Редакция Lifestyle Мода Интервью Beauty Ресторация Пространство
Ольга Кройтор: О нелюбви
Текст: Елена Сальник Фото: Анна Марченкова

Легенда современного перформанса Оля Кройтор, чьи работы показывают на Венецианской биеннале и хранят в Третьяковской галерее, создала специальный перформанс для 6-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства на арене Екатеринбургского цирка.


Image_00_690x900.jpg

Биеннале - это попытка отразить реальность. в этот раз я откряла для себя город с другой стороны

Exit From the Gallows мировая премьера перформанса. К чему нужно быть готовым зрителю?

Получить новый опыт. Я выстраиваю форму, по которой может двигаться зритель. Если говорить о художнике, его роль — как у Харона, не в смысле царства мертвых, а в смысле, что он перевозит с одного берега на другой. И в этот момент у зрителя есть возможность при помощи художника оказаться в какой-то другой точке и пережить новый опыт. Он может мою идею раскручивать по-своему, дополнять действие своими смыслами и слоями.

Включали ли вы в контекст перформанса само пространство цирка и арены?

Конечно! На мой взгляд, неправильно входить в столь сложное пространство, не думая о его особенностях. Это перфоманс о легитимизированом насилии, для которого были предпосылки, и у которого есть основания на данный момент. Но при этом мы все видим, что в этом уже нет смысла. Странно обвинять цирк в том, что там сейчас делается. Это проблема всего общества. Пока есть насилие в семье, в социуме, в отношениях — до тех пор будет и насилие на арене.

Как выстраивается перформанс?

Вся драматургия строится с появления трех человек на арене, символизирующих вертикаль отношений в обществе: есть те, кто доминирует, есть те, кто подчиняются. Они и по сценарию перформанса находятся выше и играют роль наблюдателей. На арене также появляются персонажи в шляпах, которым я хотела придать схожесть с образами Магритта или “Конформиста” Бертолуччи. Один из них цепляет трос к моим ногам, меня поднимают кверху и раскачивают, как маятник. Но интрига кроется в том человеке, который находится среди зрителей, который в какой-то момент уходит из зала и выключает камеру. Возможно, в этот момент абсолютной темноты, когда и я исчезаю из петли, исчезает и насилие.


Image_02.jpg


Слышали ли вы о скандале вокруг Екатеринбургского цирка, как одной из площадок 6-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства?

Я не подписывала письмо художников о запрете проведения биеннале в цирке, потому что мне не близка его форма. Я не считаю, что уральская биеннале легитимизирует эту историю, проводя в цирке перформансы и выставки. Невозможно одним самоотказом что-то изменить. Если вы действительно хотите решить проблему насилия в глобальном смысле, нужно заходить по-другому. Я создала перформанс, о котором буду еще много рассказывать. Перформанс и обсуждение — это и есть движение к искоренению насилия (из того, что я могу сделать в данный момент).

Цирк может модифицироваться, цирк — это не только животные, но и множество других представлений. А главное — это удивительные люди, готовые всегда помочь. Почти сразу мне сказали обращаться на “ты”, ведь мы все здесь занимаемся общим делом. У меня технически сложный перформанс — и в данном случае очень важно доверять тем, с кем ты работаешь, от кого зависит твоя жизнь. И я ужасно благодарна всей команде Екатеринбургского цирка за такую слаженную работу и такое теплое отношение. Это невероятный опыт, и он останется со мной навсегда

Есть ли вероятность, что Exit From the Gallows будет повторятся где-то в других странах, на других площадках?

Перформанс создан для конкретного места — цирка. Вряд ли еще раз у меня будет возможность создавать искусство на арене. Возможно, мне будет интересно его повторить в каком-то модифицированном виде в других пространствах. У меня есть один такой перформанс — “2344”. Его мировая премьера была на Венецианской биеннале. В нем я появляюсь в платье, сшитом одной нитью. И во время действия оно распускается. Тот перформанс модифицировался со временем, и я стала показывать его на других площадках, меняя цвет платья и количество участников.

Уральская биеннале современного искусства в арт-тусовке — это must see, must be?

Для меня биеннале — это попытка отразить реальность. В этот раз я открыла для себя город с другой стороны и, кажется, теперь Екатеринбург стал тем местом, куда я просто буду приезжать отдохнуть. Например, в “Салюте” отличный видео-арт, который я надеюсь еще досмотреть. Хочу отметить классные проекты, созданные в арт-резиденциях, которые курировал Владимир Селезнев. Там вообще запредел, то, о чем только можно мечтать — и живое искусство, и природа, и заводы, другая жизнь… Здорово, что у жителей города есть возможность увидеть такое количество искусства! Это удивительный опыт чувствования жизни.


Image_01.jpg

В этот момент абсолютной темноты, когда я исчезаю из петли, исчезает и насилие


Нужна ли специальная подготовка, чтобы смотреть современное искусства, важен ли контекст?

Насмотренность — это важно. К сожалению, люди считают, что все всё понимают в искусстве. Но надо учитывать, что искусство — это определенная наука, со своими правилами и законами. Если художник что-то показывает, а ты видишь, что это фикция — не нужно смеяться ему в лицо. Действительно часто мы можем видеть какое-то “Г”. Помните, в сериале “Секс в большом городе” герой на выставке картин подходит и спрашивает сколько стоит работа “Огнетушитель”. В итоге, это оказался просто огнетушитель галереи. Художники часто заигрывают с обыденностью. Это нормально. Ошибиться не страшно. Страшнее проявить в отношении художника невежество и начать осуждать: “Я тоже так могу”.

Нужно ли бороться с желанием зрителя встать и уйти из зала?

Я сама периодически ухожу с перформансов, повторяя слова моего друга: “Почему я должен на это смотреть?”. Иногда нужно заставить себя задержаться, чтобы что-то понять. У меня классическое, академическое художественное образование, и изначально я ненавидела перформансы и не понимала их. Но со временем стало интересно, что происходит в параллельной вселенной. Я начала разбираться, потом в какой-то момент что-то перещелкнуло в голове, и теперь перформанс для меня — лучшее из медиа.

Перформансы в России покупаются, как искусство?

Музеями — да. Есть и некоторые невероятные люди, которые их покупают. У меня Третьяковская галерея купила видео перформанса “Точка опоры”. Это случилось благодаря фонду “Сфера”. А если говорить про массовость, то активно покупают картины, коллажи и инсталляции, конечно.

Как вы оцениваете Екатеринбург с точки зрения потенциала современного искусства?

В Екатеринбурге однозначно меньше снобизма, в отличие от столицы, по отношению к современному искусству. Здесь достаточно много среднего класса. И многое в городе работает на него. Нет такого деления, что вот вам либо “Бургер Кинг”, либо ресторан “Пушкин”. Это переносится и на искусство. Мне это очень нравится.

Выгодно ли вкладываться сегодня в современное искусство?

Почему-то люди при покупке акций что-то читают, с кем-то консультируются. А при покупке искусства считают, что сами справятся. Насколько взлетят работы современных художников, оценить сложно. Нужно обращаться к специалистам, которые давно работают на рынке арта. Искусство — это всегда должно быть по любви.

Поделиться