Редакция Lifestyle Мода Интервью Beauty Ресторация Пространство
Марина Мелия: Культура помощи
Текст: Анна Городенкер Фото: Ефим Эрихман, Александр Комзиков

Известный психолог Марина Мелия – автор бестселлеров по психологии, и все вырученные с продажи книг деньги, а также гонорары за публичные выступления она переводит в фонд «Дом с маяком». Это несколько миллионов в год. А еще каждый месяц с ее карты в пользу хосписа списывается 1000 рублей. О культуре благотворительности она поговорила с Анной Городенкер.


1___1_1200x800.jpg

Благотворительность полезна не только тем, кому оказывается помощь, но и тем, кто ее оказывает

Марина Ивановна, сегодня вы – председатель попечительского совета благотворительного фонда «Дом с маяком». Какую задачу в этом статусе вы перед собой ставите? Это ведь не только денежная помощь?

Действительно, моя задача – не просто помогать одному фонду, а вообще развивать культуру благотворительности в России. Это очень важно, потому что в нашей стране пока существует несколько стереотипов, мешающих развитию благотворительности. Я занимаюсь просветительской деятельностью, стараюсь разрушить эти стереотипы.

Что это за стереотипы?

Я выступаю за то, чтобы помогать через фонды. Да, собирать деньги на определенного ребенка всегда проще, чем на благотворительную организацию: судьба конкретного человека волнует нас больше, чем проблема вообще. Я интересуюсь исследованиями благотворительности и вижу, что это общемировая тенденция, но в нашей стране она выражена особенно ярко. Я же встречаюсь с людьми, даю интервью, убеждаю переводить деньги организации, а не только конкретному малышу. Объясню почему. Так, детский хоспис «Дом с маяком» работает с неизлечимо больными детьми. Конечно, это всегда большая трагедия для семьи. Ребенка невозможно вылечить, но можно помочь ему жить качественно – дома, в семье, в любви, а не на аппаратах в реанимации. Для этого ему нужны медикаменты, расходные материалы, специально подобранная коляска, кроватка, ему нужны няня, врач, психолог, игротехник… И даже если мы дадим деньги родителям, какими бы честными они не были, как бы не стремились обеспечить малыша всем необходимым, у них не получится организовать такую же качественную и квалифицированную помощь, какую может оказать фонд.


3___1_1200x800.jpg

Помогать можно не только финансово – работа волонтеров в нашем деле неоценима! Зайдите на сайт любой организации в своем городе, почитайте странички в соцсетях, и вы найдете нужную информацию


Многие не хотят переводить деньги в фонды, потому что считают, что помощь не дойдет до адресата или дойдет, но не в полной мере.

Да, это второй стереотип. Многие считают, что в фонде должны работать ангелы, которым ничего не нужно, кроме как творить добро 24/7. Они должны просто помогать. «Как, они еще и деньги за это получают? Ужас какой!». Я мечтаю сломить этот стереотип, рассказывая, какие профессионалы высочайшего уровня работают в фондах, насколько качественно они выполняют свою работу, но при этом всем им нужно есть и пить, повышать квалификацию, им нужны офис, рабочее место, компьютер, телефон, у них тоже есть семьи, дети, которых нужно кормить и одевать. Важно, чтобы люди понимали – профессиональный труд должен оцениваться по достоинству. Второй момент: есть люди, которые считают, что в фондах и вовсе работают аферисты и деньги не доходят до детей. Поэтому важно учить выбирать благотворительную организацию с прозрачной отчетностью: мы в фонде «Дом с маяком» каждый месяц формируем документ, в котором до рубля показано, сколько денег собрано и на какие цели они потрачены.   

Там, наверное, фигурируют немаленькие суммы, и потому кажется, что и помогать должны богатые?

