Редакция Lifestyle Мода Интервью Beauty Ресторация Пространство
Премиальный сад
Текст: Екатерина Погодаева Фото: Архив героя

Петр Лари, основатель и главный архитектор ландшафтной студии L.BURO, член жюри премии I-DESIGN AWARDS’22, рассказал о неочевидных для обывателя нюансах ландшафтного дизайна и о собственном профессиональном пути.



Image_00_690x900.jpg
За организацию интервью благодарим i-design.pro - сообщество дизайнеров и архитекторов

Чистые формы, монохром и функциональность – основные тенденции, которые используют как архитекторы, так и ландшафтные дизайнеры

Как вы пришли в профессию?


Изначально я планировал стать архитектором и получил базовое архитектурное образование. Во время обучения у нас начался курс по средовому дизайну, где преподаватель Валерий Анатольевич Нефедов так интересно рассказывал про европейское благоустройство, что я понял – проектировать дома я не хочу. Мне гораздо интереснее заниматься парками, скверами, частными участками, уличной средой в целом. Утвердился я в своем решении во время работы в строительной компании, которая занималась проектированием премиальных малоэтажных домов. Да, я тогда работал в отделе архитектуры, но мне очень нравилось наблюдать за процессом работы в отделе озеленителей, смотреть за реакцией заказчиков, когда они видели преображенную территорию своего участка или жилого комплекса. Уже более 8 лет я работаю как самостоятельный ландшафтный архитектор, в нашей студии L.BURO мы развиваем Скандинавские сады. Это направление близко мне и отвечает современным запросам клиентов. Скандинавские сады от L.BURO — это среда, где мы обретаем спокойствие и душевный баланс, что достигается благодаря грамотному функциональному зонированию. Скандинавский сад всегда объединен с окружением. Этот сад малоуходен и при этом технологичен. Он так организован, что хочется узнать — а что там, за поворотом дорожки. Это то место, где можно восполнять силы после тяжелого рабочего дня. А еще это точка сборки для семьи, близких, друзей.

Ландшафтный дизайн — это искусство? Чего в нем больше — творческого порыва или системных знаний?

Эта профессия многогранна, и этим она мне и нравится. Здесь ты можешь быть творцом, архитектором, психологом, менеджером и т.д. Это комбинация художественного чутья, функционального подхода и ботаники. Например, у нас в команде есть дендролог, с которым мы всегда работаем в паре. Современный сад – это не только про красоту, чистоту линий и функциональность, это еще и про простоту, в том числе и в последующем уходе.   Когда ты создаешь ландшафт, важно учесть множество факторов и создать действительно устойчивую среду, где растения будут дружить, а уход будет посилен хозяевам. Все начинается с функциональности и ответа на вопрос, кто будет пользоваться садом, в чем пристрастия хозяев, какие состояния и эмоции они хотят переживать в своем саду. Сначала решаем задачу функционального зонирования, а уже потом подбираем сорта растений, породы деревьев и продумываем дизайн. Такой подход требует квалифицированной команды и опыта – в активе команды L.BURO более 120 проектов. У нас уже есть наработанная технология: сначала анализ места окружения, зонирование участка, оценка исходных данных (состав семьи, интересы и т.д.), продумывание логистики, изучение архитектуры и дизайн-кода, заложенного архитектором дома. Только после этого начинается разработка детального проекта и инженерных решений, а также индивидуализация проекта и создание уюта.

А бывали случаи недовольных заказчиков, которые спустя время увидели не то, что ожидали? Если, как вы сказали, сад набирает силу три года…

Такого, чтобы прямо не нравилось, я не припомню, но люди часто оказываются не готовы к тому, что о саде нужно трепетно заботиться, а во-вторых, что сад как на картинке проекта появится у них через 3-5 лет. Ему нужно время, чтобы разрастись и обрести свою идеальную форму. У тех, кто покупает свой первый сад или ландшафт, представление о нем как об интерьере или машине — как будто сад должен оставаться таким, каким его изначально купили. А сад видоизменяется постоянно, какие-то растения начинают превалировать, захватывать территорию, другие слабеют. Особенно это заметно в композициях из многолетников и злаков, где одни растения начинают вытеснять другие и их надо сдерживать, а другим, наоборот, помогать — вот это уход и забота. Мне кажется, это наша национальная черта, многим легко вложиться в начале, но сложно регулярно оплачивать поддержание красоты. Некоторые воспринимают это как рутинное обслуживание, а другие включаются в процесс, у них появляются растения-любимчики и они уже заботятся о саде, он становится их близким другом. Создать у клиента именно такое отношение к саду – в том числе одна из наших задач, которую мы решаем, во время работы с клиентом над созданием его сада-мечты.

