Редакция Lifestyle Мода Интервью Beauty Ресторация Пространство
Мария Малыщук: Нематериальные ценности
Текст: Ольга Дубровина Фото: Вероника Никулина

Арт-медиатор и основательница фонда уральских художников Malyshchuk foundation Мария Малыщук о том, почему цифровое искусство станет нашей реальностью.


1___3_690x900.jpg

Мне важно, чтобы у тех, кто обращается ко мне, было точное понимание, что является искусством, а что нет

Искусство дороже золота

Прошло уже достаточно времени с того момента, как я начала заниматься просветительской деятельностью и погружать людей в пространство современного искусства. И, надо сказать, раньше на Урале я сталкивалась с жутким безразличием: люди совершенно не обращали внимания на искусство, предпочитая уделять внимание чему-то более, по их мнению, значимому. Конечно, в Москве и Санкт-Петербурге ситуация была немного другая, но факт остается фактом – сегодня в России к искусству относятся с непониманием.

Меня не мог не поразить результат опроса, который я провела перед запуском моего курса для начинающих коллекционеров. Оказалось, нематериальные ценности вышли на первый план! Мне говорили, что умение поддерживать разговор об искусстве – то, ради чего люди хотят знакомиться с ним. Более того, по моим наблюдениям, аудитория, которая сейчас является зрителями и коллекционерами, стремительно молодеет. Это – миллениалы и зумеры, которые привыкли пользоваться тем, что вышло за рамки объективной реальности. Они потребляют услуги, а не покупают товары. Эти поколения скорее возьмут шерринговый автомобиль или самокат, а не купят их для того, чтобы показать свой статус, и крупные суммы инвестируют в то, что имеет духовную и эмоциональную ценность. Вообще, «лакшери» - это уже не повод для гордости, потому что сейчас материальные предметы роскоши есть у всех людей, которые состоялись в жизни. Никого не удивишь браслетами Cartier – в отличие от произведения художника в вашей личной коллекции. Тем более, сейчас искусство становится более доступным. Раньше для того, чтобы съездить на ярмарку в Майями или Швейцарию, нужно было потратить огромное количество средств, да при этом еще и произвести хорошее впечатление на галлериста, который оценивающе осматривает вас с головы до ног. Теперь достаточно открыть нужный сайт, зайти в онлайн-комнату для просмотра и узнать цены на интересующие вас предметы.


2___1_1200x800.jpg

3___1_1200x800.jpg

Автор работы  Максим Жестков


Так, можно сказать, что сейчас искусство становится дороже золота. Рынки искусства подобны фондовым рынкам, но при этом то, что на них продается, внутренне обогащает владельца, а не только является отличной инвестицией. Конечно, я вижу, что в нашей стране люди до сих пор очень осторожны и только присматриваются к вложению денег в художников, но я уверена – через пару лет ситуация изменится. В конце концов, невозможно понять ценность искусства, не потратив на него «копеечку».

Параллельная реальность

Цифровое искусство – новый холст, новое средство выражения для художников, которое закономерно пришло на смену всему остальному. Если мы немного углубимся в историю, то поймем, что сначала человек рисовал на стенах в пещере, потом перешел на дощечки, а затем взял холст и краски, которые создавал сам, своими руками. Когда краски стали производить в фабричных условиях, появились импрессионисты и все последующие поколения художников, которые начали экспериментировать, буквально сойдя с ума от обилия художественных материалов. В наше время происходит новый прорыв – технические средства, которые позволяют воплощать все новые и новые идеи, перенося их в виртуальную реальность.

Я отношу к цифровому искусству все, что создано для культурного потребления через экран и наушники. Видов его, на сегодняшний момент, существует много. Например, генеративное искусство, для создания которого художник заводит в компьютер паттерн, давая ему возможность генерировать изображение, сейчас является одним из самых популярных направлений. Сравнить абстракцию, полученную таким образом, можно с произведениями, во время работы над которыми художники отдаются бессознательному и получают эмоциональную картину. Яркими направлениями цифрового искусства также являются саунд и видео-арт. Их отличие от музыки или кино заключаются в том, что они не имеют временных рамок: вы можете понять подтекст вне зависимости от того, когда произошел момент вашего включения в произведение. Существуют также цифровые инсталляции, анимация, робототехническое, кибернетическое, программное, виртуальное, интернет-искусство, био-арт. Конечно, чтобы подробно и детально разобраться в каждом из этих направлений, нужно не только потратить много времени, но и найти себе хорошего проводника, который поможет выявить все нюансы. А разобраться, скорее всего, придется, потому что очень скоро все мультимедийные устройства, с помощью которых можно транслировать цифровое искусство, станут доступнее. Голограммы, проекторы и экраны, которые сейчас размещаются в общественных пространствах, через несколько лет будут создаваться уже более экономически выгодными для физических лиц. Вы сможете приобретать их и, приглашая своих друзей на ужин, проводить мини-выставку! К тому же, уже сейчас есть возможность оформлять подписки на трансляции и покупать работы художников, которые стоят недорого.

