ТРУДНЫЕ ВРЕМЕНА ОТКРЫВАЮТ НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И РОЖДАЮТ СИЛЬНЫХ ЛИЧНОСТЕЙ. ЧТО МЫ ПОТЕРЯЛИ И ЧТО ПРИОБРЕЛИ - В ЛИЧНЫХ ИСТОРИЯХ ГЕРОЕВ НАШЕГО СПЕЦПРОЕКТА.
Сергей Козлов
Руководитель ГК Априори, член совета Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей (СОСПП)
Почему бизнес в России уже несколько десятилетий находится в кризисе? Что мешает ему достичь стабильности?
Стабильность бизнеса – это в первую очередь стабильность политической и экономической системы. Если взглянуть в ретроспективе на новейшую историю России, сложно выделить достаточный по продолжительности «спокойный» период. Для достижения стабильности нужны структурные и политические реформы, поощрение и реальная поддержка бизнеса, а также минимизация бюрократических процессов.
Вы всегда верите в то, что вы делаете, верите, что это принесет результат, который вам нужен? Какая поддержка реально необходима, чтобы оставаться на плаву?
Безусловно, важно иметь четкие цели и стратегию, уметь адаптироваться к изменяющейся ситуации. Жизнестойкость, некий внутренний стержень, способность к безэмоциональному системному анализу – необходимые черты личности предпринимателя в России. Наиболее трудно сейчас малому бизнесу. Необходима государственная поддержка, такая как субсидии, отсрочка платежей, налоговые льготы, льготное кредитование, выделение на спецусловиях производственных площадей…
Какие инструменты вы используете для эффективного управления во времена нестабильности экономической ситуации?
Думаю, здесь мой ответ будет достаточно стандартный – диверсификация активов (здесь задачу сохранения бизнеса в кризис облегчает его многопрофильность) и накопление резервов. Немаловажный фактор – сильная, стабильная команда. В нашей Группе компаний средний срок работы специалиста – 9 лет. Гораздо легче осуществлять долгосрочное планирование с учетом возможных кризисов, зная, что с тылов ты подкреплен устойчивой командой. Поэтому к кадровому вопросу мы подходим особенно тщательно.
Как вы считаете, новые правила рынка «съедят» начинающих бизнесменов?
Вы знаете, это такой философский вопрос. Любой кризис – испытание, в первую очередь для малого бизнеса. У небольших предприятий просто нет такого запаса прочности, как у крупных игроков рынка. Но в то же время кризис – это и время новых возможностей для тех, кто сумел их увидеть. Возможности роста в кризис увеличиваются кратно. Здесь важно соблюдать пресловутый баланс и уметь определять время, когда можно разбрасывать камни, и время, когда следует их собирать.
Рынок недвижимости, несмотря на турбулентность, продолжает работать в прежнем режиме, а покупательская способность становится все ниже. В чем причина – в проработанной на уровне государства стратегии или принципе «достроим, а дальше посмотрим»?
Причина упадка покупательской способности не только в текущей турбулентной ситуации, но и в демографических тенденциях, инфляции, экономическом кризисе и изменении спроса. Даже определенные культурологические сдвиги (например, сейчас наблюдается тенденция деурбанизации, когда средний класс все чаще выбирает покупку жилья за пределами города в частном секторе) влияют на уровень спроса. В части реализации нераспроданных квадратных метров сейчас реализуется множество инициатив: это и льготная ипотека, и различные госпрограммы.
Что необходимо для эффективного управления крупной компанией?
Первым пунктом я бы здесь назвал непредвзятость. Это необходимое условие ясной оценки ситуации. Умение анализировать самостоятельно, не полагаясь только лишь на суждения аналитиков, спасет вас от многих неверных шагов. Я следую принципам честности, прозрачности и уважения к своим коллегам и партнерам. Также я верю в важность инноваций, постоянного обучения и развития бизнес-процессов.
Что наиболее триггерит бизнес-сообщество сегодня?
Особенно остро сейчас встала проблема кадров. Действительно сильно ощущается разрыв между требованиями и ожиданиями работодателей и уровнем подготовки специалистов.
Вам как руководителю большой корпорации, несущему ответственность не только за себя и семью, но и за большой штат сотрудников, свойственно пессимистическое настроение когда-либо?
Думаю, периоды пессимизма и разочарований – естественная составляющая жизни каждого человека, но я предпочитаю не застревать в этих состояниях, а по возможности извлекать из них максимальную пользу. Я давно и достаточно плотно увлекаюсь историей. Она, безусловно, помогает понять, что у каждой эпохи есть собственные проблемы и вызовы, которые люди так или иначе преодолевают благодаря выдержке, честности и креативности. История – квинтэссенция опыта прошлых поколений, поэтому знание и понимание ее позволяет взглянуть на любые трудности более объемно.
Какой период был самым счастливым в вашей жизни?
Сложно выделить один период. Мне вообще достаточно сильно повезло и в личной жизни, и в работе, у меня есть любимая семья и любимое дело. О себе могу точно сказать, что я профессиональный папа. У меня четыре замечательных сына, и к каждому бизнес-проекту я также отношусь как к любимому (хоть иногда и проблемному) детищу. Поэтому, думаю, самые яркие моменты в моей жизни – это успехи и победы моих детей.