Lifestyle Мода Колумнисты Интервью Beauty Ресторация Пространство Съёмки Видео
Back in USSR
Текст: Полина Иванова Фото: Юлия Борзенкова

Смотрим, как бы выглядела Мэрилин Монро в советском рабочем комбинезоне, разбираем Сталина на части, доходим до ручки, посещаем супрематический алтарь Ленина и знакомимся со всеми поправками в Конституцию - в Международном центре искусств «Главный проспект», где открылось сразу пять выставок в рамках проекта «Back in USSR».


Наскучались и дождались открытия музеев, чтобы сразу окунуться в мир популярного искусства, которым славится «Главный проспект». Разбираемся в новых экспозициях.


690х900(2).jpg

Международный центр искусств «Главный проспект»

Валерий Барыкин объединил узнаваемые образы героев плакатов недавнего прошлого с голливудскими дивами. Что получилось – можно увидеть на выставке «Советский пин-ап»


Понятие «пин-ап» произошло от английского термина «прикалывать» - какую-то картинку, постер или плакат, например, на стену в комнате. В глобальном смысле это стиль, связанный с иллюстрированным образом соблазнительной «девушки с обложки» (pin-up girl). «Советский пин-ап» - как отдельное ответвление получил широкое распространение в работах Валерия Барыкина. На своем творческом пути мастер увлекался соцреализмом, а потом всерьез полюбил американскую иллюстрацию. Первый опыт скрещивания слогана советского назидательного плаката с американской ретро-красоткой оказался настолько успешен, что, благодаря перепосту, ироничные плакаты Барыкина получили распространение в сети. На выставке мы сможем увидеть порядка сотни таких картин-плакатов.

В связи с глобальными переменами-2020, на выставке «Советский пин-ап» мы видим абсолютную рефлексию того, что происходит сегодня в мире. Барыкин, сохраняя советский антураж, помещает в свои работы совершенно «несоветских» женщин. Но при этом и сюжеты, и герои - по отдельности – знакомы каждому жителю нашей страны. Например, на одном из плакатов мы видим сцену, поразительно напоминающую подготовку к экзамену Шурика и Лиды, только вместо «хорошей девочки» рядом со студентом сидит этакая Бритни Спирс.


Сергей Титлинов предложил отказаться от культа личности в пользу констатации исторических фактов. Об этом инсталляция «Сталин был. Сталин будет?»


В центральном зале выставки находится скульптурная инсталляция «Сталин был. Сталин будет?». По словам автора Сергея Титлинова, эта экспозиция не столько про самого Сталина, сколько про восприятие его образа в обществе. Скульптор склоняется к тому, чтобы все «заслуги и провалы властителя» остались в памяти только как исторические факты. В зале можно увидеть полную скульптуру Сталина, а по бокам – лишь ее части. Это своего рода олицетворение голосования «за» и «против» культа личности. Но к какому бы мнению мы не склонялись, в итоге получается некий результат, который все равно останется цельным фактом, как бы кто к нему уже не относился. Экспозиции наводят посетителя на размышления об историческом прошлом и рассуждения о своем отношении к нему сегодня.


690х900_4(1).jpg

Экспозиция Владимира Жукова «Петля времени» объединила необычное и концептуальное творчество автора


Уральский художник-концептуалист, чьи работы хранятся в собраниях Третьяковской галереи, «Музея современного искусства» в Царицыно, в частных коллекциях Германии, России, Польши, США, Швеции и Финляндии представил инсталляции, выполненные преимущественно из дерева и металла. Прямые цитаты Владимира Жукова и простая визуализация его идей позволяют отнести творчество автора к концептуализму.

Попав в зал, можно «дойти до ручки», «оказаться у разбитого корыта», или вовсе найти «золотое дно» - и все это буквально. Владимир Жуков предлагает выращивать доски, причем сразу крашеные, для практичности и экономии ресурсов. Или, например, создавать облака, наполненные влагой, чтобы потом отправлять их в засушливые районы. Дешево и эффектно, как говорится.

Еще одна работа – коридор-радуга, по которому посетитель может пройти, подвергшись воздействию каждого цвета, что, по словам художника, ментально влияет на ощущения и мысли человека. Также на выставке можно рассмотреть завтрак олигарха, и, в противовес ему, завтрак пенсионера. Можно загадать желание, подержав в руках и положив на место золотой самородок.

Пройдя чуть дальше, мы оказываемся в «параллельных мирах». Работой с таким названием художник хочет донести до нас мысль о том, что параллель миров проецируется и в реальную жизнь: все мы разные, с разными интересами, взглядами и отношением, мы можем не пересекаться никогда, но при этом все мы все же часть одного социума.


690х900_2(1).jpg

Совместно с арт-фондом Momartfoundation организована экспозиция «Ленин. Вечно молодой. Супрематический алтарь»


Отдельный зал посвящен фигуре пролетарского вождя. Эта экспозиция организована к 150-летию со дня рождения Володи Ульянова.

Как олицетворение жизни и дела вождя в этой комнате превалируют «революционные» цвета. Например, в работе Уорхолла «Черный Ленин и Красный Ленин». Или в подсветке работ – она красная. Знаменитая картина, украшавшая едва ли не каждый советский ДК, демонстрирующая стоящего за столом-трибуной Ильича, здесь продолжена столом настоящим, покрытый кумачовой скатертью. И мы можем как будто бы присоединиться к Ленину и выпить вместе с ним чаю из граненого стакана в резном металлическом подстаканнике.


690х900_3(2).jpg

На злобу дня – выставка «Конституция России в лицах: от Ленина до Путина», организованная совместно с Ельцин Центром и Свердловским областным краеведческим музеем


На выставке можно отследить историю выборов и главного документа страны. В экспозиции представлены раритетные издания всех Конституций нашего государства, советские агитационные предвыборные плакаты и другие артефакты. Оформлено все современными работами с фотографиями глав государства и описаниями исторических событий.

Эта экспозиция позволяет понять, что «Конституция» берет свое начало отнюдь не в 1991 году, как мы привыкли считать, а гораздо раньше. И у нас есть шанс погрузиться в эту историю.

Поделиться