Можете объяснить людям, не разбирающимся в теме, как работать с ландшафтом осенью или зимой?

Осенью, например, начинается сезон посадки крупных деревьев — он длится с конца октября до середины апреля. Кроме того, есть сезонные композиции, под которые можно выделить участок сада или поставить инсталляцию, что позволит проявить некую свободу. Декор, безусловно, также можно применять в любое время года: осенние тыквы, срез ветвей кустарников и, конечно, новогодние украшения. Многим сразу приходит на ум украшение новогодней ели, но сад в целом тоже можно преобразить, применяя декоративную подсветку, украшения и гирлянды. Например, для одного из заказчиков мы переосмыслили обычные гирлянды и сделали из них шары, которые отлично вписались в ландшафт. Они стояли с ноября по апрель и вызывали ассоциацию скорее с зимой, чем только с новым годом. Мы нередко уговариваем архитекторов спланировать веранду или беседку с дополнительным утеплением — всевозможные подсветки, обогревы или камин позволяют дольше находиться на улице, а заказчики получают возможность наслаждаться свежим воздухом не только летом.


Image_01.jpg

Современный сад — это не только про красоту, чистоту линий и функциональность, это еще и про простоту, в том числе и в последующем уходе


Какие сейчас основные тренды, чего ждет потребитель?

В нашей сфере, к счастью, мало меняющихся вещей. Еще в 1970-е в Европе начался тренд на лаконичный и функциональный естественный сад, соразмерный современной архитектуре. До России тренд дошел только в 2015 г., и мы до сих пор ему следуем. Вообще с изменением архитектуры меняется и сад, сейчас используется все больше остекления, соответственно из интерьера видно экстерьер, и эти два компонента должны жить гармонично друг с другом. Чистые формы, монохром и функциональность – основные тенденции, которые используют как архитекторы, так и ландшафтные дизайнеры.

Бывает, что клиент приходит с идеей, которую невозможно воплотить?

У меня был заказчик, который хотел применить балийский стиль на участке в Подмосковье. Мы немного удивились, и для начала попытались выяснить, чего конкретно он хочет. Оказалось, что заказчик половину года живет на Бали с семьей и хочет того же в Подмосковье. Ему не требовалась статуя Будды, которая в первую очередь приходит в голову, он хотел этого дикого, скалистого ландшафта со свисающими растениями и коряжистыми деревьями. Нам удалось достичь этого эффекта в северном климате, а сложный рельеф участка оказался идеальным для такой задумки. И это к вопросу о том, о чем все же наша профессия. Важная часть работы - первая беседа с клиентом, где мы выясняем его уклад жизни, понимаем, кто в семье принимает решения, и кто будет пользоваться участком — чтобы учесть все эти нюансы при подготовке проекта.
Например, для одного из наших заказчиков – он занимается IT, мы разместили на участке кубы с QR-кодами, по которым можно открыть ссылку на растение и прочитать о нем, а мощение выполнили в виде пикселей. Так сад стал ближе клиенту, потому что он отражает дело его жизни, и такие кейсы мне очень нравятся.

Сегодня вы работаете в жюри премии I-DESIGN AWARDS’22. Вы строгий судья? На что ориентируетесь при оценке работы?

Первый и, наверное, единственный критерий – ощущение гармонии от картинки. Умение правильно поработать с параметрами участка и архитектурой и получить гармоничную картинку – главная цель ландшафтного дизайнера. Я рад, что мне удалось увидеть такие работы, и ни одному из проектов я не поставил меньше 5 баллов из 10. Я искренне надеюсь, что выиграют оцененные мной проекты — и это поможет ребятам поверить в свои силы и двигаться дальше в правильном направлении.


Поделиться