Lifestyle Мода Интервью Beauty Ресторация Пространство
Большая трансформация
Текст: Екатерина Погодаева Фото: Архив спикеров и фотобанк

С началом нового сезона поговорим об изменениях на рынке дизайна, грядущих тенденциях и наболевших проблемах в дизайн-сообществе. Лучшие игроки рынка – предельно честно о своей профессии.


Image_00_1200x800.jpg

Slow Life - то, к чему сейчас пришло сообщество, отвечая на бешенный ритм жизни и затоваривания рынков

Image_01.jpg


Юлия Шадрина, дизайнер

Главным трендом 2022 в дизайне интерьера, впрочем, как и в других сферах, становятся (и это давно не новость!) осознанное потребление, связь с природой, использование натуральных материалов и умеренность во всем. SLOW LIFE – вот то, к чему сейчас пришло сообщество, отвечая на бешеный ритм жизни и затоваривание рынков. Предметы в нашем доме не должны быть роскошными и просто украшать пространство, интерьер должен быть функциональным, позитивным и удобным. Необходимо очистить пространство от всего лишнего. При этом очень важна связь с внешним миром – светом и природой – и это сейчас является истиной ценностью. Особую значимость приобрели окна, большое количество стекла и зеркал.

Пандемия внесла свои корректировки в обустройство жилой среды – мы проводим дома намного больше времени, чем раньше, да и само понимание, что в любой момент это может повториться накладывает отпечаток на проектные решения. Наш дом вмещает в себя теперь много функциональных зон – это и школа, и офис, и кинотеатр, и ресторан одновременно. Новая роскошь – это комфорт и удобство в работе всех функций. В домашних кабинетах появляются так называемые ZOOM-зоны или зоны для ведения прямых эфиров. Появился спрос на оформление интерьера зеленью и живыми растениями – фитостены перешли в домашние интерьеры из офисных пространств, — а также на разнообразные цветовые решения, например, градиент.


Image_02.jpg


Наряду с этим современные технологии уже давно широко применяются в мебельном производстве: это умная мебель, в которую вмонтированы электророзетки, инновационные варочные поверхности, USB-порты, встроенные клавиатуры и прочее. Использование подвесных систем хранения и мебели на ножках обусловлено популярностью роботов-пылесосов, которые сейчас есть почти что в каждом доме. Чаще люди стали задумываться и о хорошем климате внутри дома, поэтому приточная вентиляция и кондиционирование, а также увлажнение и очистка подаваемого воздуха – практически must have сезона.


Image_08.jpg


Евгения Яковлева, дизайнер

На мой взгляд, основным вопросом, стоящим сегодня перед всем дизайн-сообществом, является момент донесения до заказчиков корректной информации о времени разработки и бюджете проектов. Далеко не все понимают, почему на разработку проекта требуется много времени. А ведь в среднем на этот этап уходит от 3 до 6 месяцев в зависимости от площади. Суть в том, что действительно качественный индивидуальный проект – это не про фабричную зону, штампирование и клонирование. Каждое пространство нужно прочувствовать, прожить его историю, выверить каждый шаг. Бюджет проекта тоже отдельная тема. В кулуарных диалогах профессионалов всегда обсуждается вопрос реплик и желание заказчиков поставить копию вместо оригинала. Я считаю, что наша миссия — донести до заказчиков ценность продукта, философию бренда, погрузить в мир искусства. Это прежде всего история отношения к себе самому. Ваш дом – это вы! Прошло два года с тех пор, как мир узнал про коронавирус, и конечно, в сфере дизайна интерьеров мы явно столкнулись с некоторыми изменениями. Находясь в условиях пандемии, люди стали больше обращать внимания на окружающее пространство. И нам, дизайнерам, очень импонирует, что интерьеры все реже делаются «напоказ» и все чаще «про нас»: подсвечивая нашу личность, они приводят форму к смыслу.


Image_07.jpg


Новый 2022 год принесет нам больше натуральных материалов, больше пространства, больше воздуха в проектах – все это о качестве в контексте заботы о себе. Что касается хорошо забытого старого, то основным трендом последних лет было использование латуни в интерьерах. Внутри бюро мы это уже прочувствовали – наступает время постепенного перехода к более холодным оттенкам металлов. Помните повсеместное помешательство 90-х на стиле хай-тек? В нынешнее время делаем ставку на цвет никеля. Он, конечно, не такой леденящий, как хром, но это уже и не теплая латунь. Кроме того, в последнее время мы активно интегрируем функции «умного дома», теперь это не так сложно реализуется, как лет 5-7 назад. Современные интерьеры мечты – это сочетание эстетики, функционала и комфорта.



