Самый известный ресторанный маркетолог, основатель телеграм-канала Сысоев FM, создатель Российского Ресторанного Фестиваля и ресторатор рассказал журналу «Стольник» о трендах, топовых заведениях Екатеринбурга и своем проекте в здании ЖК «Макаровский».
Саша, во многих интервью ты часто вспоминаешь Екатеринбург. Чем тебе нравится наш город?
Екатеринбург мне нравится своей энергетикой. Это сложно описать, но в городе чувствуется постоянное движение к улучшению. Мне нравятся местные жители — они открытые, очень креативные, постоянно создающие что-то необычные и интересное.
Есть заведения, которые тебе особенно запомнились и которые ты всегда посещаешь по приезду в уральскую столицу? Где останавливаться, завтракать, обедать, ужинать и в какой бар идти?
Можно было бы дать набор из отелей Hyatt, но я еще не жил в новом Place, останавливаюсь в Hyatt Regency Ekaterinburg. Ресторанов тут много — Cibo, Izakaya, «Сойка», «Гастроли», заведения Ельцин Центр. Для жителя города нового ничего я не скажу, но это мой личный микс, который сродни талисману — без него не обходится ни одна поездка.
Но на самом деле Екатеринбург многогранен, он сам подскажет, куда двигаться. Например, я люблю конструктивизм и просто гуляю по городу с музыкой, изучая здания. С трепетом наблюдаю, как в брутальный стиль вписываются новые и новые здания — тот же Норман Фостер прекрасен (штаб-квартира РМК — прим. ред.). Или буду часами смотреть на пробки вечернего Екатеринбурга из бассейна отеля.
Почему ты решился на открытие проекта здесь и как вы придумали проект Grain? Почему шефом позвали Глена Баллиса? Не страшно было открывать место с братьями Борисихиными, ведь вы друзья, они даже называют тебя «третий брат», а с друзьями бизнес вести не советуют.
Мне захотелось быть причастным к одному из мест в любимом городе и сделать совместный проект с Ярославом и Вадимом Борисихиными. С ними было не страшно открываться — они эстеты с фантастической насмотренностью и действительно отличные рестораторы. Идея позвать шеф-повара Глена Баллиса появилась позже — у него похожий стиль с Вадимом Борисихиным, поэтому мы решили усилить меню, объединив двух профессионалов. По поводу совместного бизнеса с друзьями вы правы, но у нас исторически наоборот — сначала мы работали вместе по моим проектам, это фестивали, гастроли и так далее, а уже после подружились. Дружба, вышедшая из партнерства, всегда продуктивна.
Расскажи про свои любимые блюда в Grain.
Вышло довольно сбалансированное меню, где ни одно блюдо не является проходным. Но фишбургер — выше всяких похвал.
Саша, кроме телеграм-канала у тебя есть гид по городам России GreatList. Екатеринбург в него тоже попал? Как ты отбираешь в него заведения?
Гид будет запущен в мае сразу в пяти городах. У нас сильнейшие стратегические партнеры, поэтому, надеюсь, он станет главным путеводителем по лучшим ресторанам, барам, кофейням и отелям мегаполисов России. В гид попадают самые интересные места, где еда, дизайн, сервис и атмосфера на высоком уровне. Никаких оценок — попал в гид, значит ты уже один из лучших.
Как развивается ресторанный рынок в регионах? Какие регионы ты мог бы особенно выделить и чем они тебя зацепили?
Мне кажется, что очень сильно растет Казань — во-первых, сам город за эти годы стал одним из самых интересных по решениям в урбанистике, но и сами рестораны и кафе дают удивительную смесь из традиционных рецептов и новых техник. Далее — Нижний Новгород, который после яркого празднования своего 800-летия продолжает наращивать обороты, а сами рестораторы активно работают, чтобы создать свою гастрономическую идентичность, и я за этим активно слежу, так как вижу возможности для роста в ближайшие два-три года.
Какие ресторанные концепты сегодня популярны в столице и регионах, а какие уже отошли? Например, бургерные у нас уже не популярны. Что ждет ресторацию в ближайшие годы, учитывая нынешнюю ситуацию?
Сложно сейчас предсказывать, что будет популярно. Прогнозы вообще дело неблагодарное, а сейчас особо странно обсуждать тренды. Мое мнение, что уже больше года повышается спрос на городские кафе — стильный интерьер и атмосфера, недорогая, простая, но качественная еда. И, конечно, поиск новых решений и продуктов — многие шефы активно изучают местные специалитеты, чтобы заменить ими подорожавшие или исчезнувшие продукты.
Расскажи про гастрофестивали. Какие проекты ты сейчас ведешь, что и когда планируется в этом году?
У нас три концепта — РРФ (Российский Ресторанный Фестиваль) Новые Имена, в котором принимают участие места, открывшиеся за последний год, гастроли лучших ресторанов из мегаполисов в Москву с бранчами и классический РРФ в 33 городах. Мы сдвинули сроки проведения, но сейчас придумываем новые форматы, которые сделают платформу РРФ круглогодичной и максимально интересной и для бизнеса, и для гостей.