Редакция Lifestyle Мода Интервью Beauty Ресторация Пространство
Искусство в массы
Текст: Наталия Ладейщикова Фото: Наталья Буданцева, Люба Козорезова, Саша Невская

Фаундрер компании Superposition, стилист и фешн блогер Роман Крихели быстро завоевал внимание интеллектуальной аудитории в соцсетях, транслируя нетривиальные образы и полную независимость от общественного мнения. Наш разговор — о мужчинах в юбках, современной индустрии моды и разрыве шаблонов.


Image_00_690x900.jpg

фото_Люба Козорезова

Меня мало волнует реакция людей на улицах

В одном из интервью ты упомянул, что каблуки, которые ты носишь, это своего рода месседж о равенстве полов. О чем еще ты пытаешься высказаться при помощи стиля?

Я не могу сказать, что мой выбор одежды — это на 100 процентов социальное высказывание. В большей степени это одежда, которая мне нравится. Для меня обувь на каблуке ничем не отличается от обуви без него, так же как и юбки не отличаются от брюк. Это просто одежда, и мне нравится её разнообразие в моём гардеробе. Я получаю удовольствие от того, что свободен от стереотипов и транслирую это через свои соцсети. Мужская мода – интересная тема, в которой по сей день не раскрыто множество моментов, здесь есть масса возможностей придумать что-то нетривиальное, чего не скажешь о женской моде. Женщины уже много чего испробовали в этом плане, поэтому им сложнее продолжать эту игру. Мне часто пишут о том, что у меня классный образ, но он так круто работает именно на мужчине. Женщины — более искушенные, но они тоже могут уходить в авангард или играть с нюансами. В итоге я пришёл к идее, что одежда может быть отделена от гендера и это нормально. Мне нравится, что мои идеи стилизации разных образов толкают моих подписчиков на эксперименты, расширяют их взгляды. Это получается само собой.


Image_01.jpg

фото_Наталья Буданцева

Image_02.jpg

фото_Люба Козорезова

Есть разница между мужчинами, которые ходят по подиуму и пропагандируют равенство полов — и тобой. На показах часто это выглядит настолько женственно, что бесит многих людей. А то, как выглядишь ты, вызывает другие эмоции.

Мне бы хотелось, чтобы границы восприятия людей были расширены. Пришло время, когда ты не впадаешь в шок, если на подиуме тебе показали что-то непривычное, и не пишешь разгромные посты в соцсетях о том, куда пропали настоящие мужчины. На мой взгляд, нормальная реакция на непривычное – погуглить информацию об этой теме, подумать и сформировать мнение. Я иногда вижу эти сексистские комментарии, где делают вывод о немужественности парня на основе образа с юбкой. Я думаю, что человеческие качества не имеют ничего общего с внешним видом, и такие поверхностные суждения меня приводят в уныние. Наша реакция – это вопрос привычки. Мужские костюмы эпохи барокко все в рюшах и кружевах, они не уступали женским платьям в обилии декора. Когда Dolce & Gabbana показывают мужские комплекты с рюшами, они говорят нам о том, что это вариант нормы, но какие-то устоявшиеся мнения мешают нам более широко на это посмотреть.

К вопросу о том, почему на мне феминные вещи смотрятся органично – во-первых, это работает, потому что я себя комфортно чувствую в таких образах. Это не провокация. Мне нравится мой внешний вид, и я не чувствую стеснения в нём. Во-вторых, я нормально стилизую эти экстравагантные вещи, они хорошо сидят на мне, а лук выглядит цельно.


Image_03.jpg

фото_Саша Невская

Всегда ли ты так ярко одевался? И если нет, то в какой момент начал?

Много лет назад я заметил, что мой образ трансформируется в какую-то интересную сторону, становится всё более авангардным. Это связано с тем, что постепенно снимались какие-то внутренние ограничения и стереотипы. И это отражалось в стиле. Опять же год назад у меня не было такого количества юбок в гардеробе, а платья я вообще не использовал. Но не так давно мы с девушкой путешествовали по Европе, я зашёл в бутик Comme des Garçons и купил там кучу одежды, в том числе юбок и платьев. Рей Кавакубо (основательница бренда Comme des Garçons — прим. ред.) нравилось прятать женские формы, а не подчёркивать их. Поэтому её платья не выглядят так женственно, и я могу их классно стилизовать с брюками. Я спокойно отношусь к своему выбору вещей, и мой гардероб эволюционирует естественным образом.

Возможно, у меня всегда была тяга к моде. Помню, как в детстве родители купили мне два абсолютно одинаковых комбинезона у спекулянтов. Один был синий, а другой красный. Я тогда подумал, как же классно выглядит красный и как кошмарно — синий.

