Редакция Lifestyle Мода Интервью Beauty Ресторация Пространство
Эффект продюсера
Текст: Екатерина Погодаева Фото: Пресс служба

«Птица Феникс – самая прямая аллегория к профессии продюсера». Константин Обухов – честно об изнанке медиа-сферы и как в ней выживать с минимальными для себя потерями.




Image_00_690x900.jpg

Константин Обухов – один из самых продуктивных телепродюсеров в России, который вместе со своей командой каждый сезон выпускает по несколько хитовых сериалов и реалити-шоу на разных каналах. О вызовах в работе телепродюсера и качествах, которые помогают не сгореть на работе; а также о том, почему продюсеру важно не переставать мечтать.

Но я здесь довольно тоталитарен, для меня профессия продюсера не связана со страданием

Вы очень давно в медиа, за плечами множество проектов, а какая ваша профессиональная мечта на сегодня? Что вам хотелось бы сделать, если бы не было никаких ограничений?
 
Мне, кстати, кажется, что в работе продюсера должны быть ограничения, потому что мы фантазеры еще те. Не у всех помыслы могут быть чистыми или правильными. Есть прекрасный пример, в социологии он называется «Эффект «Войны миров», наверняка помните эту книгу и фильм. И вот когда книгу стали читать в Америке по радио – а она написана по принципу сводки новостей – в Нью-Йорке началась паника по всему городу, люди стали уезжать, потому что, слушая радиопередачу, они решили, что инопланетяне напали на Землю.

Что касается моей мечты – мне повезло с моей профессией. Я пока на 90% делаю то, что я хотел бы делать. И я бы ничего не менял в своем пути, так же начал бы с «Comedy Баттла» и «Танцев». Я сам занимался бальными танцами профессиональными, у меня есть разряд, я выигрывал соревнования. Мне всегда хотелось сделать танцевальный проект, и он получился легендарным и знаковым благодаря всей нашей команде. Потом, точно помню, я очень хотел снять что-то в Дубае и судьба помогла, появилась возможность сделать «Выжить в Дубае».
Вот сейчас я занимаюсь еще сериальным направлением. У меня есть мечта сделать сериал про магазин ЦУМ, рассказать про гламурную индустрию, про расслоение людей, которые могут соприкасаться с брендами только через экран. Один из моих любимых фильмов – «Дьявол носит Прада», в нем героиня говорит своей помощнице, что вот на тебе кофточка бирюзового цвета, а люди потратили жизнь на то, чтобы прийти к гармонии в этом цвете. Важно не забывать об огромном труде людей, о фантазии дизайнера, и поэтому я к фэшн-индустрии отношусь очень серьезно. Думаю, с кем реализовать этот проект. Вот такие новые высоты меня сейчас греют.
 
То есть вы ориентируетесь на собственный вкус, когда выбираете проект для запуска? 

Недавно сценарист и продюсер Антон Щукин рассказал в подкасте, что в какой-то момент личный вкус для продюсера может стать препятствием, потому что, условно, не так просто делать молодежные сериалы, когда тебе уже за 40.
 
На ТВ-3 и ТНТ мы работаем на большую и очень разную аудиторию. Здесь важно не лукавить – мы живем в разных мирах. Я всю жизнь живу в Подмосковье, в городе Мытищи, но при этом Москва для меня близка. Россия – огромная страна, и поэтому для того, чтобы быть максимально востребованным, нужно не к своему вкусу прислушиваться, а к вкусу массовой аудитории.

У нас очень массовый продукт, и он рассчитан практически на все слои населения. Кто-то смотрит наши проекты всерьез, кто-то смотрит с приколом, кто-то чтобы отвлечься, и даже воспринимают как терапию. Недавно один человек мне рассказал, что он приходит с работы уставшим, и ему хочется отключить мозг, перезагрузиться. Он включает «Слепую», и там настолько все понятно, что можно просто лежать и отдыхать. Терапевтическая функция контента очень важна. Безусловно, мой вкус отражается в каких-то вещах, но я точно думаю о контенте и смотрю на него с позиции массового зрителя.

А по поводу слов Антона, с которым мы давно знакомы и дружим – я полностью разделяю его точку зрения. Если бы мы делали только то, что нравится нам, то, наверное, в один момент у нас либо появилась бы исключительно своя аудитория, как у любого блогера, либо мы просто надоели бы всем. У нас общение с аудиторией не такое, как у блогеров, мы не видим обратную связь в ежечасном режиме. В общем, я думаю, что я использую свой вкус процентов на 50, и он пока не мешает, но, мне кажется, с годами, с возрастом это соотношение будет снижаться, потому что молодежь понимать сложно, это правда. С возрастом ты становишься более ригидным и менее рисковым, это нормальная история.
 
А насколько вы, как человек, на котором лежит большая ответственность, склонны к самоедству? И что помогает вам не зависнуть на ошибках?
 
Если бы я знал, как сделать стопроцентные хиты, я бы, наверное, был мультимиллионером, и был бы очень ленивым человеком! Но на самом деле этого никто не знает, а те, кто говорят, что знают, скорее всего, просто врут. Не зависать помогает, во-первых, команда, а во-вторых…. Ты выкладываешься в эти проекты полноценно, и мне кажется очень важным не бояться говорить о том, что да, вот сейчас что-то у нас не зашло.

