Редакция Lifestyle Мода Интервью Beauty Ресторация Пространство
Сергей Наседкин, архитектор: "Совершенство недостижимо"
Текст: Екатерина Погодаева Фото: Личный фото архив

«Я написал 10 заповедей для архитектуры, которым всегда следую», – в интервью с архитектором, основателем бюро [ARCH.625], профессора MAAM of the International Academy of Architecture Сергеем Наседкиным обсудили, в чем заключается философия архитектуры, её прогресс, недостатки и будущее.



Image_00_690x900.jpg

Мой стиль, стиль жесткого минимализма

Сергей, по вашему мнению, в чем главное предназначение архитектуры сегодня?

Люди, которые пытаются подменять такие понятия, философия архитектуры и политика архитектуры, ошибаются. Архитектура — это именно архитектура. Если говорить о соотношении «прочность — польза — красота», то оно, вероятно, до сих пор актуально. Но если посмотреть более глобально, то это пространство для жизни, где мы создаем комфортную среду. В этом пространстве должна быть правильная температура, необходимые для жизни удобства: санузлы, кухни, кровати и так далее. Задача архитектора — спланировать всё это, в идеале с учётом технико-экономических показателей.



Image_07.jpg


То есть архитектура — это больше про функциональность?

Это не просто комплекс требований, а целый набор из  тысячи различных параметров проектирования, которые архитектор должен знать, как таблицу умножения. Не существует более или менее важных— все они одинаково важны. Даже если создать красивое и быстровозводимое пространство, которое будет соответствовать всем экономическим требованиям, но при этом в нём будут плохие климат или запах, неправильно спланированы маршруты или ещё что-то, то в таком пространстве невозможно будет жить. Потому что все эти параметры отвечают запросам человека на комфортное пространство. В зависимости от возможностей человека, пространство может быть разделено на классы: бизнес-класс, эконом-класс, люкс, А-класс. Однако даже в эконом-классе все эти требования должны быть учтены с наименьшей потерей. 

Тогда как вы балансируете между функциональностью и эстетикой в своих проектах?

Основываясь на опыте. Когда вы владеете всеми современными технологиями в комплексе, а не только знаете, как производится панель, и какова стоимость её монтажа, вы можете создавать современное пространство. Если вы создали пространство 10 лет назад, оно, конечно, будет удобным и пригодным для жизни. Даже те пространства, которые были созданы 300 лет назад, остаются такими, но уровень технологий движется так быстро, что любое пространство неизбежно устаревает.

Мой стиль, стиль жесткого минимализма, тоже подвержен влиянию времени, но у него больше шансов прожить дольше. То, что я создавал в начале века и сейчас может быть на страницах любого ведущего издания. Конечно, будут некоторые изменения: бытовая техника, отсутствие диодов, технологический прогресс. Но само пространство и те вещи, которые я изобретаю и ввожу в широкое использование, такие как теневые плинтусы, смарт-стёкла и многое другое, остаются актуальными.



Image_01.jpg


Я хотел издать книгу, но постоянно откладываю этот процесс. Сейчас я понимаю, что идеи, которые я разрабатывал в 2000-х годах, были передовыми не только в России, но и в мире. И хотя на данный момент они уже не так актуальны, они всё равно более прогрессивны, чем 99% того, что делают архитекторы в современном мире. 

Но кто вообще задает тренды? Чем вдохновляетесь вы сами?

Создаёт не просто архитектор, а топ-архитектор. Если о чём-то пишет блогер с двухнедельным образованием, то это, конечно, не имеет никакого значения. Однако подобное встречается на каждом углу. Такие действия должны быть уголовно наказуемыми. 

Я даже не вдохновляюсь, уже более 15 лет точно вдохновляю сам. Копирую не я, копируют меня. Я понял, что с домами-прямоугольниками, каких сейчас тысячи, нужно бороться, и я экспериментирую с их пропорциями и технологиями, и каждый раз у меня получается что-то новое. Хотя моему опыту уже 25 лет, я стремлюсь использовать только самые лучшие решения, учитывая технико-экономические показатели. Мне хочется применять самые передовые технологии, но пока они слишком дороги и недоступны для массового использования. Со временем, когда они станут более бюджетными, мы сможем использовать их, сохраняя при этом баланс между техническими показателями и стоимостью.

Я постоянно ищу новые решения, экспериментируя с пропорциями треугольника, инсталляцией и возможностями современных материалов. Это бесконечный процесс. Мне нравится бионика, работа с белым бетоном и другие направления, но основа моей работы — это прямоугольник и стекло как связующее звено между пространством и экстерьером.



Image_02.jpg


Для меня пространство — это фон для человека. Я написал 10 заповедей для архитектуры, которым всегда следую. Многие архитекторы, даже со специальным образованием, не могут себя ограничить и постоянно добавляют что-то лишнее. Когда они копируют меня, то думают, что я учился 6 лет и просто создаю коробку, и начинают добавлять к ней свои идеи. Но чем меньше они добавляют, тем лучше получается результат.
 
