Проблема многих творческих людей — выгорание и поиск вдохновения. Своими секретами со «Стольником» поделились блогер, шоумен и рок-музыкант.
Дмитрий Табуев, артист, шоумен
Мария Дробышевская, YouTube- и Instagram-блогер
На YouTube у меня два блога — на французском и русском, еще есть Инстаграм, где я совмещаю эти два языка. Многие удивляются, что я все делаю сама, от контент-плана до монтажа и ответов на комментарии. Я до сих пор не умею и не могу делегировать полномочия, как результат — отсутствие выходных и плавающий график, работа до полуночи. Зато я полностью уверена в качестве, контролирую все процессы и единолично несу ответственность за успех проектов.
Здесь проявляется и мое честолюбие, стремление «все успеть и ни с кем не делиться», ведь я занимаюсь любимым делом, которое находит отклик и в котором я вижу большие перспективы. Но я отдаю себе отчет в том, что с развитием блога мне уже просто необходим человек, который бы помогал в некоторых делах.
Что касается выгорания, иногда кажется, что я не могу себе этого позволить. У меня никогда не было чувства, что я уже достигла уровня, когда можно выдохнуть и остановиться. Посмотрим, насколько мне хватит сил в такой гонке, но я никогда не заставляю себя снимать или писать через силу. Пока вижу смысл и результат, продолжаю работу. Как только чувствую, что уже нет искренней заинтересованности, меняю поле деятельности.
Меня вдохновляют красота и польза, которой можно поделиться со зрителями. Перед тем как придумать новый формат видео или сделать серию фото для Инстаграма, ищу на барахолках старые каталоги французских художественных выставок, смотрю в сети показы 90-х годов от Chloé или просто выхожу на улицы Парижа, где я живу, внимательно разглядывая стильно одетых людей. Мне нравится транслировать эстетику, но не вымученную и искусственную, а живую, окружающую нас на каждом шагу.
Мой рецепт, как не опустить руки и всегда оставаться полным сил, — чередовать все составляющие вашего любимого дела, пробовать что-то новое и просто любить себя. Вы же не будете причинять физическую боль другому человеку, правда? Так почему мы так часто пренебрегаем бережным отношением к себе, когда наше тело и разум просто кричат о помощи? Ты у себя один, а любимых дел может быть множество.
Дмитрий Табуев, артист, шоумен
На сцене я уже больше 26 лет. Каждый божий день мне хочется уйти, бросить все, сменить направление деятельности… Но несмотря на это я счастлив, что имею возможность реализовываться именно в этом деле, — я учился на артиста, этим и занимаюсь. Еще мне дает силы возможность самому решать, работать мне или нет. Сейчас у меня не более четырех концертов в месяц. Выбирают не только меня, но и я выбираю, для кого хотелось бы выходить на сцену.
Держать высокую планку на протяжении стольких лет помогают три правила. Первое — не позволять себе лениться. Второе — быть насмотренным и пытливым, все время смотреть вокруг, вдохновляться. Третье — помнить, что всегда будет кто-то талантливее, профессиональнее, и самое лучшее, что ты можешь для себя сделать, — соревноваться с самим собой.
Больше всего ресурсов в работе требует постоянное поддержание дисциплины. Перед каждым шоу стоит большая подготовка, у меня есть сценарный план для нескольких служб, запасные варианты на случай форс-мажоров. Нужно быть предельно собранным, ни в коем случае не опаздывать, не позволять себе расслабиться.
Избегать выгорания и восполнять силы помогают базовые вещи. Читаю, сплю. Опять же, очень помогает роскошь не крутиться как белка в колесе с мероприятия на мероприятие, а работать ограниченное количество раз в месяц. Да и не такая большая это загруженность, все же не мешки на вокзале таскаем. Раньше я мог чтобы отдохнуть выезжать за границу каждый месяц, с пандемией с этим стало сложнее. Но до сих пор спокойно отношусь к тому, чтобы дать себе расслабиться с помощью алкоголя. ЗОЖ, йоги, спортзалы — это не для меня.
Владимир Шахрин, рок-музыкант, автор песен, лидер группы «Чайф»
Фото_Евгения Свиридова
Как и у любого творческого человека, бывали периоды затишья, когда стихи не пишутся, песни не поются, и они наступают чаще с течением времени. Я для себя определил, что есть какая-то гигантская игра вроде морского боя, когда ты не видишь лист с квадратами целиком. Есть какие-то темы, на которые тебе хочется высказаться музыкально, в живописи, в стихах, и ты – ох! – и находишь удачную тему, у тебя удачная строчка, тын-тын – убито, зачеркнул, зачеркнул, зачеркнул! И вот какое бы большое это поле ни было, а у каждого автора оно разное, все равно этих свободных квадратиков становится все меньше. То есть я понимаю, что мне бессмысленно высказываться еще раз на тему, которая затронута в песне «Ой-йо», или «Не спеши ты нас хоронить», или «Пусть все будет так, как ты захочешь». Я уже сказал своей любимой женщине, что хотел, второй раз, скорее всего, так не получится, да и незачем. Поэтому я по этому поводу не переживаю, тем более что для существования группы на данный момент трехсот композиций более, чем достаточно. Люди приходят на концерт, они хотят слышать свои любимые песни.
До сих пор не понял, что такое вдохновение, но, думаю, это полезная штука. И оно, конечно же, приходит. Но как это случается? Моя муза – абсолютно загадочная для меня женщина, она может посетить меня в любой момент. Я себе на даче сделал комнату под крышей – кино смотреть можно, музыку хорошо слушать, и небольшая портастудия. Я думаю, здесь, на природе, тишина, я буду писать лучшие песни, сразу записывать… я ничего там не написал, ни одной строчки. Зато где-нибудь в самолете ты вдруг понимаешь, что начинаешь что-то слышать, достаешь салфетку и начинаешь записывать на ней. И получается хорошая песня.
Когда я понимаю, что мне нужно перезагрузиться, просто уезжаю на дачу. Я очень рад, что живу в Екатеринбурге, у нас чуть меньше суеты, меньше лишней тусовки. Завел газонокосилку и у себя на участке, и еще и за участком на санитарной зоне траву скосил. Часа два наверное уходит. Уже понимаю, что на руках мясо отслаивается от костей, думаю, ладно, нормально.
Мой совет, как избежать выгорания: вышел после концерта – забудь, что ты артист. Когда человек круглые сутки Артист Артистыч − когда проснулся с утра, «у меня миссия, я тут людям несу что-то важное»… У меня дома никто не вспоминает всуе, что езжу на гастроли, что есть какая-то популярность. И я стараюсь от этого тут же абстрагироваться, быть артистом пару раз в месяц хватает.
Еще, думаю, что если ты искренне занимаешься своим делом, возникает абсолютно эзотерическая вещь со сценой. Это – некая живая субстанция. Больше всего это похоже на то, о чем Льюис Кэрролл писал в «Алисе в стране чудес», когда ты в эту нору проваливаешься, и все становится совершенно по-другому. Здесь как раз эта история, когда ты идешь, думаешь: здесь я половину слов не помню, и что-то я устал после переезда... Тын − пошел, сделал шаг в полутемный зал, на сцену освещенную, и ты в зазеркалье. И у тебя возраст другой, ты выглядишь по-другому, у тебя по-прежнему кудри какие-то, ты высокий, красивый, сексапильный мужчина, талантливый, с хорошим голосом, ты молод, силен.. Бум. Обратно вышел, в гостиницу пришел... Что-то я сегодня напрыгался, ноги болят. В зеркало смотрю: ни фига себе, лысина все больше и больше. Но сцена сама тебя подпитывает.