Редакция Lifestyle Мода Интервью Beauty Ресторация Пространство
Близкая по крови
Текст: Екатерина Погодаева Фото: Архив героини

Индивидуальность, тактильность и эфемерность – черты, присущие всем работам молодого художника-керамиста Анны Слобожаниной. Этим летом Анна приезжала в уже ставший знаменитым не только на Урале кластер «Лето на заводе», ежегодно проводимый в Сысерти. Там-то мы и поговорили с художницей.


Image_00_600x600.jpg


очень ценно, когда именно такие неподготовленные зрители говорят, что это красиво

Вы много путешествуете по городам и селам России --  вдохновляетесь красотой природы или рефлексируете на тему жизни местных?

Я родилась в Петербурге, но в детстве много времени проводила на Урале у бабушки. Перемещаясь между двумя городами, я ощущала, что не закрепилась ни в одном из них, а как будто постоянно находилась в поезде: туда – сюда – обратно. В то же время эти путешествия уже тогда сформировали для меня  ощущение, что страна, в которой я родилась, представляет собой большую нейросеть культур, и что я её часть. Сейчас основная тема, с которой я работаю как художница – исследование своей национальной идентичности через призму близких мне по крови или по внутреннему ощущению регионов. Последние три года я была сконцентрирована на территории Севера – это Архангельская область и Карелия, но этой весной у меня возникло желание снова побывать на Урале и пережить это уже как взрослый человек, а не как ребенок. Поэтому для меня поездка в Сысертскую резиденцию стала одним из важнейших событий, произошедших со мной за этот год – я почувствовала, как оживают картины моего детства, долгое время бывшие лишь воспоминаниями.


Вдохновение народным творчеством – это новый тренд?

Если бы я отвечала на этот вопрос год назад, сказала бы: да, интерес к традиционной культуре – это тренд. В нем есть конечно и минусы, но есть и плюсы, такие как, например, возможность реализовать множество хороших проектов, позволить им выйти из тени. Но в данный момент ситуация не такая однозначная – появилось много вводных данных в связи с возникшим политическим контекстом. Тенденции, которые я пока замечаю – уход от обобщающей русскости к концентрации на культуре конкретных республик, регионов, изучение и отстаивание своих корней. А еще есть попытки использовать традиционную культуру в целях государственной политпропаганды. Меня очень пугает и злит эта ситуация, так как традиционная культура – это то, что я невероятно люблю, но я верю, что искренность всегда можно отличить от фантика, если посмотреть немного глубже, чем в экран телевизора.


Image_01.jpg

*Maguu uino – второе название проекта «Спи-засыпай». Что это означает, дадите расшифровку? О чем сам проект?

Maguu uino с карельского переводится как «спи-засыпай». Этот проект создавался во время работы в Карельской арт-резиденции в городе Сортавала. В нем я исследовала процесс засыпания и пробуждения, а также изучала ассимилирующий карельский язык. Выставка состоялась  в мае 2022 года, она проходила в формате сайт-специфичной инсталляции в студии резиденции и во дворе около нее – это очень красивое здание «Сеурахуоне», что в переводе с финского значит «дом собраний», находящееся на берегу Ладожского озера.  В своей временной спальне я сделала кинокомнату, за кухонным столом можно было полистать словарик карельских слов, которые я вышила бисером на ткани как цветами на снегу, а во дворе на деревьях располагались слепки моих рук в керамике, держащие куски льда с замороженными первоцветами внутри. В течение дня они оттаивали, что символизировало пробуждение природы и оттаивание человека – как слезы после долгого молчания. Я стремилась к тому, чтобы этот проект стал утешением, успокоением как колыбельная после долгой нескончаемой зимы.

Вы говорили: «Для меня важно создавать не просто предметы, а своего рода артефакты, драгоценные, прекрасные, наполненные личными переживаниями». Всегда ли у вас получается так, что творчество сублимируется в искусство? Делали вы когда-нибудь керамические изделия, потому что «надо»?

Я начинаю работу над проектом, если меня волнует какая-то определенная тема, погружаюсь в исследование, собираю материалы, а далее в зависимости от образа решаю, какие медиа, инструменты буду использовать для реализации. Иногда бывает, что идея воплощается не сразу, а спустя время. Как говорила Петрушевская: «Если ты беременна, невозможно не родить». Вообще, это невероятное чувство, когда образ, который существует в твоей голове, появляется в реальном мире – как будто сбывается мечта.
В моей жизни было достаточно нелюбимой работы и странных заказов, помню, когда училась на первом курсе в Академии Штиглица, мне заказали гигантский чайник в виде клубники-слона с портретами заказчиков сбоку, вот это была жуть. Я работала и в керамической студии, и на заводе архитектурной керамики, и бариста в «Шоколаднице». Сейчас организую свою работу так, чтобы преимущественно делать только то, что мне интересно, чему очень рада.

Работы из керамики служат лишь украшением интерьера? Или в каждой есть определенный концепт?

Кроме основной художественной практики, в которой я могу работать как в жанре паблик-арта, так и в жанре инсталляции, также у меня есть бренд интерьерной керамики Lumi uni, что в переводе опять же с карельского языка означает «снежный сон» – это сосуды, подсвечники, арт-объекты, воплощающие в себе образ северного леса. Чтобы достичь природности форм, я леплю их вручную и создаю характерную фактуру, напоминающую мурашки или мох. Я создаю коллекции с определенным настроением, например, одна из последних – «Озера зимние» – серия сосудов с рисунком ледяных озер в молочно-снежных тонах. Есть и интерьерные инсталляции, например, «Капля за каплей», где присутствует много парящих фарфоровых элементов, заполняющих пространство. Кстати, капли – основная тема проекта, который я придумала в рамках пребывания в Сысертской арт-резиденции на заводе, буду воплощать его в ближайшее время.


Image_02.jpg



Вы часто сотрудничаете с небольшими музеями, активно развиваете и поддерживаете такие учреждения. Есть желание поработать с какой-то модной московской галереей, к примеру? Или это не ваш путь?

Я работала с московскими галереями и планирую продолжать, мне это интересно. Но в таком формате очень важен коннект с командой и уважение к художнику, работа с галереей без этих составляющих ничего не стоит, поэтому самоцелью для меня это не является.
Зачастую я выбираю площадку для выставки исходя из идеи. Если проект про Архангельскую область, придуман там, для меня приоритетно показать его в первую очередь в Архангельске, если про Карелию – то, соответственно в Карелии, это важно. Именно поэтому я часто сотрудничаю с региональными музеями. Это бывает сложно, так как люди зачастую впервые сталкиваются с современным искусством, но по этой же причине посетители выставки могут дать невероятный фидбек: очень ценно, когда именно такие неподготовленные зрители говорят, что это красиво, что это отозвалось, что это про них. Вот главная награда за все трудности.

Поделиться