Редакция Lifestyle Мода Интервью Beauty Ресторация Пространство
Дарина Дорогова, иц ARCHITECTOR: «Нас всех загнали в театр абсурда»
Текст: Екатерина Погодаева Фото: Антон Семечкин

Дарина Дорогова, директор иц ARCHITECTOR о том, почему онлайн никогда не заменит оффлайн и почему ARCHITECTOR необходим как центр притяжения.


1200х800.jpg
Дарина Дорогова, директор иц ARCHITECTOR
@arch_ekb @darina__ya

Нас знают за рубежом и доверяют нам, знают нашу репутацию и хотят работать только с нами

Спустя уже три месяца самоизоляции, что вы вспоминаете о начале этого периода?

Тогда мы думали, что нас закрывают на неделю. Если бы 28 марта мне кто-то сказал, что мы не будем работать три месяца, я бы не поверила, и, наверное, мы бы выстраивали другую тактику, иначе себя вели. НО сложилось, как сложилось: наши власти издают указы ровно на неделю и выдают информацию очень порционно. Сначала я испытывала шок, удивление и больше всего непонимание. В первую очередь, непонимание того, почему не делается никакого разделения. Например, в Санкт-Петербурге в какой-то период сделали разделение по площади – открыли ТЦ до 20 000 кв.м. Ведь в чем заключается основная идея «карантина?» В отсутствии физических контактов между людьми. По этому критерию как можно сравнивать специализированный ТЦ в 10 000 кв.м., с ежедневным трафиком в 150-200 человек (с учетом персонала) за 10-часовой рабочий день и ТРЦ от 100 000 кв.м. и выше, где трафик соответственный? У нас в ARCHITECTORе нет никакой развлекательной составляющей, более того, работа в премиальном сегменте естественно подразумевает предельно высокие требования к содержанию, уборке и обработке пространства и вне пандемии. Кроме того, для интерьерных и мебельных салонов характерны большие площади, ведь чтобы представить экспозицию, нужны большие территории. Это минимум 70 кв.м., в среднем же они обычно составляют 150-200 кв.м. И на этой площади одновременно находятся не более трех человек: это вам не хлеб зайти купить или платье, все гораздо сложнее и дольше. Иногда время подборки, расчетов, изготовления занимает до года. Мы оказались насильно втянуты в какой-то театр абсурда: арендаторы первой линии первого этажа работать могут, а те, кто находится на том же первом этаже в глубине центра, нет. Как объяснить, что твой сосед через два метра может работать, а ты нет? Сейчас мы, конечно, ждем 6 июля, надеемся открыться.


651200х800.jpg


Как складывались ваши взаимоотношения с арендаторами центра, поскольку, несмотря на указы властей поддерживать своих партнеров, предоставлять арендные каникулы, скидки или отсрочки по оплате, многие собственники даже не собирались этого делать?

Конечно, в период простоя мы поддержали всех наших арендаторов, предоставили огромные скидки на аренду. Мы дорожим отношениями с нашими арендаторами и сделали максимально льготные для них условия, потому что хотим поддерживать деловые отношения с ними еще очень долго. Пока все они работают на удаленке, выполняя текущие заказы, взятые еще до пандемии. Но специфика нашей деятельности такова, что мы ощутим финансовый «провал» намного позже, чем другие отрасли. Это в кинотеатре нет показов, нет кассы – все происходит здесь и сейчас. А у нас, по-другому: пока у арендаторов работа есть, а вот новых заказов, к сожалению, нет. И особенно сильного проседания мы ожидаем уже осенью. Кроме того, мы напрямую зависим от европейских фабрик. Если нас закрыли в конце марта, то их еще в начале месяца, уже тогда клиенты боялись делать новые заказы. В подобной жизненной ситуации это нормально. Когда в 14-м году был сильный скачок доллара и евро, даже несколько крупных компаний обанкротились и не смогли выполнить свои обязательства. Поэтому дам один простой совет: если есть какие-то сомнения по поводу работы салона можно всегда прийти в управляющую компанию центра и узнать, как «чувствует» себя тот или иной арендатор. Либо если есть вопрос относительно работоспособности фабрики, обратитесь в торгово-промышленную палату, где есть вся соответствующая информация. Главное, сейчас не бояться и продолжать реализовывать планы: Европа вся работает, у них был очень сильный провал, им нужно наверстывать упущенное. Как результат, европейские фабрики дают сейчас выгодные сроки по изготовлению и доставке. К слову, вспомнила про еще один страх наших покупателей: заказанный товар люди боялись забирать, считая что они могут заразиться, прикоснувшись к нему, и просили подержать его «на карантине» три недели, хотя часть самых ответственных наших арендаторов даже обрабатывали приходящую продукцию.

Как зафиксировал Сбербанк, в первую нерабочую неделю спад спроса на мебель ипредметы интерьера был на уровне 81%. Это касается и оффлайн и онлайн-продаж. Смогут ли интернет-сервисы заменить «живую» торговлю?

Интерьерная сфера – это абсолютно оффлайн-история. Онлайн-продажи у нас возможны исключительно в эконом-сегменте. В премиум-классе важно личное общение клиента и менеджера в салоне. Когда началась вся эта история с пандемией, нам запретили работать с 28 марта, и по 10 июня мы были закрыты. С 10 числа разрешили открыть салоны до 400 кв.м. с отдельным входом. Теперь они работают как стрит-ритейл, а ведь именно от этого они уходили, переезжая к нам в центр. Плюсы работы в центре заключаются в синергии и повышенном трафике. Когда вход есть только с улицы, продажи минимальны. К ним идет гораздо меньше покупателей, нежели в ситуации, когда дизайнеры ведут клиентов в полноценно работающий центр. Из 60-ти наших салонов в режиме онлайн работали только три. Статистика такова, что у премиальных брендов продажи мебели посредством онлайн ничтожны. Например, у одного крупного российского производителя диванов за это время было продано всего 2 позиции по всей России. Что такое два дивана для крупной компании?! Премиальные сегменты онлайн не продаются вообще. Недорогие точечные товары, покупаемые в интернете, это не те покупки, на которых можно вести бизнес.

