Редакция Lifestyle Мода Интервью Beauty Ресторация Пространство
Не только Китай
Текст: Наталия Ладейщикова Фото: Фотобанк

Редакция «Стольника» попыталась найти разницу между цитированием и плагиатом и разобраться, что из этого хорошо, а что плохо.


Image_00_1200x800.jpg

У России есть отличный шанс развивать моду не только как бизнес, но и как искусство

Цитирование или плагиат? Казалось бы, в ситуации, в которой мы оказались, российский модный рынок должен взлететь, ведь брендам выдалась уникальная возможность заполучить клиента и продемонстрировать весь свой потенциал. Но, к сожалению, листая ленту, попадаются примерно одни и те же фасоны в веренице повторяющих друг друга брендов.

Давно известно, что масс-маркет готов быстро адаптировать тренды с подиумов, а это дает шанс не имеющим доступа к люксу приобрести модную вещь. Разумеется, качество частенько оставляет желать лучшего, но у нас хотя бы появилась возможность выглядеть актуально и находиться в модной повестке. Уже понятно, что туфли Bratz от Versace ну очень хочется многим, но купить не у всех получится. Здесь масс-маркет вступает в игру, и у желающих быть на пике моды появляется возможность выложить публикацию в сети в трендовой обуви, не тратя на нее сотни тысяч рублей. То есть винить за копипаст тех же Zara уже нельзя, они давно всем все доказали.


Image_01.jpg


Как же дела обстоят сейчас? Zara больше нет и остальных тоже, все внимание потребителей обращено на отечественную индустрию, но индустрия не радует. Дизайнеры не стесняются прямого плагиата с подиумов, да и без прямого плагиата локальных брендов друг у друга тоже не обходится, при этом практически по цене люкса. Без цитирования уже не обойтись и «все уже придумано», но кто-то грамотно вписывает тренд в свое индивидуальное видение моды, а кто-то просто напросто ворует. Модное сообщество уже договорилось, что сетевым магазинам мы такое прощаем, но что делать, когда воровство поощряется брендами, претендующими на новаторство и уникальность? Когда, к примеру, философия обезличенности или четыре культовых стежка от Мaison Мargiela подается как собственная идея, а в комментариях сплошь оды гениальности авторам, то в пору задаваться вопросом, где предел? Безусловно, не все обязаны быть fashion-экспертами и мгновенно считывать, кто у кого украл, здесь все вопросы к добросовестности дизайнеров. Если отойти от высокого, нельзя забывать и про прошлогодний бум брендов, специализирующихся на худи и джоггерах, некоторые из которых подавали свою задумку как эксклюзивное предложение.

Кстати, речь идет не только про локальные бренды, но и про гигантов индустрии. Gucci, презентовавшие точную копию куртки с объемными рукавами от менее известного Дэппера Дэна, не стали говорить о «вдохновении», а признали вину и предложили Дэпперу сотрудничество. Другим, менее положительным примером, стала Ким Кардашьян, выпустившая линию детской одежды, скопированную с Comme des Garçons и Vetements. Ким в ответ попыталась убедить аудиторию, что это дань уважения, а не воровство. Творческий кризис может случиться у каждого, но и выходить из него, как оказалось, можно по-разному.


Image_02.jpg


В таком случае интересно взглянуть на ситуацию со стороны права. В российском законодательстве под плагиатом подразумевается присвоение авторства чужого произведения. К сожалению, на данный момент точное толкование термина «дизайн» по отношению к модной индустрии в законе не определено. Внесение даже незначительных изменений в творчество оригинального автора уже может стать основанием для признания «дизайна» принципиально новым. Получается, что факт копирования сложно доказуем, потому что судебная практика пока не часто сталкивалась с подобными прецедентами. Будем надеяться, что со временем дизайнеры получат возможность честно отстаивать свой интеллектуальный труд.

У России есть отличный шанс развивать моду не только как бизнес, но и как искусство, и теплится надежда, что так оно и будет. За плеядой одинаковых брендов стоит много одаренных дизайнеров, которые, к счастью, тоже дают о себе знать, и, если и цитируют, то талантливо. Как-никак есть большая разница между оммажем великому кутюрье и воровству, между вдохновением и копированием, между желанием делать уникальный продукт и желанием больше продать. Благодаря глобализации мы уже не подсматриваем, что там за рубежом, мы умеем делать также и даже лучше и давно не отстаем от Европы. Очень надеемся, что перспективные бренды, цитирующие, а не копирующие, смогут воспользоваться шансом стать замеченными.

Поделиться