Редакция Lifestyle Мода Интервью Beauty Ресторация Пространство
Игорь Верник: "Мне мало одного пути"
Текст: Екатерина Погодаева Фото: Ирина Забара

«Мне во всем мало одной дороги. даже если она потрясающая и очень мне интересна, я хочу путешествовать и по другим» – актёр театра и кино Игорь Верник о роли судьбы, преувеличенных амбициях молодого поколения, подмене личности и о том, чем грозит бесконечная погоня за успехом.


Image_00_690x900.jpg

_Благодарим за помощь в организации интервью Арт-Холдинг «Ангажемент» и мясной ресторан «Корова a more»

"И мало кто задумывается, что этому явлению предшествовал огромный путь, скорее всего, сложный и долгий"

Сегодня всё больше людей тяготеет к прошлому, вспоминает о нём. Почему, на ваш взгляд, это происходит? Все подобные истории очень востребованы.

Дело не только в востребованности. Почему вообще возникла эта ностальгия, почему мы так цепляемся за прошлое? Хотя, наверное, так тоже неправильно говорить, потому что для меня, например, это прошлое, а для современных молодых людей – интересный экскурс во времена, в которых они не жили, но которые для них обладают определенной магией. Я, например, сегодня зашел в один известный бутик одежды с очень современным, концептуальным дизайном представленных там вещей, а на фоне звучали итальянские мелодии 80-х, 90-х годов…

Возможно, это некий способ отвлечься от настоящей действительности?

Не думаю. Сегодня создаётся огромное количество кино-, телепроектов. Так работает индустрия. Это вы, как журналист, из всего потока выделяете для себя какие-то важные, на ваш взгляд, моменты, которые релоцируют нас в прошлое… Но ведь и 30 лет назад снимали истории о событиях полувековой давности. Это – жизнь: всегда интересно узнать и посмотреть, как и чем люди жили в разное время. Почему некоторые исторические проекты сегодня так выстреливают? Для этого в одной точке должны сойтись множество факторов – классная история, каст, удача, запрос в обществе, да элементарно правильный момент… Несколько дней назад мы с бабушкой моей супруги, которую я зову Нэлличка, сидели на веранде и разговаривали, она мне рассказывала про свою молодость, как в школе она ходила в театральный кружок, где также занимался один молодой человек. Звали его Олег, а фамилия у него была Ефремов. И вот в те годы она ну никак не могла бы назвать его каким-то особенным. А потом этот Олег Николаевич Ефремов вырос и стал великим советским актером, режиссером, который принял меня во МХАТ. Вот так соединяются история бабушки моей жены и моя история в одной точке под именем «Олег» для нее и «Олег Николаевич Ефремов» для меня. Этот человек во многом повлиял на мою судьбу, потому что неизвестно, как сложился бы мой профессиональный путь, если бы он не пригласил меня во МХАТ.

Возвращаясь к тому, почему у людей возникает такой интерес к прошлому – время и жизнь цикличны, это своего рода воронка. Возьмём, допустим, дизайнеров, кутюрье. Сегодня они раскрашивают мир одними цветами, завтра другими: вчера в моде был горох, потом хаки, затем только черное. Или помните, как все раньше любили итальянские песни, наподобие «Феличиты», – очень мелодичные, красивые и гармоничные. Но пришло время, и мир от этой приторности устал, появился рэп. Гармония тогда перестала иметь значение, а сейчас мы снова к ней возвращаемся! Потому что у человека всегда будет запрос на устойчивость, и значит, на мелодичность. То же самое происходит и в кинематографе.

Да, но самые ярые критики высказывают мнение, что обращаются к давно забытому только те, кто не может придумать ничего своего.

Знаете, это дурная, застойная, брюзжащая мысль – ой, вы не можете придумать ничего нового, всё это уже было. Чистая неправда. Человечество двигается вперед, развивается, и молодёжь всегда опережает предыдущее поколение. Просто надо учиться слышать этот молодой драйв, понимать новые веяния, а не говорить, что это всё уже было. Бесценность творений великих композиторов, писателей, поэтов, художников мы можем оценить только со временем, когда появляется дистанция. Время всё отшлифует, просеет миллиарды и миллиарды шелухи, и в итоге останется только чудесное. Поэтому я категорически против мысли, что ничего нельзя больше придумать. Нот, как известно, всего семь. Всего семь! Больше вы никогда не придумаете. Но с их помощью люди столетиями создают удивительные мелодии, которые бьют в самое сердце. Точно так же происходит со всем остальным. В театральных кругах тоже часто говорят: «Такого театра, как был, больше не будет». Будет! Потому что театр отображает время, развитие человека, рождение новых энергий, смыслов. Необходимо только это понимать, слышать новые поколения.

Далеко не все родители способны или в целом хотят слышать своих детей.

Это большая работа. Родители считают, что их священный долг – лишь научить чему-то своих детей, но ещё есть долг – научиться слышать их. Тогда ты навсегда останешься молодым, потому что будешь слышать само время. А если думать, что слышать должны только тебя, отстанешь, как от поезда, и будешь скучным, злобным нелепым дураком.
Кстати, о современном поколении. Все хотят быть успешными без исключения, любой ценой.
Самое главное – все хотят быть успешными здесь, прямо сейчас, сию секунду. Без дистанции, без прохождения определённого пути.

А что человек в итоге теряет от этой погони?

