Дмитрий Гуреев, генеральный директор и основатель завода сухих строительных смесей Brozex
Костюм, джемпер BOSS, ТЦ "Европа"
Если хотите построить масштабный проект, нельзя быть интеллектуально инфантильным, нечестным и безответственным. Не обладая хорошим уровнем образования, настойчивостью и желанием быть на голову выше, человек всегда будет занимать среднее положение, позволяющее компенсировать только базовые жизненные потребности. Звучит банально и скучно, но это правда. Наш бизнес мы начинали с нуля, просто с идеи, сейчас Brozex входит в ТОП-10 крупнейших в России (а их больше 400!) компаний по производству сухих строительных смесей. Для наглядности скажу – сегодня ежедневно производится свыше 2000 тонн продукции. У нас есть собственное производство смесей, и мы практически независимы от других поставщиков. Чтобы достичь таких результатов, было потрачено много сил. Позволить себе расслабиться – казалось непозволительной роскошью, поэтому первые четыре года слово «отпуск» было словом нон-грата. Формируя эффективную модель бизнеса, не стоит забывать и о репутации – никто не захочет быть вашим партнером при нечестной игре, сарафанное радио никто не отменял. Я работаю с некоторыми партнерами 20 лет, и они точно знают, что мне можно доверять: отгрузить нам продукции на миллион долларов без предоплаты для них – не вопрос. Такие отношения и в личной жизни, и в бизнесе нужно беречь.
Однако сделаю небольшую оговорку: да, у предпринимателей сейчас появляется все больше инструментов, технологий, да, они честны и деятельны, но не менее важную роль в развитии играет... дар коммуникации, если хотите харизма. Можно сколько угодно учиться, брать на вооружение эффективные инструменты по управлению бизнесом, но стоит подумать, что у двух руководителей может быть одинаковый набор инструментов, а результат будет совершенно разным. Умение расположить, личное обаяние – если кто-то не может о чем-то договориться, то у меня это точно получится. В этом таланте тоже кроется секрет успеха.
Может быть, со мной кто-то поспорит, много зависит и от удачи – надо оказаться в нужном месте и в нужное время. Наш проект, который мы открыли в начале 2000-х, сегодня вряд ли бы смог реализоваться, даже при условии вложения гигантских финансовых средств, физических и эмоциональных сил. Пул сильных брендов уже сформировался, они заняли свою нишу, их названия стали нарицательными. А тогда нам позволяла рыночная ситуация, но будь я трижды умным профессиональным, сейчас начинать этот бизнес было бы почти бесполезно.
Мы пережили бесконечное количество кризисов, и каждый сильный, всегда уверенный в своих силах, бизнесмен вам скажет – в таких периодах больше положительного, чем негативных последствий, особенно для сильных компаний. Я уверен в этом. Кризис — это время возможностей. Большой кризис – это время больших возможностей. Мы, конечно, не боги, скорее всего, рынок сократится, и объёмы продаж, вероятнее всего, упадут. Но в наших планах бороться за увеличение своей доли рынка, ведь мы имеем, и прекрасно это понимаем, целый ряд конкурентных преимуществ, которые отлично сработают в условиях кризиса. Например, компаний, подобных нашей по инфраструктуре, вообще в России нет. За 20 с лишним лет мы выстроили крупнейшую корпорацию в своем сегменте. Деятельность компании закрывает все потребности с нуля: от добычи сырья из недр земли, его четко выстроенной логистикой, переработкой, производством смесей, доставкой продукта до места стройки или магазинов и заканчивается системой механизации отделочных работ с применением наших же смесей. На любом из этих этапов возможностей для дальнейшего развития – хоть отбавляй! Не скажу, что проблем совсем нет, но мне лично стало из-за этого еще интереснее ходить на работу. Раньше я всегда знал, где куплю, почем куплю, как привезу, как продам, а сейчас появились новые задачи, требующие альтернативных путей решения. Поэтому, повторюсь, кризисные ситуации всегда играют в плюс в развитии и в личностном, и в профессиональном, не зря говорят «волков бояться – в лес не ходить!»