзьями или коллегами, что-то досталось от родственников. В этих случаях этап ревизии неизбежен, с чем-то мы расстаемся и переходим к новым приобретениям.
Как начать коллекционировать и не разочароваться?
Искусство – не человек, в нём невозможно разочароваться. Если, как говорит художник Дмитрий Гутов, вы хорошенько распробовали искусство, то все остальное вам покажется пресным. Так что скорее вы разочаруетесь во всем остальном, чем в искусстве. Вам могут перестать нравиться какие-то произведения, если они были приобретены необдуманно. Это нормально, так бывает и с одеждой, и даже с недвижимостью, согласитесь. Или, например, человек взрослеет, переходит на другой уровень, его перестает насыщать то, что насыщало раньше. Но это тоже нормально. У меня так бывало. Я расставалась с работами, которые мне напоминали о пройденных этапах.
Какое искусство вы выбираете лично для себя?
Я работаю с современными художниками, моя позиция – покупать ныне живущих, российских авторов, работы с 80-х годов ХХ века по сегодняшний день. Художнику нужны деньги, пока он жив. Я считаю правильным, красивым и благородным участвовать в этом процессе. После ухода художника из жизни начинаются игры рынка: выслеживание на аукционах, перекупить, чтобы перепродать… это все не близкие мне энергии, меня это не зажигает, мне это совершенно не интересно.
Для себя, как и для своих клиентов, я выбираю разное искусство: живопись, графику, скульптуру, фотографию. У меня есть и пейзажи, и портреты, есть фигуратив, и есть абстракция. Есть несколько семейных реликвий, вроде, сурового бельгийского пейзажа, которого от меня гости моего дома ждут меньше всего. Но эта работа меня «собирает», дает мне устойчивость. Без искусства мой дом не был бы настолько моим.