Редакция Lifestyle Мода Интервью Beauty Ресторация Пространство
Роман Жданов, ГК «УралДорТехнологии»: Дорогу осилит желающий
Текст: Екатерина Погодаева Фото: Анна Апрельская, Стиль Мария Юрлова

Второй раз подряд на обложке «Стольника» – мужчина. Раньше это было исключением из правил, сейчас, скорее, тенденция. С генеральным директором ГК «УралДорТехнологии» Романом Ждановым мы поговорили об основных проблемах в отрасли, экономической ситуации, эффективном менеджменте


Image_00_690x900.jpg

Самая большая ошибка – не инвестировать в свой коллектив, в своих людей

Как вы выбрали свое дело жизни? С детства хотели быть строителем?

В детстве я, как и многие мальчишки, хотел стать летчиком. Но у меня к тому был веский аргумент: мой дед - фронтовик, заслуженный лётчик СССР. Вообще, войну прошли оба деда. Второй управлял сельским хозяйством в Свердловской области. Так что я рос, как бы между небом и землей, а работа сама нашла меня.

Сначала наша компания занималась только поставками материалов, работали по принципу «купи-продай», затем стали приобретать и сдавать в аренду стройтехнику. А в 2007-2008 годах мы получили лицензии на строительство, ремонт и эксплуатацию дорожных объектов. Начинали с маленьких объемов и выступали больше в роли субподрядчиков, но когда возникли перебои с оплатой нашей работы, а в арсенале компании имелось направление аренды, пришлось брать дело в свои руки – строительные подряды стали нашей основной сферой. Мало-помалу мы дошли до того уровня, на котором находимся в данный момент.

На сайте вашей Группы компаний сказано, что «УралДорТехнологии» значительно влияют на формирование устойчивых экономических связей региона. Каким образом?

Все очень просто. Дороги – это логистика, сокращение пути из точки А в точку Б, и чем логистика удобнее, тем дешевле себестоимость любого перевозимого груза. Если ты строишь, ремонтируешь и содержишь дороги, задействованы практически все отрасли: карьеры, металлургия, создаются новые рабочие места. Работать начинает вся экономика.

Почему во времена Великой депрессии в США стремительно стали строить железные дороги и автобаны? Чтобы дать мощный импульс для развития экономики, чтобы запустить все отрасли. Немцы во времена кризиса 1930-х годов тоже развернули стройку автобанов. Таким образом происходит перезагрузка, экономические процессы перестают стагнировать. Вовлеченные в процессы люди, зарабатывая, могут позволить себе купить жилье, машину, потратить деньги на здоровье и образование.

На сегодняшний день наш президент очень большое внимание уделяет этому направлению. Вкладываются значительные средства в стройку дорог – все для того, чтобы экономика России работала в полном объеме. Можно, конечно – как некоторые мечтают – просто раздать "вертолетные" деньги, а можно вложиться в действительно эффективные механизмы роста, соответственно, экономика будет развиваться. В Свердловской области руководителей не нужно в этом убеждать. Губернатор Евгений Куйвашев и мэр Екатеринбурга Алексей Орлов прилагают большие усилия для модернизации инфраструктуры. Благодаря этому свердловские дороги с каждым годом становятся комфортнее и безопаснее.

Какие особенно острые проблемы обсуждаются сейчас в строительном сообществе? Чего не хватает? Или, наоборот, где-то виден прогресс?

Естественно, прогресс есть, технологии не стоят на месте, постоянно развиваются. Чего не хватает, так это квалифицированного персонала.

В чем загвоздка – почему его нет?

Прежде всего, не хватает образования, профессиональных специалистов. Молодежь, как ни прискорбно, не особо хочет идти учиться. Причем вообще всему. Вокруг одни айтишники, бездельники, блогеры. Не хватает младшего персонала, тех же дорожных рабочих, не хватает среднего персонала – мастеров, прорабов с хорошей квалификацией. И, конечно, куда без конкуренции. Объемы запланированных работ по программе БКД – строек, реконструкций, ремонтов – растет, и растет не только у нас на Урале. На эту программу до 2025 года (кстати, ее, по-моему, хотят продлить до 2030-го) по всей стране выделяются триллионы. То есть полным ходом идет охота за специалистами, а значит, они уезжают к тому, кто больше платит. На данный момент в дорожной отрасли — один из самых высоких показателей зарплат.

Тогда тем более странно, почему молодежь не хочет учиться этому направлению.

Это же от человека зависит. Ко мне приходят молодые ребята, у которых глаза горят. Если они попадают под руководство квалифицированного специалиста, то быстро обучаются до мастеров, потом их также переманивают, поэтому приходится удерживать людей какими-то хитростями. Не успевают вузы выпускать то количество специалистов, которые бы с удовольствием пошли работать «в поле». Все хотят работать за компьютерами, проектировщиками, например. Но чтобы делать проект, надо сначала суть понять, на дорогу сходить поработать.

Как мы решаем этот вопрос: одна компания обанкротилась, мы создали свой проектный институт и взяли специалистов к себе. Они были не очень-то профессиональны как строители, так что пришлось вывозить на объекты, чтобы они своими руками пощупали, что проектируют. Вот тогда и проекты стали более качественными. Люди поняли – не надо рисовать дорогу, ее надо проектировать по-нормальному, комплексом - от изысканий до конечного проекта.

