Антон Козлов, коллекционер российского современного искусства и автор YouTube-канала «Пока все дома у Антона» – делится любимыми работами своей коллекции и рассуждает о ценности современного искусства.

Ваша цитата: "И хотя сегодня искусство утратило свою власть и ни на что больше не влияет, только оно способно адекватно запечатлеть и сохранить суть исторического момента во всем его безумии и противоречии". Сегодня действительно искусство ни на что не влияет?
1. Ирина Корина. Пятый элемент, 2014.
Ирина Корина — один из главных художников в современном российском искусстве в целом, и в моей коллекции в частности. Поэтому на моей выставке представлено сразу несколько ее работ, каждая из которых — цельный материал для рефлексии о цикличности и природе времени. Работы Ирины погружают зрителя в зыбкое пространство без понятных координат и смысловых ориентиров, тревожное и «сюрреалистичное». Именно с покупки на ярмарке Cosmoscow объекта Кориной «Пятый элемент» и началась моя коллекция российского современного искусства.
2. Александр Виноградов и Владимир Дубосарский. Делай как мы!, 2006.
Без дуэта Виноградова и Дубосарского сложно представить российскую арт-сцену девяностых и нулевых годов. Работая вместе без малого двадцать лет (с 1994 по 2014 годы), художники саркастично и точно фиксировали манкую и, простите, гламурную реальность того времени, выраженную в рекламных плакатах и глянцевых журнальных страницах. Вот и героини работы из моей коллекции — «Делай как мы!» — явно живут свою лучшую жизнь в идеализированном, залитым искусственным солнцем бассейне, на фоне огней ночной Женевы. Вспомните, в массовой культуре именно наличие бассейна стало синонимом физического и бытового комфорта, признаком определенного уровня статуса и достатка. Ночь, вода — девушки на этой картине улыбаются и призывают зрителя делать, так же как и они. И если слоганы в рекламе можно рассматривать как инструмент формирования нашего восприятия и желаний, то здесь повисает немой вопрос: а к чему же призывают эти девицы?
3. Виталий Черепанов. Аппензеллерские пейзажи, 2023.
Как же не показать в Екатеринбурге работы Виталия Черепанова, родом из Нижнего Тагила! Я рад, что на выставке получилось представить две совсем новых картины, созданных после его переезда в Европу в 2023 году. Как мы знаем, творческий метод художника заключается в соединении собственной жизни и искусства. И перед нами, несомненно, гриб от этой грибницы. Обе части диптиха выполнены в классической наивной стилистике искусства, которым на досуге занимаются жители Аппензелля — маленького швейцарского городка. Виталий примеряет на себя такой метод создания произведений, но спотыкается об опыт уральской индустриальной действительности.
4. Аня Желудь. Учреждение культуры-2, 2008-2020.
Сварка металла — архетипически «не женское дело». Оттого еще интереснее, что художница Аня Желудь выбрала именно эту практику наряду с живописью, как основную для создания собственных художественных произведений. Полые металлические инсталляции художницы сильно напоминают графический рисунок, только вместо карандашной линии перед нами – тяжеловесные конструкции, белым листом для которых становится само пространство выставочного зала. Металлический прут здесь вычерчивает «набросок» в трехмерном пространстве, выявляя экзистенциальную пустоту, скрытую за холодным и жестким каркасом предметов. Инсталляция «Учреждение культуры» входит в число программных для автора. Пространство инсталляции отсылает к образу типового культурно-досугового центра: публичная зона таких учреждений неизменно украшалась изображениями выдающихся деятелей или наглядными пособиями, на видном месте стояло пианино, а вдоль стены расставлялись казенные стулья. Только забытый кем-то портфель обнаруживает, что где-то в этом учреждении, возможно, продолжающим функционировать лишь по инерции, теплится жизнь.
5. Егор Федоричев. Комната Ипатьева, 2018.
Егор Федоричев – сибирский художник и настоящий панк. Музыка и визуальные искусства играют для его художественной практики равнозначное значение. И, если музыку коллекционировать сложно, то живописные объекты Федоричева я собираю с большой радостью. На выставке в арт-галерее Ельцин Центра представлено три работы Егора, но показать в Екатеринбурге «Комнату Ипатьева» мне хотелось особенно. Трагичный сюжет Федоричев раскладывает на выразительные детали – его живописная ткань больше похожа на театральную декорацию, чем на привычную нашему глазу картину. Препарируя известные сюжеты, Егор очень точно напоминает о тех исторических событиях, которые достойны глубокого и внимательного изучения.