Редакция Lifestyle Мода Интервью Beauty Ресторация Пространство
Как развивалась стоматология в России?
Текст: Екатерина Погодаева Фото: Редакция

Алексей Дрямов, стоматолог и основатель клиники «Соната» – об истории появления передовых методик стоматологии в стране.


Image_00_690x900.jpg

в 2004 году это было революцией

В 1992 году я был студентом второго курса стоматологического факультета. На одном из занятий нам выдали человеческие зубы и боры, чтобы мы просверлили в них полости и запломбировали. Вскоре аудитория наполнилась запахом жженых зубов. Зуб, который достался мне, сильно нагрелся во время препарирования и поменял цвет. Бор не сверлил, инструмент низкого качества быстро потерял свою режущую способность. А водяного охлаждения и дорогого качественного инструмента тогда достать было невозможно.

В 1993 году декан нашего факультета Галина Ивановна Ронь провела собрание, на котором сделала революционное заявление: пломбы стали светоотверждаемыми, и их теперь можно вклеивать в ткани зуба. Потребовалось несколько лет, чтобы желающие научились восстанавливать природную анатомическую форму зубов.

В 1998 году в нашем городе появилось несколько частных клиник, среди которых особенно выделялась «Биодент». Директор клиники Пырков Сергей Трофимович собрал команду лучших врачей, проведя конкурсный отбор. Я работал в двух стоматологиях и своём частном кабинете, но оставил всё это, чтобы попасть в «Биодент».
В «Биоденте» работали два специалиста с мировым именем по лечению корневых каналов и пародонтологической хирургии. Подход к лечению в этой клинике был революционным для России. Все работы проводились с использованием коффердама, а корневые каналы пломбировались техникой вертикальной конденсации жидкой гуттаперчи. Инструменты и материалы для этой техники директор привозил из США, так как тогда не было отечественных поставщиков.

В реставрации учитывались разрушения в зоне биологической ширины, проводились зубосохраняющие операции по ампутации корней и увеличению высоты клинической коронки. Мы также выполняли операции по трансплантации десны и увеличению зоны прикреплённой десны. И это в 1999 году! Когда я разговаривал с москвичами и питерцами, они даже не слышали таких слов, не говоря уже о том, для чего и как это делается.

За пломбу или вылеченный канал без коффердама накладывался штраф. В «Биоденте» была собрана большая библиотека западных книг с переводом на русский язык, а также организовано обязательное обучение врачей. Это было невероятное время. На фоне полного информационного вакуума и посредственного оснащения отечественной стоматологии, мы использовали технологии будущего. Клиника стала учебным центром для самых прогрессивных врачей со всей России. Совместно с директором я создал курс, который вначале длился два дня, а потом превратился в четырёхдневный марафон. Учиться приезжали доктора из Москвы, Питера, Новосибирска. Роль в развитии российской стоматологии директора «Биодента» Пыркова Сергея Трофимовича действительно сложно переоценить.

В 2001 году я открыл свою частную практику. Со своим уровнем знаний я отправился на Украину в Полтаву к знаменитому Сергею Радлинскому. Разговаривая с его врачами, я услышал много незнакомых слов: «Фронтальная направляющая, сагиттальный суставной путь, ретрузионный барьер…» Параллельно с учёбами по хирургии полости рта в Германии я устроился на 2,5 года на курс по гнатологии у Михаила Антоника в Москве. А по окончании курса с самим преподавателем в 2007 году я попал в университет Кремса в Австрии на учёбу к самому профессору Рудольфу Славичеку — основоположнику школы гнатологии. Для русских это были новые знания, которым мы начали обучать уже наших врачей.

Параллельно с 2004 года я проводил «бескровные» операции без разрезов с компьютерным планированием, так называемую хирургию по шаблонам. В 2004 году эта технология начала использоваться в России. Обучение операциям проводил Чикагский центр Современной стоматологии в Москве на основе компьютерных программ компании Nobel Biocare. В это же время наша команда врачей стала проводить операции «All on 4». Тогда на курсах руку «ставил» сам Пауло Мало — основоположник методики. Сама технология стала новой вехой в хирургической стоматологии в России. Сейчас нет клиники, где бы не умели оперировать по шаблонам и не протезировали на 4 имплантатах. Но в 2004 году это было революцией.

В 2009 году я начал обучение ортодонтии под руководством профессора Садао Сато. Имя профессора вызвало много шума в России. Было много противников его философии. Он против удаления премоляров во время ортодонтического лечения, а в университетской программе русских университетов удаление этих зубов преподают как норму. Философия Сато основана как продолжение концепции гнатологии профессора Рудольфа Славичека и сейчас используется большинством прогрессивных врачей во всём мире. С момента поступления в университет Кремса в 2007 году до 2018 года лечение пациентов я стал проводить под руководством своих преподавателей Рудольфа Славичека и Садао Сато.

После этих громких имён в Россию пришло имя Тома Питтса и его философии построения эстетики во время ортодонтического лечения. Благодаря большому количеству врачей, прошедших школу Славичека, произошло совмещение двух сильных ортодонических школ — Сато и Питтса. В результате в России появились технологии управления окклюзионной плоскостью при помощи техники прямой дуги, что и является сейчас самым актуальным трендом в современной стоматологии.

Пожалуй, самым важным является то, что на фоне пропагандируемых идей о компрессионном синдроме в стоматологии, который всё больше и больше лечится подсаживанием пациентов на инъекции токсина ботулина, появляется всё больше врачей, умеющих правильно отрегулировать биомеханику полости рта так, что мышцы жевательного органа успокаиваются без инъекций, зубы перестают разрушаться, и пациенты отмечают устранение мышечных спазмов при комфортном смыкании зубов.

Поделиться