Нынешняя ситуация с санкциями повлияла на доставку каких-то материалов?

Конечно, что вы хотите, если у нас даже лопаты китайские. В России почти ничего нет, мы мало производим. У нас все импортное: катки, укладчики, перегружатели. Ничего отечественного. Много проблем возникло с заказом и поставкой запчастей. Они идут, их можно привозить, но многие дилеры закрылись, поэтому возят через Турцию, Казахстан. Это, в свою очередь, увеличило сроки – вместо одной недели логистика занимает по пять-шесть недель.

Как вы считаете, благодаря каким качествам лидера складывается эффективный менеджмент?

Наверное, это единственное качество – способность не бросать цель ни на полпути, ни на четверти пути, доводить все начатое до конца, какие бы усилия, какие бы жертвы ни приходилось приносить. Любой проект должен быть выполнен, незавершенных дел я не приемлю.


Image_01.jpg


За дороги вас критикуют?

Да, конечно. Конкуренция никуда не делась, всегда кто-то на кого-то пытается что-то написать. Обычно от конкурентов все идет.

Вы сейчас строите участок ЕКАД от Полевского до Челябинского тракта. Чтобы выиграть такой тендер, что нужно сделать?

Самое главное — иметь желание.

Вы достаточно активно ведете инвестиционную политику. Какие самые эффективные инструменты инвестирования на сегодняшний день существуют — и в глобальном (инвестиционная политика компании), и в личном плане?

В компании мы постоянно инвестируем, обновляемся, закупаем технику, открываем свои участки. Этот процесс непрерывен. Есть золотое правило – 70% работ ты должен выполнять своими силами. Если выдерживаешь такой темп, значит, ты конкурентоспособен на рынке. А самая большая личная инвестиция – мои дети. Я считаю, отдача от них в этом случае обязательно будет.

Чего бы вы никогда не позволили своим детям?

Всегда говорю им – относитесь к людям также, как вы хотели бы, чтобы относились к вам. Никогда не позволю идти против семьи, ну, и критические вещи, естественно, – наркотики и тому подобное.

Как думаете, какие самые главные профессиональные ошибки совершают бизнесмены?

Самая большая ошибка – не инвестировать в свой коллектив, в своих людей. Это самое ценное, что у нас есть. Ни экскаватор, ни трактор, ни укладчик стоимостью 20 млн рублей не сделают все сами. Я 17 лет собирал коллектив и держусь за него. Сейчас у нас порядка 800 человек в штате.

Сейчас он на сто процентов укомплектован?

Нет, конечно, текучка все равно сохраняется, этого не избежать. Кто-то подрастает и уходит в свой бизнес, кто-то не попадает в команду, становится слабым звеном и вылетает, кто-то понимает правила игры в компании – так коллектив и формируется, растет, а дальше поливай его, как цветок..

Кем вы точно не сможете стать?

Да могу руководить чем угодно. Единственное, я бы никогда не пошел в чиновники, это не мое. С моим характером и темпераментом меня бы выдворили через два месяца. Когда ты в бизнесе, у тебя работают свои инструменты, а когда ты в политике, будь готов к куче подводных камней и ограничений.

Что вас точно выведет из себя?

Некомпетентность людей, игнорирование вещей, из-за которых будут тормозиться рабочие процессы. Я могу сделать замечание спокойно, потом на повышенных тонах, потом могу заорать, а потом уже выгнать.

Насколько далеко вперед вы смотрите в профессиональном плане? Год, два, пять?

Обычно на три года. На это время заказы у нас уже есть.

С профессиональной точки зрения, как бы вы оценили качество российских дорог?

Я много ездил по миру и по многим дорогам. Сейчас уровень российских дорог я бы оценил на четверку с минусом. Самые классные дороги, на мой взгляд, в Испании, хорошие — в Арабских Эмиратах, а в Америке, например, ужасные дороги. Во Флориде еще более-менее ровные, в Нью-Йорке ездить невозможно, яма на яме, то же самое в Пенсильвании и северных штатах, в южных — получше.

А в чем причина некачественности российских дорог?

У нас часто не соблюдаются межремонтные сроки. Верхний слой покрытия служит три года, хочешь не хочешь по истечении этого срока его надо менять, чтобы дорога была качественной. А если они стоят по 10-20 лет, то просто от старости своей разрушаются. Вообще, я думаю, будущее за платными дорогами. Владелец этой дороги обязан будет за ней следишь. Почему в Испании хорошие дороги - потому что они все платные и принадлежат не государству, а частнику, который за ними смотрит. Когда все общее, оно ничье. За собственной машиной человек следит, ухаживает, а за каршеринговой?...

Как вы думаете, большие деньги – это хорошо или плохо?

У меня есть жизненное правило: деньги – не цель, а способ достижения цели. Портят они или нет? У всех по-разному, кого-то звездная болезнь накрывает, кто-то ею переболевает, кто-то нет.

У вас не было звездной болезни?

Скрывать не буду, у меня когда-то такое было, но я переболел, и теперь к деньгам отношусь равнодушно.

Поделиться