Применимо ли понятие «чистого искусства» в архитектуре? Или все-таки её социальное предназначение первостепенно?

Применимо. Но архитектура есть архитектура. Даже самые базовые знания, такие как длина волны отопления или сопротивление теплопередаче материалов, могут быть важны для создания качественных проектов. Без них архитектор будет постоянно допускать ошибки, что негативно скажется на качестве его работы. Я не говорю о необходимости знания нормативов, СанПиН и других официальных документов, которые также являются важной частью профессии.

Вы сказали, что, когда молодые архитекторы вас копируют, они хотят все время что-то добавить, и они забывают про какие-то ограничения. Если бы у вас не было никаких ограничений, каким был бы ваш идеальный проект?

Идеальный — это всегда новый. Я уже не помню проект, который ещё не достроили, потому что живу следующим, и он всегда будет лучше предыдущего. Вы растете  не только по сравнению с другими архитекторами, но и сами над собой. И, кстати, я не говорил, что меня копируют только молодые архитекторы, меня копируют и опытные.



Image_05.jpg


А какую оценку вы бы дали своим собственным проектам?

Чтобы стать архитектором, нужно хорошо разбираться в истории архитектуры и быть в курсе современных тенденций. Профессионалы изучают этот предмет на протяжении многих лет: 10 лет в художественной школе, 6 лет в институте и ещё 30 лет практики. Сначала ты участвуешь в тендерах, конкурсах. Они могут быть международными, мировыми, федеральными. Постепенно человек растёт, выигрывает и анализирует причины своих успехов и неудач. Сейчас я не особо выделяю конкурсы, потому что я на несколько голов выше всех вместе взятых членов жюри, эти люди для меня как голые. Прежде чем стать судьей, нужно самому выиграть все эти региональные, российские и международные конкурсы. И после каждого этапа становится понятно, что твой проект лучше других, но только относительно, ведь абсолютного ничего не существует. Всё меняется.

Я создаю тренды, потому что знаю, как это делать. Кому-то это может показаться несущественным, но на самом деле это требует 40 лет работы 24/7. Никто из наших архитекторов не будет с этим связываться, особенно если речь идёт о сложных узлах, которые я постоянно использую в своих проектах. Проще, когда у тебя нет практической ответственности, есть проверенная вещь,  инвестор, получил свой откат и вперёд. Все счастливы, никто не переживает.

Инвесторы часто вносят какие-то корректировки в ваши проекты или полностью вам доверяют?

Конечно, это же люди. И запросы у них бывают разные. Надо понимать, что ко мне приходят все-таки за моей архитектурой, жестким минимализмом, брутализмом где-то, в том числе за архитектурой, которая может выдать при исходных низких технико-экономических показателях класс А, как я умею это делать. А если у человека есть какие-то запросы, чаянные или нечаянные, то он может звонить до последнего лет 20, спрашивая, можно ли купить другую чашку. Это тоже влияет на восприятие интерьера. Его можно взять и испортить одной тарелкой гжель, занавеской или покрывалом в цветочек, и все время твоей работы уйдёт в помойку. На моей памяти было много таких ситуаций, возможно даже тысячи. Хотя некоторые из них можно было довести до конца. Это о том, что ложка дёгтя всегда испортит бочку меда, и одна маленькая деталь в доме, интерьере или ландшафте сработает на минус 100 баллов.



Image_06.jpg


Сергей, исходя из диалога, какие у вас тогда главные принципы в работе?

Да, я занимаюсь всем, ведь архитектор — это очень многогранная профессия. Декоратор может работать в интерьере, а архитектор способен создавать предметы, интерьеры, архитектуру и ландшафты. В то время как дизайнер не может работать в архитектуре. Это и есть глубина профессии. С каждым годом я всё больше убеждаюсь в этом. Минимальные шесть лет обучения — это важно. Даже врачи учатся шесть лет. И это только начало. После этих шести лет ты начинаешь учиться дальше.

Мои основные принципы были сформулированы в видео, снятом швейцарцами примерно десять лет назад. Они гласят, что пространство — это фон для человека. Это самое важное. Мы должны создавать пространство для человека, а не украшать его вазочками. Функция и климат-контроль — вот что самое главное. А человек — это украшение интерьера.

Иногда мы делаем фотографии, на которых почти нет мебели, только фон и человек идёт. Это красиво. Это отражает мою философию. Поскольку я занимаюсь больше домами, а интерьер является дополнением, то важно, чтобы интерьер и экстерьер были связаны. Они не должны быть отдельными. Ландшафт — это больше половины восприятия дома. Если смотреть на ландшафт из интерьера, то восприятие будет ещё больше.

