Софья Бронтвейн – шеф-редактор журнала Forbes Life, объяснила, почему ностальгия доставляет нам такое удовольствие
Принято говорить, что ностальгия – это хорошо продающийся тренд, потому что раньше трава была зеленее, воздух свежее, и все мы помним счастливое беззаботное детство, и как же там было хорошо. Так происходит, потому что негативные моменты из памяти стираются быстрее, чем позитивные, и сейчас ностальгия действительно становится очень выгодным коммерческим приемом. На самом деле у психотерапевтов есть более интересное, на мой взгляд, объяснение ностальгии. Когда времена и жизнь становятся тревожными и напряженными и случается много переживаний, люди ищут гарантированно положительный эффект счастливой и радостной эмоции, они идут туда, где им точно понравится, смотрят то, что им понятно. Например, появляется большое желание пересмотреть сериал «Друзья», вспомнить потертую джинсовую куртку Levis, и в целом, найти атрибуты тех времен, где было хорошо. Тогда было весело и беззаботно, поэтому давайте окунемся в это время снова. Поэтому сейчас, во многих сферах, ностальгия самый удобный прием, чтобы окунуть человека не только в прошлое и юность, в которой, как кажется, не было проблем, но и в гарантированно положительный эффект.
Нина Сахнова, (слева) дизайнер авторского бренда украшений NIN • S @nin_nin_s @nin_ss
"Это красочная и невероятная стильная эпоха, можно даже сказать сказочная! Эпоха «не быть как все» - отражает философию моего бренда . Оригинальный нестандартный стиль моих украшений, свобода мыслей, время творчества и творческих людей, самовыражение. Невероятно женственная, яркая и свободная эпоха, откуда я, как творческий человек, черпаю вдохновение!"
Кругляшова Ольга, (справа) владелица Кругляшова – кейтеринг @Kruglyashovaolga
"Мне близка эпоха 70х – это тёплые воспоминания из детства. Я помню своих родителей, они всегда одевались ярко и стильно для тех времен. Комбинировали яркие цвета, носили брюки клеш, водолазки, вязаные жилеты, вельветовые и бархатные костюмы. Я примеряла мамины вещи и позировала перед зеркалом, представляя себя моделью. Стиль хиппи - это запах свободы, сексуальная революция, единение с природой. Это радость и любовь. В выборе одежды, стиль хиппи, не ограничивает женщину, ведь надеть можно все, что выпало из шкафа, а мода 70 х выглядит современно и гармонично".
Один из социальных трендов, который способствует ностальгии – это тренд на индивидуализм и персонализацию. Сейчас люди настолько сильно хотят отличаться друг от друга и лепить какие-либо лейблы себе на лоб, что им стало очень тяжело общаться. Мы можем говорить о том, что существует 40 разных ориентаций, десяток разных гендеров, бинарность, небинарность и так далее. И казалось бы, общий английский язык, интернет, соцсети делают мир более общим и глобальным, но с другой стороны каждый сейчас в этом безумном модифицированном мире хочет выделиться. Как в Советском Союзе появились фарцовщики, потому что все устали от серых костюмов и захотели чего-то нового, так и сейчас. И пока этот социальный тренд на то, что все пытаются быть главными, лучшими, занять самое теплое место под солнцем работает, он в то же время заставляет людей ностальгировать и вспоминать времена, когда все было чуточку проще: парням было проще познакомиться с девушкой, ухаживать и платить по чеку. Девчонкам было проще сидеть дома и не думать что такое феминизм... Я думаю, что отчасти эта разрозненная картина мира способствует тому, что тренд на ностальгию успешно развивается.
Отвечая на вопрос о том, надолго ли с нами этот тренд, скажу, что на самом деле ностальгия была, есть и будет всегда. Это часть человеческой памяти, культуры и менталитета. Она никогда никуда не денется, потому что эта цикличность заставляет тренды сменятся друг другом. Если посмотрите, мода возвращалась через 20-30 лет. В нулевые была мода на 70-е и 80-е, в 10-е – на 80-е и 90-е. Сейчас мы опять вспоминаем 90-е и нулевые. Ностальгия будет работать всегда, потому что люди боятся будущего, ведь очень тяжело придумывать новое и прогнозировать. Это абсолютно чеховская история «как бы чего не вышло». Зачем пробовать новое, если есть хорошо проверенное старое, которое гарантированно работает и продается. Визионеров, новаторов, людей, которые готовы открывать и пробовать новое, очень мало, как и людей, которые готовы это новое носить, смотреть и слушать. Сколько лет Меладзе, Киркорову и другим? И сколько другой музыки выходит в мире и в России, а мы все равно танцуем и поем под одно и то же.
Рестораторы знают, что частью нашей ДНК является то, что ели родители и что мы ели в детстве, поэтому когда спустя 30 лет мы приезжаем в другую страну, нам очень тяжело полюбить другие продукты и другие блюда, потому что пищевые привычки – часть нашего кода и менталитета. Так, мода, которую мы видели, музыка которую мы слушали, фильмы которые мы смотрели в детстве, будут всегда нравится нам чуть больше новых, поэтому мы всегда будем к ним возвращаться.