Редакция Lifestyle Мода Интервью Beauty Ресторация Пространство
Креативная экономика простыми словами
Текст: Александра Третьякова Фото: Личный архив

Чтобы город развивался, в нём должны быть креативный класс, культурные доминанты и ночной клуб. Почему? Рассказала Екатерина Черкес-Заде, директор Центра по развитию креативной экономики Агентства стратегических инициатив, управляющий партнер Университета креативных индустрий Universal University.


Image_00_690x900.jpg

Все вдруг осознали, что творческие люди правда могут значительно воздействовать на бизнес

Что относится к креативной экономике?
 
Первая часть связана с индустрией контента. Её ещё называют «экономикой впечатлений»: видеоигры, музыка, кино, в том числе новые медиа и анимация. Вторая охватывает «преображающую экономику». Это дизайн в самых разных отраслях: от digital до промышленного. Также сюда относится архитектура и урбанистика – то, что содействует развитию территорий. Следующая составляющая – маркетинг коммуникаций. Сейчас он снова должен помочь нам с выходом на глобальные рынки. Также всё, что касается фешен-производства. Ещё разработка программного обеспечения: креативные индустрии часто сами пишут себе код для игр или мобильных приложений. И это направление даёт возможность создавать продукты, которые впоследствии будут интересны на мировом рынке тоже. Ещё один сегмент включает в себя культурное программирование в широком смысле. Это театры, музеи, фестивали, современное искусство, народно-художественные промыслы.
 
Как поменялась эта сфера за последние 5 лет? Какие тренды сейчас намечаются?
 
Во-первых, многие отрасли продвигались за счет коммуникации с иностранными брендами. После их массового ухода, с одной стороны, получился определенный голод аудитории, с другой – стало расти огромное количество новых брендов, которые начали занимать эти ниши. Как раз один из самых растущих сегментов здесь – это фешен. И, конечно, все они придут в креатив, потому что без него просто не смогут развиваться.
 
Второй тренд – недостаток контента. У нас очень ограниченный прокат голливудских фильмов. И сейчас наступило время платформ. Этот интересный новый контекст дал старт открытому развитию сериальной культуры, мы начали создавать свой контент. А такие большие инвесторы, как Окко, Иви, Кион и другие заказывают на свои платформы российский продукт. Сегодня кино формулируется на уровне локального рынка страны, при этом из-за открывшейся ниши практически не имеет никакой конкуренции внутри и может окончательно переключить зрителя на отечественный контент. Также наша анимация совершила потрясающий кульбит. Они сделали себе отдельный ОКВЭД, и уже больше 10 лет у них прекрасно работающая Ассоциация анимационного кино со своей широчайшей системой распространения. Детям нельзя запретить смотреть мультфильмы. И то, что наши проекты «Маша Медведь», «Смешарики» и другие проекты востребованы во всём мире, я считаю невероятным успехом. Надо отметить, что креативная индустрия не под санкциями вообще нигде.
 
Игровая разработка всегда была частным бизнесом, но в последний год стала поддерживаться государством, потому что потеряла все доступные способы дистрибуции. При этом у нас растёт то, что называется «инди-рынок» (от independent) – независимые небольшие проекты по производству видеоигр с мощным потенциалом. В России очень хорошие концепт-арт-художники и программисты, которые делали на аутсорсинге много популярных американских игр. Например, в производстве последних Diablo участвовали выпускники первой российской школы видеоигр Scream School. И на данный момент очень много компаний и отдельных специалистов продолжают работать из дома на зарубежные рынки. Нам необходимо нанимать этих людей для создания своей интеллектуальной собственности, своих уникальных проектов и продуктов. У нас всё для этого есть.
 
Что касается сферы дизайна, то, кажется, все наконец-то осознали, что он действительно влияет на добавленную стоимость продукта. Не так давно на государственном уровне была принята дорожная карта развития промышленного дизайна в России. И мы рады, что наша команда была причастна к этому.


Image_01.jpg
 

Будем честны: раньше работа в иностранной компании считалась успехом – это престижная история. Сейчас, наоборот, идёт активный разворот в сторону предпринимательства и создания своих проектов



Какие задачи сегодня решает креативный класс?
 
У нас креативный класс частично формулировал себя как независимый и глобально мыслящий. Однако для экономики это не всегда давало те эффекты, которые мы бы хотели. Будем честны: работа в иностранной компании считалась успехом – это престижная история. Сейчас, наоборот, идёт активный разворот в сторону предпринимательства и создания своих проектов.
 