Image_06.jpg


Надежда Гусева, владелица студии дизайна и школы дизайна «АРТэврика»

Так случилось, что нынешние реалии заставили нас долгое время находиться дома, и эта ситуация выявила множество проблем в планировочных решениях, эстетике и комфорте наших жилищ. Это явилось мощным импульсом к созиданию (не секрет, что сфера проектирования и строительства глобально загружена с первых дней карантина и по сей день). Произошла переоценка. На какой период теперь можно прогнозировать тенденции в сфере дизайна? Ответ затрудняются дать даже профессиональные трендологи. Тем не менее очевидная направленность, которая явилась реакцией на события, происходящие в мире, есть.

Первый и главный тренд – никаких трендов. В зыбкой и порой драматичной ситуации, в которой оказался весь мир, на первый план вышло главное – семья, здоровье, отношения, удобный и красивый дом. Я люблю проводить параллели с модой: несмотря на модные бренды и фееричные показы, самое интересное здесь – стрит-стайл. Так и в интерьерах, сейчас на первый план выходит личность, то, в какой материальной среде ей хорошо. И вот здесь происходит самое интересное. Микс дорогих и экономичных брендов, смешение стилей, контраст контекстов. Заметьте, в наше время слишком выстроенный и выхолощенный интерьер уже выглядит старомодно и безжизненно.


Image_04.jpg

Image_05.jpg


Безусловным трендом в наши дни является внимание к инженерным системам, которые создают для семьи исключительный комфорт. Это автоматизация управления пространством или «умный дом». Он позволяет управлять системами освещения, климата, качеством воздуха, его влажностью, аудио- и видеосистемами, уборкой, приготовлением пищи, системами безопасности. Также всем дизайнерам известно, что король комфорта – свет. Применение светового дизайна уже не просто тренд, но необходимость. Все осознают значение дневного света для здоровья, а также качественно разработанных сценариев искусственного освещения для психологического комфорта.

Такие всемирные тренды, как ресайклинг и апсайклинг, в России только заявляют о себе. Например, итальянцы уже создают кресла из старых военных парашютов, аргентинцы делают светильники из ненужных рыболовных сетей, есть даже дома из Tetra Pak. Мы пока с любопытством наблюдаем за этими процессами и привыкаем качественно разделять выносимый мусор. Надеюсь, вскоре эти тренды зазвучат у нас в полную силу.

Стоит выделить еще один новый тренд, казалось бы философский, но имеющий практическое воплощение. Это увлечение васту-шастра, то есть применение сакральных знаний о распределении положительной энергии в строительстве и планировании квартиры, дома. Турбулентность и неопределенность в макро-мире привела человека к осознанию неразрывности и взаимовлиянии материального и духовного мира. Стало ясно – твой интерьер не должен быть красивым для кого-то, он должен быть красивым и счастливым для тебя и твоей семьи. Отсюда же вытекает еще один тренд – осознанность выбора. Внимание к каждому выбираемому предмету, к его материалу, истории, месту создания. Все больше людей делают выбор в пользу локальных региональных производителей предметов интерьера. Это же мы наблюдаем в сфере моды. Согласитесь, такого бума возникновения и потребления местных брендов никто не мог прогнозировать в эпоху гламура! Мир вокруг нас меняется стремительно, неожиданно и безвозвратно. Одно можно сказать уверенно: в жилых интерьерах закончилась гонка за определенностью функции и чистотой стиля. Царит фьюжн, эклектика, увлечение винтажем, искусством, ценится спонтанность и индивидуальность. Среда должна трансформироваться, отражать наши ценности, обволакивать ежедневные процессы, хранить память, гармонизировать нас с собой и миром, не выходя на первый план.



Image_03.jpg


Глеб Короп, дизайнер

Сейчас уже на этапе идеи, даже до момента отрисовки эскиза, я много времени уделяю мониторингу сроков поставки и наличию материалов, которые будут необходимы для реализации проекта в планируемый заказчиком срок. Нехватка качественного продукта из-за дефицита материалов, а также рост цен вносят свои коррективы в дизайн. Но я очень рад отметить и положительную тенденцию – развитие импортозамещения во многих направлениях.

В 2022 году я ожидаю повышения спроса на авторский дизайн, ухода от типовых решений при создании интерьера. За последние два года я создал в 5 раз больше частных зон отдыха, чем за всю свою многолетнюю практику. При этом речь здесь идет о полном функционале таких зон: с различными spa-секторами и уличными кухнями для приготовления еды ресторанного уровня. Осознанное потребление в сочетании с дефицитом материалов породило огромный интерес к винтажным предметам. Эта тенденция также отражает и стремление уйти от типовых интерьеров.

«Жирные» классические интерьеры потеряли актуальность и вряд ли вернутся в ближайшее время. В нынешних интерьерах классические формы проскакивают лишь элементами как акценты. Грамотно подобранная антикварная мебель в виде стульев, стола или ширмы может добавить харизмы лаконичному современному интерьеру, сделав его живым и интригующим.

