Редакция Lifestyle Мода Интервью Beauty Ресторация Пространство
Доктор HOUSE
Текст: Екатерина Погодаева Фото: Архив героя

Архитектор Олег Карлсон рассказал «Стольнику» о том, что общего у архитектуры и режессуры, с чего нельзя начинать строительство дома и сколько квадратных метров требуется для счастья.


Image_02.jpg

Архитектор и режиссер, в сущности, занимаются одним и тем же – организацией пространства

Image_00_690x900.jpg


Вы в Екатеринбурге частый гость. Какова цель вашего визита в этот раз?

Да, я сюда приезжаю периодически,  поскольку у меня тут расположено несколько рабочих объектов. В этот раз меня пригласили мои друзья Эдуард и Татьяна Кубенские (издательство «Татлин»), чтобы я выступил с рассказом о работе моей компании «Карлсон и К» и о youtube-канале «Доктор HOUSE».

У вас есть любимые, обязательные к посещению места в нашем городе?

Да, каждый раз я стараюсь зайти в театр к моему другу Николаю Коляде. Вчера вот успел на вторую половину его прекрасного спектакля «Не включай блондинку». А Эдуард покатал меня по весеннему Екатеринбургу: показал шедевр конструктивизма — Белую башню, и рассказал о планах на ее реконструкцию. Вокруг собираются разбить сиреневый сад как дань памяти ее создателю, который очень любил сирень. Потом мы подъехали к бане на Первомайской — это выдающийся образец неоклассики. Ну и успели заглянуть в музей «Невьянская икона». Вообще хочу сказать, что у вас в городе удивительная энергетика, я каждый раз приезжаю сюда зарядиться и открыть для себя что-то новое.  

В разных интервью вы говорили, что проектируете по системе Станиславского, сейчас рассказали о дружбе с Николаем Колядой. У вас с театром достаточно близкие отношения?

Конечно. Начнем с того, что наша мастерская построила несколько театров. Три помещения в Москве для Театр.doc Елены Греминой и Михаила Угарова и одно, на Казакова 8/3,  для Gogol School. В этом же здании расположился и наш театр «Пространство внутри», который возглавляю я. Год назад мы его открыли премьерой «Я убил царя» по пьесе екатеринбургского драматурга, руководителя журнала «Урал», потрясающего человека Олега Богаева. Эта постановка входит в блок из трех спектаклей Владимира Мирзоева, в котором также «Две стрелы в спину» и «Толстой – Столыпин». Еще сейчас я много общаюсь с Людмилой Стефановной Петрушевской, и мы уже выпустили два ее спектакля: «Он в Аргентине» и «Квартира Коломбины». Планируем представить зрителю еще две постановки, а на следующий год провести целый фестиваль по ее пьесам. Мечтаю, что сам Коляда приедет в мой театр со своими спектаклями. Это что касается моей театральной деятельности. А если говорить про архитектурную, то даже на собеседованиях в наше бюро я всегда спрашиваю: «Когда ты последний раз был в театре?». И если человек отвечает: «В 9 классе смотрел «Горе от ума», мне с ним не по пути. Потому что мне нужны не чертежные машины, а думающие, чувствующие люди.


Image_01.jpg

Мода на огромные дома уходит в прошлое – в них некомфортно жить, за ними сложно ухаживать, их невозможно продать


А что значит «проектировать по Станиславскому»?

Когда ты работаешь с заказчиком, нужно войти в его образ, ведь дом создаешь не для себя, а для него. Мы вместе с заказчиком буквально пишем сценарий его жизни: где он спит, ест, где играет с детьми, где обитают кошка и собака. Это организация жизненного пространства, а в театре – пространства сцены. Недаром многие выдающиеся московские сценографы, к примеру, Лариса Ломакина, окончили Московский архитектурный институт.  

За прошедшие два года пандемии многие люди оценили преимущества жизни в собственном доме. Вы почувствовали увеличение спроса?

