Редакция Lifestyle Мода Интервью Beauty Ресторация Пространство
АНАСТАСИЯ ДЗЕХ
, КУЛЬТУРОЛОГ, ОСНОВАТЕЛЬ КИНОКЛУБА «КЛАССНОЕ КИНО В КЛАССНОМ МЕСТЕ»
Как смотреть кино

Анастасия Дзех не считает себя экспертом в области кинематографа, скорее – внимательным зрителем. Но предупреждаем: после прочтения этой статьи ваш список «must see» заполнится на много вечеров вперед. 

Я всегда рекомендую во время фильма практиковать осознанность и не отключать мозги. Приятного просмотра!

Если смотреть фильмы осознанно, это очень обогащает их восприятие. Вы получаете двойное удовольствие – от того, что посмотрели, и от того, что разобрались в увиденном. Дэвида Линча периодически обвиняют в том, что в его картинах ничего не понятно. Он парирует, призывая зрителей обсуждать фильмы. Говорит о том, что когда мы пытаемся сформулировать свои идеи насчет картины, все сцены, эпизоды и кадры возвращаются к нам, и мы в процессе этого обсуждения будем гораздо лучше понимать фильм. Мой киноклуб для этого и работает. Я всегда рекомендую во время просмотра практиковать осознанность и не отключать мозги. Потому что в каждом кино есть множество моментов, которые так приятно анализировать. 

Например, монтажные приемы: как выстраиваются эпизоды один за другим и почему именно так. Возьмите внутрикадровый монтаж. И ответьте: какие детали режиссер выделяет как наиболее интересные, в каком контексте развиваются события, как локация проясняет характер героев? Примером могут служить фильмы Уэса Андерсона, с его очень кукольным, плоскостным, а по цвету – ярким, «карамельным» миром, задающим условно-игровой характер происходящего. Монтаж тянет за собой одновременно повествование и длительность. Можно смотреть, как режиссер работает со временем. Повествование развивается последовательно или выбираются отдельные фрагменты, как у Ингмара Бергмана в «Сценах из супружеской жизни», где каждый эпизод показывает эволюцию отношений пары с момента встречи, любви, увлеченности до ситуации после развода, когда эти люди все же остались вместе, несмотря на то, что разошлись. Мастерски работает со временем Дэвид Финчер: вспомните «Бойцовский клуб», где история начинается с последнего эпизода, а потом раскручивается по принципу «как до этого дошло». У Дэвида Линча зачастую очень сложно реконструировать историю – где в ней начало, а где конец, где время реальное, а где – подсознательное. Кстати, один и тот же прием может создавать совершенно разные настроения. Сравним фильмы «Шоссе в никуда» и «Весна, лето, осень, зима… и снова весна». И тут, и там истории закольцованы. Но в первом случае мы видим дурную бесконечность, когда герой по причине своей одержимости не может выскочить из морока временной петли, а во втором – этот прием демонстрирует буддистскую идею сансары и бесконечного круговорота жизни, где у каждого периода, у каждого события есть свое место. Чувствуете, как одна и та же идея создает совершенно разные эффекты? 

Интересно анализировать визуальный ряд. У Тарантино, например, очень характерное освещение персонажей-злодеев: свет падает сверху и заостряет тем самым черты лица, искажая их. Можно рассматривать визуальные ряды на уровне семиотики. Какие элементы в кадре постоянно повторяются? Например, фрагментированные зеркала в «Черном лебеде» Даррена Аронофски. Если смотреть кино внимательно, вы увидите, что основная идея распада личности визуально проявляется в том, что героиня не может увидеть в зеркале свое отражение целиком. Конечно, это действует на подсознательном уровне, и мы этого не отслеживаем при обычном просмотре, но если вы натренируете глаз, то сможете замечать подобные нюансы. Характерные детали можно отследить у того же Уэса Андерсона в «Академии “Рашмор”» – обратите внимание на красный берет Макса Фишера. Попробуйте его описать: он яркий, в то же время нелепый, привлекающий внимание и несуразный одновременно. Этими же словами можно описать и саму личность Макса Фишера. То есть через символ, через деталь нам дается описание персонажа. И таких моментов тоже очень много. 

Конечно, интересно наблюдать за конфликтом. Конфликт – внешний и внутренний – двигатель сюжета, и самое любопытное то, что кино, будучи искусством визуальным, в отличие от литературы, внутренние конфликты передает через внешние. В книге автор может описать мысли и чувства героя, а в фильме «в лоб» этого не показать, если только не пользоваться примитивным приемом закадрового голоса, который будет транслировать мысль. Режиссер часто использует «отзеркаливание» персонажей, когда их поведение представляет два разных способа разрешения конфликта. В «Меланхолии» Ларса фон Триера две героини с противоположными характерами и тоже перед лицом смерти. Героиня Шарлотты Генсбур, которая пытается как-то освоить хаос жизни, и Кирстен Данст, которая пускает все на самотек, транслируя тем самым представление: что в вихре жизни есть свое отдельное удовольствие. Это две базовые стратегии, свойственные и культуре, и человеку вообще, два противоположных отношения к жизни и ко Вселенной. Я привела в пример «Меланхолию», потому что многие люди не понимают ее смысл: о чем это было? Все умерли – и что теперь? На самом деле это фильм о мировоззрении, присущем человеку, об отношении к жизни. 

О конфликтах легче говорить на примере массового, популярного кинематографа. Те же «Звездные войны». Есть у нас Энакин Скайуокер, и у него есть выбор: свет или тьма. И есть два персонажа, которые их отчетливо воплощают. С одной стороны, Оби-Ван Кеноби, с другой – тот, кто его искушает, – Император Палпатин. Идея в том, чтобы показать внутренний конфликт: в каждом человеке есть и добродетели, и соблазны. 

Еще один интересный момент. То, как в кино разрешается конфликт, очень многое говорит о взглядах режиссера на мир. Конечно, если это политические или ура-патриотические фильмы, тут все понятно. Матросы должны умирать стоя, когда их подводная лодка уходит на дно. Здесь все достаточно просто. Но дело в том, что идеология есть абсолютно в любом фильме. Хороший пример – диснеевские мультики типа «Русалочки». Они во многом касаются места женщины в обществе. Какая у Русалочки цель? Выйти замуж. И ради этой «сверхзадачи» героиня лишается своей семьи, друзей, голоса и, в конце концов, своей собственной русалочьей природы. Фильм как бы говорит нам: женщина, ты должна оставить все, твоя единственная задача в этом мире – выйти замуж. На этом сказка и заканчивается. Или Золушка – принц провел с ней весь вечер, а опознать ее может только по туфлям! Трэш какой-то… Кстати, об этом пишут многие феминистки: они требуют новых героинь для сказочных историй – как раз поэтому.

Идеология действует не только в отношении женщины. Очень много фильмов – об опасностях науки, о технофобии в целом, многие посвящены социальной критике, включая «Бразилию» или «Бегущего по лезвию», – это все тоже не нужно оставлять без внимания. 

Кино дает грандиозную почву для размышлений, если знать, над чем размышлять. Есть множество нюансов, которые помогут вычленить максимум информации из просмотренного и получить максимум удовольствия от просмотра. Я советую действовать так: вас зацепило что-то конкретное в фильме? Начните рассуждать на эту тему. Задавайте вопросы, ищите ответы. Вот увидите – это серьезно увлекает!

Поделиться