Lifestyle Мода Колумнисты Интервью Beauty Ресторация Пространство Съёмки Видео
Наталья Семёнова
РУКОВОДИТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ИМИДЖА И СТИЛЯ
Что ждет тебя, мода?

О моде – как о живом организме, который остро реагирует на то, что происходит в обществе, стране и мире, и может служить главным социальным индикатором. 

Технологии, экология и мышление потребителя – три процесса, которые сегодня оказывают мощное воздействие на модную индустрию

Мода – одна из самых глобальных и влиятельных индустрий на нашей планете. Она, как индикатор, фиксирует состояние социума на данный момент. Для того, чтобы понимать моду, нужно видеть, какие социальные процессы происходят здесь и сейчас. 

Мы живем в уникальное время: этих процессов бесчисленное множество – что создает для модных конгломератов определенные сложности, о которых еще 50 лет назад никто бы и не подумал. Рынок функционировал иначе, с большей легкостью можно было выстраивать прогнозы и «выбрасывать» на рынок то, что бы пользовалось спросом. В чем же отличие рынка сейчас? 

Все мы функционируем одновременно в нескольких пластах: внутренний мир человека – окружающие его «экосистемы» (компании, круг общения, семья) – общество и страны – и, в конце-концов, вся планета. Процессы и явления, происходящие в этих пластах, оказывают мощное воздействие на спрос, на наши желания и на то, что нам хочется «потреблять». Чтобы эффективно работать, компании должны на кончиках пальцев держать эту информацию, тонко чувствовать своего потребителя и понимать, что будет актуально для общества и отдельного человека. При таком «засилье» информации вполне объяснима растерянность (едва ли не агония) брендов: в каком направлении двигаться? На кого делать ставку, чтобы не сработать себе в убыток и остаться в числе законодателей моды? Особенно это касается «тяжелого» люкса, который работает на опережение: все, что мы видим сегодня в масс-маркете, изначально доступно лишь отдельным людям, и только со временем, когда рынок люкса начинает пресыщаться, новый тренд доходит до большинства.

Можно выделить три аспекта, учитывая которые, можно предположить, как поведет себя мода в ближайшем будущем. 

Первый – технологии. На протяжении всей своей истории они оказывали мощнейшее влияние на моду. С момента появления первой швейной машинки мода стала другой – уже не элитарной, но массовой. Одежда уже не создавалась вручную для конкретного человека, не была персонализированной и недоступной: каждый мог купить себе эту вещь, даже не одну. Сейчас технологии переживают бум – мы видим их возможности. Человеческий ресурс перестал быть уникальным, людей повсеместно заменяют машины, и дизайнеры не стали исключением. Balenciaga и другие крупные модные дома уже пробуют внедрять в производство одежды искусственный интеллект, прикидывая, что из этого получается. А получается-то неплохо и даже круто! И бизнесмены довольны: значительное сокращение издержек, исключение человеческого фактора, повышенная доходность. 

Второй аспект – экология. О ее ухудшающемся состоянии сейчас не говорит разве что ленивый. Производство одежды – одна из самых «грязных» индустрий во всем мире. И если 10 лет назад истории о генных мутациях, болезнях, возникающих из-за пребывания на загрязненной территории, были похожи скорее на фантастические страшилки, то сейчас реальность говорит нам, что все это уже произошло. Загрязнение достигло масштабов мировой катастрофы. Число защитников экологии не ограничивается бунтарями из Greenpeace – сюда пришли актеры, шоумены, модели, дизайнеры и мы сами. Экологические посылы: «Люди, давайте потреблять меньше или потреблять иначе!» заставляют общество брать курс на «осознанное потребление». Одежда из переработанных материалов – пластика, полиэтилена, бумаги – уже не миф, а вполне конкретные предметы гардероба, которые можно найти на рейлах масс-маркета, перешедшего на позиции eco-friendly. Люкс предлагает кастомизированные коллекции. Это не значит, что все производители в один момент перестали вредить природе, но свое влияние на нее они пытаются сокращать, тем самым подтверждая тренд на экологичность. 

И, конечно, третий аспект – потребитель и его мышление. Новое поколение мыслит совсем по-другому, нежели наши родители и даже мы сами. Молодые люди не видели дефицита, не знают, что это такое, а потому их восприятие моды полностью отличается от нашего. Это поколение диктует свои условия, задает собственные тренды, под которые моде тоже приходится подстраиваться. Так возник, например, тренд на fast fashion.

Бренды выбирают разные стратегии, и поэтому на подиумах мы видим различные «истории», и в наших головах эти три аспекта формируют определенные социальные идеи, чьими адептами мы становимся. Какое направление будет выбрано, таким и будет гардероб. Если вы поклонник информационной гигиены, то, скорее всего, предпочтете минимализм, переходящий даже в некоторую аскезу. У защитников окружающей среды и поклонников ЗОЖ основой гардероба станут удобные, спортивные вещи. 

Все эти социальные «коридоры» неизбежно отражают то, как складываются отношения между человеком и модой, что становится для нас важно и то, как мы себя ощущаем в этом мире.

Поделиться