Очень важно рассматривать свои ошибки, анализировать их. Это помогает их не повторить. У меня есть проекты, которые не то, что не выстрелили, но не сработали должным образом. Один из моих любимых примеров, очень показательных — это «Звездные танцы». Он не показал результатов, которые мы хотели. Или, например, «Игры без границ» — тоже классный проект, и он не получил продолжения. Понятно, что успешных проектов у меня побольше, так уж получилось благодаря команде. Тем не менее, я их называю не «неудачными», а теми, которые по какой-то причине не зашли аудитории в определенный момент. Мне кажется, что у «Звездных танцев» или «Игр без границ» было все, чтобы стать хитами, но почему они не стали – мне ответить сложно.

Добавлю еще по поводу моей прекрасной команды. Вот, например, у меня есть креативный продюсер Катя Миронова, которая делала «Звездные танцы», она же сейчас курирует «Погоню». И я очень радуюсь за то, что у нее выстрелил проект, она хороший сотрудник, креативный продюсер. Ну вот не получилось со «Звездными танцами», а с «Погоней» получилось. Это и позволяет двигаться, смотреть на мир не только с позиции цифр, но и с человеческой точки зрения, ведь все-таки мы вкладываемся в каждый наш проект, за каждым стоят люди.



Image_01.jpg
 

Учитывая особый взгляд молодого поколения на работу и жизнь – про это существует очень много мемов – как вам работается с ним? На что вы обращаете внимание, когда выбираете людей в свою команду?
 
У меня, на самом деле, зумеров не так много в команде! (смеется) Что касается, допустим, команды TВ-3, то один из самых больших отделов у нас – маркетинговый. И там под руководством Лены Голдаевой работают молодые ребята, любящие телевидение, и я бы не сказал, что они ленятся. А вот в компаниях, производящих сериалы, все руководящие позиции и позиции креативных продюсеров занимают люди, с которыми я уже долго работаю. Мне 42, им по 36-37, они давно в этой индустрии. Хотя у нас есть один режиссер монтажа, очень хороший парень, талантливый, но он как раз из категории мемов: когда приходят правки по монтажу, он иногда может сильно расстроиться и уйти в депрессию.

Творческие люди очень чувствительные. Но я здесь довольно тоталитарен, для меня профессия продюсера не связана со страданием. Нужно понимать, что это профессия, где ты всегда выгораешь. И если ты не готов к этому, не готов к жестким срокам, к критике, то эта работа не для тебя. Все мои сотрудники знают, что я стараюсь быть честным, объективным, справедливым и… жестким. Для меня манипуляции, слезы и прочее не являются аргументом отступить от целей проекта. Как бы это жестко для зумеров ни звучало. Это как, знаете, полицейским нужно быть суровыми и справедливыми, это их работа, и обижаться на них за это странно. В профессии продюсера нужно уметь выдерживать все. Уметь выгорать и восстанавливаться. Птица Феникс, наверное, самая прямая аллегория для продюсера.
 
Вы сказали, что зумеров у вас в команде не так много – получается молодое поколение как раз не выдерживает той жесткости, которую вы описали, или просто не приходят к вам на работу?
 
Нет, это не так. Ко мне очень много приходят, вот недавно была девочка, которая хочет поступать в Высшую школу экономики на факультет продюсирования, и ей интересно набраться опыта у моей команды. Есть девчонки по 25-27 лет. Вообще девочки более целеустремленные и стойкие, чем мальчики. Мы даже сейчас, если про Екатеринбург говорить, хотим сделать курсы для желающих познать профессию, думаем над их концепцией. Благодаря каналу ТНТ и «Газпром-медиа» в целом к телевидению у нас в стране хорошее отношение, потому что мы делаем модные вещи. ТВ-3 более традиционное.
 
Что стало отправной точкой для решения о ребрендинге ТВ-3?
 
Мы отмечали 30-летие канала, и когда у нас обновилась команда, нам захотелось посмотреть на уже любимый бренд под новым углом. Всем нравится, когда кто-то переодевается, выглядит по-другому, и поэтому мы предложили зрителям ребрендинг: поменяли логотип, чуть-чуть изменили цвета, поменяли слоган. Это хорошо сработало – аудитория положительно отреагировала на перемены. Важно, что сама сущность канала не поменялась, остались все наши хиты, мы не изменили зрителю с точки зрения вещания, сетки и всего остального, но просто переодели канал в новую одежду для того, чтобы дать ему новую силу.
 
Чего хотелось вам добиться и какие смыслы привнести?
 
Всегда кажется, что бренд делает ребрендинг из-за нехватки востребованности, но, как я выше говорил, дело не в этом, а в том, что переменами иногда просто хочется привлечь внимание. Для человека, который не живет нашим каналом, как мы – а мы находимся с каналом 24 на 7 и на него смотрим постоянно, – ребрендинг сработал именно так. К примеру, девушка переодевается, что-то меняет в образе порой для того, чтобы мужчина на нее обратил внимание, пусть даже она с ним много лет вместе, и это работает. Мне кажется, к ребрендингу надо вот так относиться: мы просто хотели сказать зрителю, что канал живет, меняется, переодевается, а может вернуться обратно, к прежнему образу, это тоже нормально. Поэтому тут смысл не в том, что нам чего-то не хватало. Мы знаем много примеров, когда компании меняли свои логотипы, но не меняли подход. И мы тоже поступили именно так.

Поделиться