Вызывало ли у тебя дискомфорт общественное внимание?

Меня мало волнует реакция людей на улицах. Сейчас мне интереснее наблюдать за тем, как люди, с которыми я сотрудничаю в бизнес-сфере, реагируют на мой стиль. Моя компания Superposition занимается брендингом, архитектурой, дизайном и ещё много чем в сфере недвижимости, мы работаем с девелоперами. Я уже давно занимаюсь этим и у меня есть масса клиентов. Несмотря на то, что я всегда мог безумно одеваться, на встречи я выбирал всё же более сдержанные образы (хотя и не всегда). Но сейчас мои соцсети стали популярны, и девелоперы, с которыми мы сотрудничаем, начали обмениваться рилсами, где я в платье. А я наблюдаю за их реакцией и пока что получаю хорошую обратную связь. Кто-то, например, захотел купить рекламу в моих личных соцсетях. Мне хочется как-то связать fashion-историю и девелопмент, пока не могу сказать, как это будет… Поэтому мне гораздо интереснее знать мнение людей из моей сферы, а не прохожего на улице, которому не по нраву мои каблуки.


Image_04.jpg

фото_Люба Козорезова

Image_05.jpg

фото_Наталья Буданцева

Следуешь ли ты каким-то правилам, когда составляешь аутфиты? Твой стиль — это наитие или результат продуманной работы?

Сейчас это точно результат продуманной работы. Есть много людей, которые в целом хорошо одеваются, но нигде этому не учились. Всё же мода – это не ядерная физика. Но я отучился на трёх курсах – по истории моды, по мужскому стайлингу и женскому. После того как выучился у Кати Пролыгиной на курсе истории моды, я вышел совершенно на другой уровень понимания этой индустрии. Например, знаешь, почему сейчас так выстрелили мужские юбки на показах? И почему совершенно точно, что их не станут массово носить? Это же не новый приём, и мы много раз это видели. Ответ в том, что мода реагирует на социум, где сейчас активно развивается идея о равенстве полов. Но в то же время мода – это деньги. Где нет денег, там нет и моды. Огромное количество людей воспринимает одежду исключительно с точки зрения функций защиты и комфорта, а вот эстетика доступна только для тех, кто готов тратиться на это. Для многих эстетика – последнее, на что они готовы потратить деньги. Понимание этих внутренних процессов позволяет ещё больше наслаждаться собственным стилем.

Во время учебы мы много работали с композицией. Для меня это знакомая тема, я окончил МАРХИ, долго работал как графический дизайнер и, соответственно, понимание цвета и композиции для меня естественно. Но в одежде всё работает немного по-другому, и мы в этом разбирались. Опять же сегодня в моде свободные и прямые силуэты, скрывающие изгибы фигур из-за повестки о гендерном равенстве. Это социальный тренд. А многие вдохновляются для стайлинга разными эпохами, но если ты не знаешь хорошо визуальный код десятилетия, то, скорее всего, получится неуместный образ. Так что благодаря этим новым знаниям, я могу исследовать моду более глубоко и профессионально.

Важна ли для тебя философия брендов, которые ты выбираешь?

В целом да – важна, но не первостепенна. Например, от Balenciaga у меня нет ничего кроме ботинок. Мне нравится, что делает Демна (креативный директор дома Balenciaga — прим. ред.), он совершенно гениален как дизайнер, пиарщик и манипулятор, и я отношусь к нему с большим уважением. Но есть и другая сторона – когда ты надеваешь узнаваемую вещь определённого бренда, ты становишься участником некоей группы, связываешь себя с ним. Ты как будто сразу транслируешь: «Я потратил на эту вещь много денег. Я модный». А я этого не хочу. Мне важно, чтобы был высокий градус оригинальности в образе, чтобы люди не могли легко распознать, что за бренд на мне. Поэтому мне нравятся японские дизайнеры, они, как ни крути, немного аутсайдеры в мире моды. Среди многих достойных японских марок только Comme des Garçons спокойно стоят в магазинах рядом с Dior или Gucci. Хотя японцы очень круто перерабатывают свои культурные коды, миксуют их с западными, создают авангардные вещи.

А вот Dolce & Gabbana мне не близки. Их история с Италией, католической церковью и женщинами, которые с одной стороны очень сексуальны, а с другой – воплощают образ матери Я уважаю ДНК бренда и хорошо, что она узнаваема, но это не моя эстетика.


Image_06.jpg

фото_Люба Козорезова

Расскажи, какое место в индустрии сегодня занимают креативные директоры? Об этом идёт много споров.