Также все вдруг осознали, что эти творческие люди, правда, могут значительно воздействовать на бизнес. Например, даже самые выгодные банковские продукты не будут интересны молодому поколению, если у банка плохое, неудобное приложение. По такому принципу молодёжь стала воспринимать любой сервис. И мы видим, как мобильная разработка, digital быстро меняют то, каким образом мы вообще пользуемся городскими службами и сервисами. Так, Яндекс.Такси может за полчаса доставить что угодно куда угодно. Ни в Берлине, ни в Лондоне это невозможно даже представить. А такого продукта, как Госуслуги, нет вообще нигде в мире.
 
Мощное влияние идёт на смежные отрасли, развитие территорий и городской среды. Простой пример. Если в регионе поставили задачу повысить туристический потенциал, то креатив в этом, безусловно, может помочь. Из двух малых городов, где стоит инсталляция современного искусства и не стоит, молодежь поедет туда, где она есть. Если вы хотите сформировать наплыв определенной целевой аудитории, то делаете фестиваль. Всё это способствует продвижению туризма. Люди ездят в Новосибирскую оперу, потому что как лауреат огромного количества «Золотых масок» она предлагает классный контент. Но когда ты туда приедешь, ты потратишь деньги не только на посещение театра, но и на отель, на ресторан, купишь сувениры и т.д.
 
Еще один интересный факт заметил ваш земляк и мой коллега Никита Забелин. Он определяет, есть ли у города будущее, по наличию ночного клуба. Если заведения нет, значит, нет молодой энергии, которой надо куда-то выплёскиваться. В последствии там не будет драйва, который мог бы через паузу сформировать будущее этого места. Таким образом, наличие хорошего клуба – это показатель того, что в городе есть креативный класс и аудитория, с которой можно работать.
 
Какие креативные и культурные доминанты вы выделяете в Екатеринбурге?
 
Вообще в Екатеринбурге всё в порядке. Во-первых, большая часть проектов, в которые мы верим, являются продуктами частного бизнеса. И это очень круто. Мы искренне считаем, что здесь и в Свердловской области надо поддерживать предпринимательство. Во-вторых, у вас есть много очень разных креативных кластеров, которые дают возможность совсем разного проявления как художественной практики, так и креативных индустрий. Стоит отметить кластер Л52, в Доме Печати – отличные фешен-бренды. У Ельцин Центра очень сильное культурное программирование, он аккумулирует вокруг себя большое количество людей. В Сысерти порядка 15 предпринимателей вместе с администрацией города участвуют в разработке стратегии региона по развитию креативных индустрий.



Image_02.jpg
 

даже самые выгодные банковские продукты не будут интересны молодому поколению, если у банка плохое, неудобное приложение. По такому принципу молодёжь стала воспринимать любой сервис


Домна – классное креативное пространство. Кстати, то, что ИННОПРОМ-2024 – мероприятие международного уровня, открылось на территории этого креативного кластера фешен-показом – это прорыв. Важно сказать, что у вас зародились марки, которые у всех на слуху: 12 STOREEZ, USHATÁVA, Avgvst. Плюс в августе у вас прошла Международная неделя моды. По сути, Екатеринбург – единственный мегаполис, который может составить конкуренцию Москве и Петербургу в области фешен. Но, конечно, одно мероприятие не решит все задачи, и работы в этом направлении очень много.
 
С современным искусством такая же история. Есть отдельные культурные институции, такие как Музей Андеграунда, который я очень люблю, и других несколько прекрасных галерей. Фестиваль уличного искусства STENOGRAFFIA, великолепные художники, в том числе Тимофей Радя, Слава ПТРК, Покрас Лампас и в целом культура стрит-арта практически формируют образ столицы Урала в глобальном контексте.
 
Также отмечу Ночь музыки. Да у вас тут лонг-лист: перечислять проекты и имена можно долго. Екатеринбург сейчас фактически формулирует стратегию развития в области креативной экономики. Город может и должен выстрелить не только на федеральном уровне, но и на мировом.
 
Как планы государства по поддержке креативной экономики отразятся на сфере образования?
 
Креативная экономика – это таланто-центричная экономика. Образование здесь играет ключевую роль. И без иллюзий: надо просто системно заниматься его развитием. Наш университет Universal University долгое время создавал основные треки формирования креативных индустрий через образование. Мы изучали по всему миру практики, которые впоследствии внедряли в российскую систему, и сегодня действительно гордимся ею. Уже несколько институций активно занимаются укреплением этого направления. Значит, мы на верном пути.


Поделиться