Это искусство?

Основная проблема цифрового искусства заключается в его бесконтрольности. Информационный поток настолько огромен, что у людей попросту теряются ориентиры. Я сейчас как раз работаю над тем, чтобы эти ориентиры создать, поскольку текущая ситуация меня беспокоит. Мне важно, чтобы у тех, кто обращается ко мне, было точное понимание того, что является искусством, а что – нет. Поэтому я создаю свой ресурс, где рассказываю про художников, за которыми стоит следить.


4___1_1200x800.jpg

Автор работы Рефик Анадол


Тем, кто хочет отличать настоящее искусство, я рекомендую пройти мой курс, после которого вы точно будете погружены в вопрос. Однако также я рекомендую прочитать несколько книг, которые станут отличным фундаментом для наращивания дальнейших знаний. Первая – книга Артура Данто «Что такое искусство?». Автор объясняет, обращаясь к ключевым произведениям, начиная с фонтана Дюшана, почему они являются искусством. Эта книга небольшая, и ее автор- философ разговаривает с читателем понятным языком. Вторая – книга Анны Арутюновой «Арт-рынок в XXI  веке». Я бы назвала данный труд кратким конспектом курса «Глобальный арт-рынок, стоимость искусства», который я прошла во время своего обучения в университете при аукционном доме Sotheby's. С помощью этой книги можно понять, чем рыночная стоимость отличается от художественной ценности. Их нужно уметь отличать, поскольку эти позиции могут не совпадать. Рыночная стоимость – это то, каким спросом пользуется художник на рынке, а художественная ценность – это то, насколько редкая и уникальная работа художника. Часто бывает так, что искусство, имеющее высокую художественную ценность, остается незамеченным. О причинах этого как раз-таки можно узнать из книги. И третий труд, который я порекомендую – это эссе Льва Толстого «Что такое искусство». Лев Николаевич выделяет три критерия, которым должно соответствовать искусство: общественная значимость и новизна идеи, катарсис и искренность творца. Художник - это всегда первооткрыватель. Такой же, как ученый, только радиус его познания лежит не в мире логики, а в мире чувств и эмоций. У художников нет никаких рамок и формул, которые бы их сдерживали, и поэтому очень часто, создавая свои миры, они заглядывают в будущее в то время, когда наука обращает внимание прошлое. Леонардо Да Винчи решил, что человек должен летать, хотя никаких предпосылок к этому не было. Светомузыку и систему распознавания голоса придумали художники, а уже потом инженеры внедрили их идеи в повседневность. Значимость искусства для общества переоценить трудно, поскольку оно двигает прогресс. При этом, конечно же, настоящее искусство всегда вызывает у человека шквал эмоций, которые подобны переживанию какого-то значимого события. И если вы видите, что в том или ином произведении соблюдаются все эти критерии, то можете не сомневаться – это искусство.


5___3_690x900.jpg

Автор работы Риочи Курокава


Защита от копирования

Еще одна проблема цифрового искусства – это копирование и хранение работ. Как покупать виртуальное искусство, если его сложно зафиксировать и оформить на него права? Поэтому появилась система NFT, которая пообещала, что благодаря технологии блокчейн, используемой в основе этой системы, можно будет сохранить работу навсегда и зафиксировать ее владельца. Собственно, сегодня эта система работает, но не так успешно, как может показаться. Технология не устранила проблему пиратства и авторских прав, не убрала множество репутационных и правовых рисков. Я уверена, что за этой технологией будущее, но в том случае, если все существующие проблемы будут решены. Пока что я рекомендую связываться с традиционными способами хранения информации. Кроме того, на NFT есть много произведений, которые назвать искусством нельзя, поэтому, при покупке через ресурс, лучше прибегнуть к помощи консультанта.

Поделиться