У многих есть иллюзия, что онлайн – это дешевая замена дорогого оффлайна, но это не так!


За последние три месяца эта иллюзия развеялась! Заказать в интернете и купить в салоне отнюдь не то же самое. В магазине ты можешь оценить качество товара, то место, где ты его приобретаешь, оценить надежность компании. В нашем случае, это дорогостоящие вещи, которые приобретаются на длительный срок и очень важно покупать их в надежных компаниях. Не секрет, что были случаи, когда люди приобретали продукт на сайтах-однодневках и оказывались обманутыми. А салон, экспозиция, сотрудники – настолько большие вложения, которые мошенникам не потянуть. Процесс покупки и выбора – это эмоции и тактильные ощущения. Главное в этом процессе то, что потребитель может понять, нужен ли ему этот товар. Через онлайн ты никогда не почувствуешь цвет, Derufa и Skol делают выкрасы
до полутона. Цвет может меняться при разном освещении, даже от того, как ты держишь планшет – горизонтально или вертикально. Понятно, что красный и синий мы отличим и на экране монитора, а вот 50 оттенков красного вряд ли. В интерьере это очень важно.

Значит, среди ваших арендодателей потерь нет?

Более того, я последние две недели каждый день отвечаю на вопросы о возможной аренде. Несмотря на то, что сейчас все закрыто, спрос активизировался. Я думаю, связано это с тем, что арендодатели в стрит-ритейле чаще всего не идут ни на какие уступки и льготы. Они получали определенные деньги и хотели бы и дальше их получать, не интересуясь сложившейся ситуацией. Мы профессионально занимаемся ритейлом и понимаем обстановку. У нас комплексный подход. Я понимаю, что мы на какое-то время и дальше сохраним льготы, чтобы сохранить бренд и партнерские отношения. Для нас важно не столько получить здесь и сейчас,
а сколько мы будем получать прибыль в последствие. Всегда выгоднее арендатор, снимающий площади по 10 лет. Однако не все арендодатели так думают, не все идут на встречу. Не можешь платить, придет другой. Ошибочное мнение, потому что сегодня, проезжая по улицам на каждом шагу видишь вывески «аренда, аренда, аренда». Именно поэтому приходят к нам. Приятно и то, что бренды, открывающие представительства в Екатеринбурге эксклюзивно, делают условие представителям размещаться только в ARCHITECTORе. Нас знают за рубежом и доверяют нам, знают нашу репутацию и хотят работать только с нами.


221200х800.jpg


За время карантина выяснилась интересная деталь: многих стала не устраивать окружающая обстановка дома. Почему так происходит?

Обычно мы бываем дома только утром и вечером. И делая ремонт или создавая обстановку без помощи дизайнера владелец не учитывает множество важных нюансов. Допустим, когда человек, не занимающийся дизайном, идет и покупает люстру с теплым светом, он не понимает, что теплый свет хорош только вечером, в остальное и более длительное время он начинает удручать. Ему начинает просто не хватать света. Дизайнеры же делают пространство функциональным и эргономичным с точным распределение электрики. Иногда заказчик удивляется, зачем мне столько розеток? А когда все оказались в самоизоляции, сразу поняли зачем. Всем стал нужен компьютер, телефон, множество гаджетов для учебы и работы.

Какие выводы вы для себя сделали за последние три месяца?

Онлайн никогда не заменит оффлайн. Попробовав онлайн, ты понимаешь, почему готов заплатить за оффлайн и почему он дороже. Причем если вникнуть в вопрос, дороже он не намного, порядка 10%. Но в нем есть принципиальные отличия. Можно проанализировать свои эмоции в потреблении услуги, пообщаться, получить удовольствие от процесса. А когда ты просидел полдня в интернете, все диваны уже кажутся одинаковыми, ты не видишь разницу, почему этот стоит 10 000, а этот миллион. Нужно прочитать кучу описаний, дозвониться по нескольким телефонам, поэтому спустя время ты думаешь: «Собственно я могу пожить с этим диваном еще пару лет». Еще недавно меня спрашивали: «Вы не боитесь за ваш бизнес, ведь
все уходит в онлайн?» Сейчас могу точно ответить: «Нет!».

Люди определенного статуса всегда останутся в оффлайн


Расскажите о ваших дальнейших планах на ближайшее время?

Планов очень много, двигаться вперед, развиваться вместе с нашими арендаторами. Мы должны быть вместе. К сожалению, многое из того, что мы запланировали еще вначале года, было не реализовано. Не сделан очередной дайджест, не подведены итоги конкурса, не награжден победитель Стас Зайнутдинов, не заложена звезда в аллее славы, остановилась совместная работа вместе с порталом DESIGN MATE. Нам в этом году исполняется 10 лет, и к юбилею мы начали готовиться зимой. К концу года планируем провести масштабное мероприятие по этому случаю. Очень знаменательным и насыщенным должен был стать этот год. Но из-за пандемии пока все приостановлено. Надеемся наверстать. Все соскучились по мероприятиям, по общению, по выставкам. Верим, что скоро вся эта ситуация закончится, и мы с удвоенным темпом начнем двигаться вперед.

PS. И кстати, мы планируем провести награждение Стаса и победителей ХХ этапа 11 июля этого года в формате outdoor.

Поделиться