У меня будет разбор на YouTube как раз на эту тему. Мне, например, нравился Gucci при Алессандро Микеле. Но концерн Kering, в котором состоит бренд, пытался направить Алессандро в другую сторону, потому что его дизайн с запредельным количеством деталей, и суперсложным стайлингом уже достиг апогея, после которого должен был начаться новый этап. Сначала очищение потом создание нового. А Микеле стоял на своём и ничего менять не хотел, поэтому сегодня у них новый креативный директор – Сабато де Сарно. Несмотря на то, что именно благодаря Микеле бренд был коммерческий очень успешен.

В определённый момент в индустрии царило время всемогущих арт-директоров – Раф Симонс в Calvin Klein, Демна Гвасалия в Balenciaga. Модные концерны считали, что творцам нужно делегировать максимум полномочий, потому что эти арт-директоры буквально перезапускали истории модных домов. Но сейчас тенденция изменилась, и концерны ищут людей, которые будут точно следовать коммерческой стратегии развития бренда.

Например, Gucci омолодились одними из первых, хорошо зашли молодым и авангардным ребятам, но теперь они выросли, стали более консервативными, у них появилась семья. Поэтому концерн выбрал Сабато де Сарно – человека с большим опытом работы в разных модных домах, но никогда не занимавшего пост арт-директора. Почему? Потому что он будет профессионально разрабатывать именно то, чего требует концерн.

Расскажи о своем проекте поддержки для начинающих креаторов.

Он называется «ЛовиАртМомент». С помощью этого проекта мы помогаем начинающим фэшн-брендам заявить о себе. Важно, что бренд должен быть молодым. У нас в соцсетях постоянно висит анонс о том, что нам можно прислать портфолио. Из того, что нам присылают, я выбираю классные бренды и в первую очередь покупаю х вещи. Иногда нам предлагают отдать вещи бесплатно, но для нас важно именно купить. Потом я со своей командой делаю промо-ролик с вещами этих брендов и разыгрываю их в наших соцсетях. Для того, чтобы выиграть, надо сделать репост, соответственно, эти действия существенно повышают узнаваемость бренда. Мы как-то разыгрывали классное андеграундное платье-паутину авторства девушки, которая живёт, кажется, в деревне — на тот момент её бренд не очень активно развивался. После того, как мы её крутанули, у неё пошёл поток клиентов. Вот поэтому мне очень нравится заниматься этим проектом.

Что, по-твоему, выдает в человеке его креативные способности? Как вы отбираете ребят в «ЛовиАртМомент»?

По поводу моего проекта — я с самого начала декларировал, что там нет никакой объективности. В этом плане всё примитивно: мне нравится – я покупаю. А нравится мне, когда у бренда есть цельность, узнаваемость, характер. К сожалению, у огромного количества маленьких начинаний нет никакой цельной концепции. Ну и, конечно, очень важный фактор – качество.


Image_07.jpg

фото_Люба Козорезова

Для тебя важен стиль людей в твоем окружения?

У меня много приятелей и мало друзей. Требовать чего-то такого от приятелей совсем абсурдно, но, например, у моего креативного директора Серёжи Паршакова прикольный стиль, который постоянно эволюционирует. Конечно, если бы он этого не делал, ничего бы не изменилось, но это мне точно нравится. Или, например, когда мы начали встречаться с моей девушкой, она классно одевалась, но я её увидел по-другому и предложил ей свои идеи развития стиля. Они ей понравились, она выглядит в этом очень органично, а я вообще в восторге. Потом я стилизовал моего другу Митю для диплома по курсу мужского стайлинга и после этой работы мы сдружились ещё больше. Он оказался классным клиентом и легко согласился на мою идею выкинуть весь его гардероб и купить всё новое. После, прогуливаясь с Митей и его женой, я слышал, что он получал комплименты от прохожих. Для меня это стало хорошим достижением.

Получается, что для меня это важно. Если я вижу, что человек здорово выглядит и классно работает со своей одеждой, то я подсознательно накидываю ему пару баллов. Мне нравится встречать по одёжке.

В какой сфере деятельности ты себя ещё не попробовал, но хотел бы?

Несколько лет назад я задумывался о том, чтобы попробовать себя в качестве современного художника, но так ничего на эту тему у меня и не родилось. А потом я снял обложку для журнала Marie Claire и застилизовал её. Моей идеей была деконструкция женственности, и я понял, что вот она, та художественная ниша, где мне бы хотелось что-то создать. Здесь могут рождаться проекты на стыке моды и инсталляций, и я бы попробовал себя в этом направлении ещё.

Поделиться