Редакция Lifestyle Мода Интервью Beauty Ресторация Пространство
McQueen
Текст: Наталия Ладейщикова Фото: Фотобанк

«Мода должна быть формой побега, а не формой заключения».


Image_00_690x900.jpg

Тема жестокости, смерти и крови в совокупности с бунтарским духом стала основой творчества Маккуина

Ли Александр Маккуин родился в самой обыкновенной лондонской семье. Отец – таксист, мать – школьная учительница, пятеро братьев и сестер. С самого детства Ли тяготел к моде. В три года нарисовал на стене свое первое платье, а будучи постарше заявлял маме, что выбранный наряд ей откровенно не идет. Хоть отец и мечтал о том, чтобы Ли нашел себе в будущем нормальную в общепринятом понимании работу, мама мальчика всегда поддерживала его во всех начинаниях. Юный и безумно увлеченный созданием одежды Александр находился в поисках работы, когда его мама увидела объявление о том, что ателье Anderson & Sheppard ищет подмастерье. Так Александр заполучил первую работу в мире моды. Стоит сказать, что в те времена Anderson & Sheppard было элитным ателье, где одевались первые лица Великобритании, в том числе и королевская семья.

Александр никогда не отличался покладистым характером, был уверен в своем таланте, а может и гениальности, и совершенно точно не трепетал перед влиятельными людьми. Приверженец антимонархических взглядов, Александр написал на подкладе пиджака для принца Чарльза непристойную фразу (впрочем, в ателье до сих пор отрицают правдивость этого инцидента). Позже, работая в бренде итальянского дизайнера Ромео Джильи, он также оставил послание на подкладе – «Да пошел ты, Ромео».

После работы во многих ателье в качестве подмастерья Александр понял, что ему место в Central Saint Martins – одном из лучших колледжей искусства и дизайна в мире. Для будущего студента Александр обладал внушительным опытом работы, но … он не собирался становится первокурсником. Александр претендовал на должность преподавателя, хотя для этого статуса его опыта было, очевидно, недостаточно. Устраиваться на работу он пришел к «декану» Боби Хилсон, которая не увидела особенного таланта в работах Ли, но оценила упорство и пригласила его на курс дизайна сразу в магистратуру. Александр был готов учиться и стремился узнать о моде всё, но позже сказал: «В Saint Martins я проводил больше времени в бильярдной и кафе, потому что не чувствовал, что многому учусь». Страсть к веселью у Ли было не отнять, он обожал вечеринки, а учеба не стала убедительной причиной их пропускать.


Image_04.jpg


И всё же Александр представил выпускную коллекцию «Джек Потрошитель преследует своих жертв». Стальной серый, красный будто пятна крови и… волосы. Волосы в подкладе и пряди самого Александра в маленьких прозрачных пакетах, пришитые к изделиям. Эта деталь стала данью викторианской эпохе, когда проститутки продавали свои волосы, а их клиенты дарили их своим возлюбленным. Александра вдохновил рассказ матери о том, что их дальние родственники были хозяевами постоялого двора, где произошло одно из убийств Джека Потрошителя. Эта пугающая коллекция, повествующая о смерти и жестокости получила неоднозначные отзывы. У многих она вызвала отторжение, но редактор «Vogue» Изабелла Блоу была в восторге. Она обратилась к дизайнеру, чтобы выкупить всю коллекцию. Впоследствии Блоу стала покровительницей Ли и его верной подругой.


Image_06.jpg


Семью дизайнера можно назвать благополучной, за исключением одного мрачного периода. Сестра Александра состояла в отношениях с мужчиной, который ее жестоко избивал, под его руку не раз попадал и он сам, тогда еще мальчик. Позже, физическим наказаниям он подвергался и в школе, теперь уже от преподавателя. Эти события нашли отголоски в творчестве дизайнера. Тема жестокости, смерти и крови в совокупности с бунтарским духом стала основой творчества Маккуина.

В 1993 году дизайнер презентует на подиуме брюки-бамстеры, которые и сегодня, наверняка, шокировали бы многих. Особенностью этих брюк стала ну очень низкая посадка, которая демонстрировала верхнюю часть ягодиц. Но такое решение не было попыткой, как многие посчитали, эпатировать публику. Александр находил низ спины самой сексуальной частью тела человека и экспериментировал с силуэтом, пытаясь его удлинить. В рамках той же коллекции он создал платья, словно измазанные в краске и грязи, которые стали рефлексией на тему той самой детской травмы. Он не хотел больше видеть сестру в образе хрупкой и беззащитной девушки, он вообразил ее сильной властной женщиной, способной дать отпор самым жестоким способом.

Еще одна знаковая коллекция называлась «Изнасилованная Шотландия». Разорванные платья, как будто после бойни, национальный узор тартан и обилие оголенного тела. Многие в очередной раз не стали долго размышлять о смыслах и сочли Александра пропагандистом насилия. Между тем дизайнер с шотландскими корнями визуализировал кровопролитное насилие англичан над шотландцами.


Image_03.jpg


Показ весенне-летней коллекции 2001 года стал громким заявлением дизайнера о его видении мира моды. Основная тема – психиатрическая больница. На изделиях – шипы, следы крови, перья, чучела птиц и модели, дефилирующие с перевязанными бинтом головами. Давящая атмосфера безумия была доведена до пика к тому моменту, когда стеклянный куб, находящий в середине помещения, разбился и зрителям явилась обнаженная женщина в окружении летающих мух и в маске, в которой невозможно дышать без трубки. Этот перфоманс стал наглядной демонстрацией мира моды —безусловно красивого снаружи, но безумного и уродливого внутри.

Александр Маккуин был неотъемлемой и очень важной частью мира моды – мира, ценности которого ему противны. Он из раза в раз поднимал важные для общества вопросы, но часто был не понят. Главной целью дизайнер считал вызвать эмоцию у зрителя – будь то отвращение или вдохновение, не важно. Не это ли и есть искусство? Посредством одежды дизайнер транслировал свои чувства, рассказывал о прошлом и говорил на волнующие темы. Но не всегда модное сообщество было готово рассуждать о вопросах голода, крови и нищеты на шоу, где принято воспевать женскую красоту. Мода как искусство, образное отражение действительности – вот что интересовало его на самом деле. Умение говорить на страшные темы посредством потрясающей красоты, которую не каждый готов осмыслить – в этом состоял гений Александра.

Маккуин упорно пытался исследовать смерть и в итоге пришел к ней сам. Изнурительная работа, наркотическая и алкогольная зависимость, ненавистная индустрия моды, лицом которой он впоследствии стал, болезнь ВИЧ и смерть любимой мамы стали причиной самоубийства Александра Маккуина. Он стал одним из тех, кто обнажал правду, заставлял думать и исследовать одежду, как форму искусства.

Поделиться