Равновесие и масштаб очень важны. Технико-экономические показатели также имеют значение. Архитектура должна быть одновременно лёгкой и монументальной. Она может быть брутальной, но конструктивно парить в воздухе, внутри не должно быть колонн и опор. Я трачу много денег, сил и времени на конструкторов, чтобы обсудить, как это сделать. Я не буду заниматься чем-то незначительным. Важно расставить приоритеты. Первое — это безопорные конструкции, максимально безопорные. Я готов работать над этим год, чтобы разобраться, как убрать лишние колонны и сделать так, чтобы здание визуально парило в воздухе. На этом я делаю очень сильный акцент. Есть ещё несколько важных принципов, которые я учитываю.



Image_03.jpg


Знаете, Энгельс утверждал, «пространство может выражаться как с помощью архитектуры, так и существование архитектуры происходит за счет пространства». Вы с этим согласны?  Существование архитектуры и пространства возможно только при полном взаимодействии и дополнении друг друга?

Конечно, ещё Эйнштейн говорил о том, что пространство и время не являются прямолинейными. Это не теория, а реальный факт. Многие науки, включая лженауки, используют это. На данном этапе развития человечества мы пока не можем описать это с помощью формул, но это работает. Например, мы можем доверять тому, что стеклопакеты становятся всё более эффективными в теплотехнике, приближаясь к стенам. Покрытие из серебра толщиной около 0,2 нм — это невидимая вещь, но она работает: не пропускает ультрафиолет, солнечные лучи, сохраняет тепло в помещении и не даёт теплу выйти наружу. Я уже не говорю о сетках от птиц, самомоющихся стёклах и оптическом вай-фай — можно написать множество функций для одного только стекла. Мы верим в это, хотя пока это и противоречит физике, но это действительно работает.

Когда мы сможем описать эти явления, мы сможем передавать электричество на большие расстояния, а уже передаём его на меньшие. Всё будет гораздо интереснее, чем можно себе представить. Интерактивные стены точно скоро появятся, и мы улыбнёмся каменным стенам.
 
То есть вы всегда находитесь в процессе обучения?

Есть два выражения: «Совершенству нет предела» и «Путь к совершенству бесконечен». Вот я за второй вариант. Ты можешь быть совершенен, но в данный момент, поэтому ты всё время совершенствуешься. Я нахожусь в постоянном поиске и стремлении к новым идеям и открытиям. Важно осознавать, что все мы рано или поздно умрем, и необходимо оставить после себя хотя бы какой-то свет, пусть даже временный. «Когда придет совершенное, то, что от части прекратится» (Библия). Я хочу знать, что такое абсолютно совершенное. А сейчас пока актуально то, что мода проходит или циклична, а стиль остается всегда.

Сейчас мы переживаем эпоху, которая, возможно, не оставит следа в истории архитектуры. Однако даже в это время можно найти примеры того, как мои идеи находят своё воплощение в реальности. Например, технологии, которые я создавал в 2000-х годах, сейчас активно копируются и становятся доступны для людей. Я изобретал и разрабатывал новые решения, такие как теневые плинтусы и встроенные предметы мебели, которые можно купить. Сейчас я могу назвать более ста позиций, доступных для покупки. Кроме того, существуют невидимые двери, тонкие линии скрытых светильников и карнизов, а также множество других интересных решений. Все эти изобретения были придуманы мной и моими коллегами, и их не существовало в мире до недавнего времени.

Мы два года ждали появления смарт-стекла, которое способно затуманивать изображение. И это лишь малая часть того, что нужно знать и использовать в современном дизайне. К счастью, эти технологии постепенно становятся доступны, и теперь их можно приобрести с помощью дизайнеров и производителей, а не только у тех, кто обучается за две недели. Конечно, это замечательно, что эти достижения становятся реальностью, но внедрение таких технологий  очень сложный процесс.

Со временем это становится более доступным для большинства. 

В том числе и это. На прошлой неделе профессия блогера получила официальный статус, но, к сожалению или к счастью, количество людей, которые следят за твоими публикациями, не всегда соответствует уровню твоего профессионализма.

В этом мире нужно уметь адаптироваться. Раньше было сложно попасть на телевидение, а сейчас каждый второй начинает публиковать бессмысленные сообщения. У практикующего специалиста нет времени на такие вещи. Это печально и вызывает сожаление.

К сожалению, большинство населения не может воспринимать сложные программы, такие как «Дачный ответ» и «Фазенда». Я пытался делать проекты для НТВ, и мои друзья-дизайнеры снимались вместо меня, но такие интерьеры оказались слишком сложными для восприятия. Им проще смотреть то, что они видят на других каналах — так называемую «жёлтую» архитектуру. Такую, которая желтее желтого. Ровно так, как и журналы, есть «желтые», и они здравствуют до сих пор, а есть классные фэшн-издания, которые уже не издаются, потому что нет аудитории.
 
А как вы относитесь к идее, что архитектура должна не бороться с природой, а, наоборот, интегрироваться в нее?

Да, это один из принципов — именно связь интерьера и экстерьера, пространство — фон

Поделиться