Начнем с того, что именно в пандемию я активизировал свой youtube-канал «Олег Карлсон (Клиника ДокторHouse)»— сидел один в офисе и снимал на телефон первые ролики, в которых рассказывал о том, как грамотно проектировать дом. В результате почти сразу нам стали приходить 2-3 заказа в день. На настоящий момент вышло уже больше 200 серий – я рассказываю о своих проектах, разбираю разные случаи. И те люди, кто посмотрел хотя бы серий 20, уже сами на листочке в клетку рисуют очень грамотные проекты. Моим архитекторам остается такой план всего лишь обвести, вычертить, посадить на оси, сделать фасады. И, возвращаясь к вопросу о популярности загородного жилья в пандемию, могу сказать, что вы правы: люди, насидевшись в московских квартирах, задумались, как вырваться за город. Многие расконсервировали свои дачи в СНТ на 6 сотках, куда раньше наведывались только летом. Эти недорогие строения, возведенные еще их родителями из «палок и занавесок» мы начали сносить или реконструировать, увеличивать площадь и превращать в хорошие дома.


Image_03.jpg


Делать хоромы из избушек?

Нет, как раз хочу сказать, что время домов-монстров по 2-3 тысячи квадратных метров ушло! Все, кто мог, ими уже наелись — ведь за ними трудно ухаживать, в них некомфортно жить, их невозможно продать. Сегодня мы в основном строим дома для жизни, поскольку муж, жена и двое детей легко и уютно помещаются на 120-150 квадратах. Кухня, гостиная, пара санузлов, спальня родителей, 2-3 детских – этого вполне достаточно, особенно на стандартном участке 6-10 соток.

Что бы вы назвали главной проблемой современного строительства?

Это, однозначно, ужасные типовые проекты. Их в интернете много, но они плохо нарисованы, со сложными планами, какими-то безумными кровлями. Как будто архитекторы считают, что чем сложнее план, тем красивее получится дом. Совсем наоборот! К примеру, наша мастерская расположена в поселке художников «Сокол». Его проектировали братья Веснины, Н. Колли, Н. Марковников по генплану А. Щусева. Так вот это настоящая энциклопедия малоэтажного строительства. Там очень простые дома, двускатные, крыши под 45 или 60 градусов – под такую чудесно умещается дом с мансардой. И важно, что эти строения красивые и компактные, архитектурные извращения в них излишни, кроме того, они ведут к удорожанию проекта.

С чего вы бы рекомендовали начинать строительство дома?

Первый шаг – это грамотный выбор участка, чтобы можно было хорошо посадить дом. Важна инсоляция, то есть максимальное естественное освещение комнат, хотя бы спален и гостиной. Далее, разумеется, следует выбор грамотного архитектора. Если вы опираетесь на типовой проект из интернета, для меня, например, он будет лишь заданием на проектирование. Хорошему эксперту достаточно состава семьи и присутствия заказчика рядом или по телефону, чтобы осуществить его мечту.  Затем идет выбор материала – исходя из бюджета стройки. И каждый раз я убеждаю клиентов в том, чтобы они всеми силами избегали долгостроя. Вот эта история, когда человек не имеет достаточно средств и планирует сначала залить фундамент, на следующий год поставить стены, потом завести под крышу — чистой воды безумие, потому что в итоге все развалится. Если мы проедем даже по Подмосковью, то увидим очень много недостроенных домов. Люди не рассчитали свои силы и в результате потеряли кучу денег.  И потом они пытаются продать эти незавершенные дома-монстры или как-то их реконструировать. Тут сразу скажу, что дешевле и проще будет снести такую махину на 400 м2, и на ее месте поставить компактный и красивый дом на 150 м2.


Image_04.jpg


Текущая ситуация не очень благоприятна для начала строительства: материалы подорожали в разы, ставки по ипотеке тоже взлетели. Что делать людям – строить или подождать?

Да, сейчас непростое время. Многие наши клиенты, начавшие строиться месяц-два назад, отказываются от проектов или уменьшают их площадь. И это печально. Но я их прекрасно понимаю, потому что помимо взлетевших цен, люди теряют различные бонусы, выплаты, просто работу, в конце концов. Главный мой совет тут – не делать глупостей и не впадать в крайности. Дома мы всегда будем строить, и сейчас особенно важно найти своего архитектора, который поможет учесть все нюансы и воплотить мечту с оптимальным бюджетом.


Поделиться