Вообще, на мой взгляд, один из прогрессивных методов – это отсеивание кратковременных и нерациональных тенденций, использование именно тех приёмов, которые позволяют сформировать вневременное функциональное пространство — интерьер мечты.


Image_11.jpg


Юлия Шевелева, дизайнер

За последние пару лет мир очень сильно поменялся, стали другими потребности людей, обстановка, образ жизни и путешествий. Изменился и дизайн интерьера, он стал другим. Дом превратился в некую автономную структуру, где человек чувствует себя в комфорте и безопасности, но в то же время ему должно быть здесь и красиво, и функционально. Это основные моменты, которые ложатся в основу любого проекта интерьера.

Если говорить о рынке дизайна интерьера в целом, то за последние пару лет он кардинально изменился. Во-первых, клиенты начали спокойно реагировать на удалённый формат работы и формате онлайн ввести проект и согласование на стройке. Раньше для многих клиентов такой формат был абсолютно неприемлемым, и многие выбирали дизайнера только из того города, где находится объект. Несмотря на то, что удалённо я работаю уже 12 лет и у меня есть свой стиль и подход к ведению такого формата, для большинства заказчиков пару лет назад это было в диковинку. А сейчас абсолютно для всех удаленный проект и стройка – норма жизни. Во-вторых, тенденция идёт к тому, что очень чётко разделились частные дизайнеры и бюро. Клиенты ясно понимают, что они получат, на какой сервис могут рассчитывать. Если раньше заказчики выбирали между бюро и частным дизайнером, то сейчас выбор делается либо между частными дизайнерами, либо между несколькими бюро. Потому что форматы работы усложнились. Бюро может предложить клиенту более широкий спектр работ по проектированию и сопровождению объекта, его комплектации, сервису и менеджменту, но и при работе с частным дизайнером есть свои преимущества.


Image_10.jpg


В-третьих, сам запрос на дизайн изменился. Сейчас клиенты хотят совсем других решений для интерьера, чем раньше. Относительно Екатеринбурга — здесь все чаще проявляются тенденции уложиться в какой-то конкретный бюджет. И как правило, он зависит от стоимости объекта недвижимости. Большинство людей не готовы потратить на ремонт и и меблировку своего пространства сумму, превышающую стоимость самого объекта недвижимости. В-четвёртых, сейчас люди чаще переезжают. Строятся новые жилые комплексы, которые привлекают своей инфраструктурой, у клиентов расширяются семьи и появляется желание менять место и строить новые квартиры. В среднем, мои клиенты меняют жильё раз в три года. За это время они успевает насладиться своим текущим интерьером, и у них появляется желание построить что-то новое, переехать, затеять новую интерьерную историю, может быть даже в совершенно другой стилистике.

В-пятых, вырос спрос на загородную недвижимость и возросло желание проводить время на природе в режиме изоляции. Бывает, что мои клиенты покупают квартиру, и одновременно с этим мы начинаем параллельно планировать строительство дома, выбираем участок и проектируем архитектуру. За последние пару лет такие ситуации — у каждого третьего клиента. В-шестых, качество дизайн-проектов именно в бюро очень сильно выросло, уровень выдаваемых интерьеров и документации на них стал достаточно высоким. Но если говорить про тенденции в дизайне, у Екатеринбурга есть своя региональная особенность — интерьеры местных дизайнеров сильно отличаются от того, что делают коллеги в Москве, там все-таки свой рынок и свои фишки. В-седьмых, интерьеры стали более технологичными и функциональными в плане наполнения и инженерии. Практически в каждом проекте сейчас есть отдельный проект по вентиляции, проектированием которой у нас занимается внутри штатный специалист. Также очень важное внимание уделяется качеству отделочных материалов, экологичности и безопасности.

Экономические кризисы были, есть и будут, и ты либо усиленно двигаешься вперёд, развиваешься в своей нише, либо выходишь с рынка. Дизайн интерьера — это абсолютно такой же бизнес, как все остальные, только со своими правилами. Многие воспринимают эту сферу как творчество и хобби, но не понимают всей серьезности и ответственности, быстро перегорают после первой неудачи.


Image_12.jpg


Что касается наболевшего: наверное, это изменение отношения к профессии дизайнера в обществе. Если несколько лет назад это была действительно престижная, уважаемая профессия, то сегодня — из-за гигантского количества школ и онлайн-курсов — она превратилась в нечто легкодоступное и некачественное. Люди сейчас не желают учиться в институте, они хотят освоить профессию за два месяца и получать при этом большие гонорары за практически нулевые знания. Слова «дизайн» и «дизайнер» уже получили иную смысловую окраску, потому что абсолютно любой человек может заниматься дизайном, в том числе и дизайном человека. Для меня это, действительно, боль, потому что в профессии я давно, у меня есть высшее профессиональное дизайнерское образование, и я с детства мечтала заниматься тем, что делаю сейчас.

Поделиться