К успеху можно стремиться, но он не должен становиться самоцелью. Успех – прекрасное мерило, но не цель. Цель – это то, чем ты хочешь заниматься и в чем желаешь достичь максимального уровня, совершенства. Думая об успехе, ты теряешь главное – внимание к тому, чем ты занимаешься. Часто человек думает только о внешнем, а заниматься нужно внутренним. Сегодня человечество смотрит на мир через призму гаджетов, у кого они круче. В какой-то момент считалось, что чем меньше телефон, тем лучше. Сейчас их делают всё больше и больше, чтобы вместить в них все. И знаете, в чем искажение – ты смотришь, например, на вулкан вживую, но мгновенно хочешь зафиксировать образ на экране. Тебе важнее не насладиться, напитаться этим впечатлением сейчас, а запечатлеть его на потом. Не случается прямой связи через твои глаза, сознание, рецепторы, сложнейшую систему чувствования. А ведь самое прекрасное – видеть сейчас, отложив всё на потом, смотреть на этот кратер или закат, вбирать в себя этот закат, когда сначала медленно, а потом стремительно плавящееся солнце уходит за горизонт, рисуя в небе причудливые узоры. Это можно наблюдать бесконечно и медитировать, ни о чем не думая, позволить себе в этой тишине быть самим собой, соединиться с миром и природой.

Однако такое осознание приходит с возрастом, а в начале пути амбиции зачастую находятся в авангарде жизни.

Конечно, да, потому что сегодня скорость обновления информации такова, что ты не успеваешь отрефлексировать ни одно событие, так скажем, прикоснуться к этой информации, прочувствовать ее, пережить. Мой папа, человек другого поколения, всегда говорил – важно отжить, то есть пожить с чем-то, будь то творческий вечер, спектакль, поход в музей, на концерт, когда в тебе ещё кипят полученные эмоции, наслаиваются. Сегодня же, как только ты выходишь из театра, мгновенно переключаешься на телефон, и новое событие обгоняет предыдущее. Поэтому современным амбициозным людям кажется, что если они прямо сейчас не предъявили себя миру, не заявили о своем успехе, значит, их нет в этом информационном поле, и этот период жизни ими прожит бессмысленно. Но для обретения любого опыта нужно время. Читать учатся не за пять минут. Значимость амбиций сегодня так преувеличена, что все думают, будто они лучше всех, а самое главное, думают, что стать успешным очень легко и просто.

Потому что нам такое показывают…

Да, конечно, на картинках всё так устроено. Особенно сейчас, когда ты можешь постоянно подсматривать за кем-то. Раньше мир был где-то там, далеко, сегодня он весь помещается у тебя в ладони. Ты можешь наблюдать за любым человеком, жить его жизнью, и в какой-то момент тебе начинает казаться, что ты и есть этот человек.



Image_01.jpg


То есть становятся так называемыми суррогатами?

Конечно. Но тут очень важно понимать, что этой тенденции отведено определенное время. Я думаю, что человечество очень скоро начнет ценить настоящее, свою собственную жизнь. Безусловно, это потрясающе, просто феноменально, что мы можем быть подключены к миру и вбирать в себя огромный поток знаний, человеческой энергии. Подглядывая за каким-то явлением, ты наблюдаешь за ним в тот момент, когда оно уже происходит. И мало кто задумывается, что этому явлению предшествовал огромный путь, скорее всего, сложный и долгий.

Всё-таки факт, что рефлексия не всем свойственна. Почему?

Я не Далай-лама, не знаю. Не существует людей, которые знают всё. Хотя в свое время я увлекался буддизмом, у меня есть буддистское имя. Мне очень нравится это учение. Но оно требует определенного погружения. А мне мало одного пути в жизни, во всем мало одной дороги. Даже если она потрясающая и очень мне интересна, я хочу путешествовать по разным.

Есть такое выражение: две стороны одной медали. С чем бы вы проассоциировали его в своей жизни?

Смотрите, в Екатеринбург я приехал на гастроли с Московским художественным театром имени Чехова. Я играю Арбенина в спектакле «Маскарад с закрытыми глазами», и воплотить этот образ – великая мечта для любого актера. Это одна из тех мужских ролей, которые являются знаковыми в профессии. Хотя много лет назад, когда мне было лет 25 и я только пришел во МХАТ, случилось то, что могло бы разрушить мою карьеру артиста: меня назначили на классную роль, мы начали репетировать, а спустя некоторое время, наверное, пару недель, режиссер меня остановил и сказал: «Так, Верник, я снимаю вас с роли, это очень плохо, то что вы делаете. И ещё я не только снимаю вас с роли, но уверяю вас, что вы не только главных ролей не будете играть, у вас вообще больших ролей никогда не будет». Я опустил голову и в тишине вышел из репетиционного зала. И вот сегодня я здесь, в Екатеринбурге, играю Арбенина. Ещё семь главных ролей в данный момент играю во МХАТе, и среди них чеховский Тригорин, булгаковский Корзухин, Прохоров в «Вальпургиевой ночи» Ерофеева и другие. Вот она медаль, да? С одной стороны, те слова могли меня сломить – а вдруг он прав? С другой стороны, в таких случаях появляется другая энергия, ярости что ли – я сделаю, докажу. Я состоялся в этой профессии не чтобы доказать ему, я довольно быстро забыл и его, и эту историю: мне совсем недавно помощник режиссера во МХАТе напомнила о том случае. Но всё, что попадает в наш мозг, сохраняется. Это вместилище необъятного количества всего – мусора, ерунды, дряни, бессмыслицы и чего-то прекрасного, большого, сложного, серьезного. Всего. Сегодня я понимаю, что у того события, конечно, было две стороны медали: одна отрезвляющая, может, очень больная, вторая – очень здоровая. Я оттолкнулся от этого события, стал мыслить и действовать немного по-другому, стал работать еще больше, пахать, и стал тем, кем являюсь сейчас.

Поделиться