Есть такой момент. Человек думает: «Я человек простой, мои вложения – капля в море». Но это не так. Можно переводить и 500 рублей, и даже 50, главное – делать это регулярно и систематически. Именно эти деньги создают фонду «подушку безопасности». На примере 2020 года мы очень явно это ощутили. Когда началась пандемия, бизнес попал под угрозу разорения, многие предприниматели приостановили крупные переводы. Но фонд выжил – как раз благодаря простым людям, которые каждый месяц переводят на благотворительность стоимость чашки кофе. Например, я лично отдаю в фонд несколько миллионов в год – это гонорары за мои книги (сейчас в продаже три бестселлера), за публичные выступления. Я вообще не выступаю бесплатно, час моего времени стоит 400 тысяч рублей. Но все, что я зарабатываю таким образом, отдаю на благотворительность. Я даже говорю заказчикам, что они могут перевести эти деньги напрямую в фонд. И при этом каждый месяц с моей личной карточки списывается 1000 рублей в пользу «Дома с маяком». Спрашивается: зачем? А вот именно потому, что помощь, когда она пусть и не большая, но систематическая, очень нужна фондам. И я своим примером показываю другим, что они тоже так могут.  

То есть нужно подавать такой пример? Ведь кто-то считает, что распространяться о том, что ты благотворитель – неэтично.

Это еще один стереотип. Мол, Иисус говорил о том, что помогать надо тайно, что левая рука не должна знать, что делает правая. Да и вообще, те, кто отдают деньги на благотворительность и трубят об этом, делают это только ради улучшения персонального бренда. Я же убеждена: люди, которые помогают в открытую, участвуют в развитии культуры благотворительности в нашей стране. Говорить об этом важно и нужно! Опять же, на эту тему проведено большое количество исследований, которые подтверждают: мы скорее совершим добрый поступок, если будем знать, что так же делают другие. Особенно, если это люди из референтной группы, которые нам симпатичны. Поэтому если ты публичный человек, то особенно важно говорить о том, что ты занимаешься благотворительностью, помогаешь какому-то фонду. Например, актер Александр Петров тоже является попечителем «Дома с маяком», и около года назад он говорил, что стесняется это афишировать. Но теперь он, как известный человек с хорошей репутацией, понимает, что может стать примером для многих. И сейчас в интервью он активно об этом говорит, рассказывает, какую именно помощь оказывает, как работает с детьми. Недавно он встретился с девочкой из детского хосписа, которая мечтала с ним познакомиться. Она лежит – болезнь уже в тяжелой стадии. Саша приехал к ней, подарил IPad, пообщался, сфотографировался. Мы опубликовали снимки в соцсетях – отклик был огромный! И это тоже вклад в развитие культуры благотворительности. Поэтому не нужно волноваться, что кто-то скажет про вас: «Он пиарится». Самое главное – знать: огромное количество людей поймут все правильно, возьмут с тебя пример и тоже начнут участвовать в благотворительности.


2___3_690x900.jpg

Я убеждена: люди, которые помогают в открытую, участвуют в развитии культуры благотворительности в нашей стране


Почему вообще в людях возникает потребность помогать?

Благотворительность полезна не только тем, кому оказывается помощь, но и тем, кто ее оказывает. Я опять ссылаюсь на американские исследования, которые демонстрируют: денежные переводы на благотворительность и участие в волонтерской деятельности заставляют людей намного лучше относиться к себе, самооценка повышается. А самое главное – улучшается здоровье и продлевается жизнь. Получение помощи такой пользы не оказывает. Ученые проводили интересный эксперимент – участникам выдали определенную сумму денег и сказали: «Вы можете оставить их себе или отдать на благотворительность. Никто, кроме организаторов эксперимента, не будет знать, как вы распорядитесь деньгами: это ваше личное дело». Исследовали их мозговую активность, и было показано: у тех, кто жертвовал деньги на благотворительность, активизировались центры удовольствия, а у тех, кто решал оставить деньги себе, – нет. Так что помощь другим – это полезно даже с точки зрения физиологии и медицины. Любой человек может сделать что-то хорошее для других – и в целом сделать мир лучше. Это очень важно даже исходя из эгоистических соображений: тебе самому становится приятнее жить, ты получаешь от этого удовольствие, радость. А вот если сконцентрироваться только на себе… Я вижу, что это, в общем, счастья не приносит, невзирая на количество денег.


Поделиться