Редакция Lifestyle Мода Интервью Beauty Ресторация Пространство
Александр Кудрявцев, архитектурное бюро Sentix Architects: Архитектура и Бизнес
Текст: Екатерина Погодаева Фото: Антон Семечкин

В чем разница между архитектором и дизайнером и какие правила нужно соблюдать, чтобы твой бизнес работал — в разговоре с Александром Кудрявцевым, владельцем архитектурного бюро Sentix Architects.



Image_00_690x900.jpg

Если мы что-то обещаем, то мы на 100% можем это сделать

Александр, сейчас в портфолио вашей компании только масштабные проекты, а как складывался ваш профессиональный путь изначально?

Так случилось, что отучившись на архитектора в России, я понял – единственное, что можно построить с полученными знаниями, это пятиэтажка. Поэтому мне пришлось добывать дополнительные знания за рубежом, в США. Вернувшись, самым сложным оказалось донести до потенциальных заказчиков, что есть такой человек с новыми для РФ знаниями, и он им очень нужен.. Поэтому на первых этапах приходилось заниматься всякой ерундой – от арт-объектов до небольших интерьеров. Хотя, на тот момент я уже мог спроектировать любую, на первый взгляд нереальную для российских технологий того времени, конструкцию. Шанс выпал как всегда в неожиданном месте: игорный бизнес начал вовсю набирать обороты, и компания-девелопер, в которой я на тот момент работал, дала мне возможность сделать свой первый серьезный проект – казино. С этого момента все и понеслось. Стремительный рост и расцвет данного бизнеса, наконец-то, позволил мне заниматься своим делом. Так на рынке появилось архитектурное бюро Sentix Architects.

Получается без дополнительного образования высококлассным специалистом не стать?

Количество архитекторов и дизайнеров в России зашкаливает, но профессионалов, несмотря на обилие курсов и школ, практически нет. Если рассматривать профессиональные учебные учреждения, там студенты учатся по старым учебникам, соответственно, и получаемая ими теоретическая база — устаревшая и применить ее в современных реалиях невозможно. Другая сторона – это курсы. Поучился несколько месяцев – и вот ты дизайнер! Это немного странно, я уже более 20 лет непрерывно продолжаю учиться, постоянно повышая свою квалификацию, и до сих пор считаю, что я еще не получил всех нужных мне знаний.

Еще одна проблема — узкая направленность. Сейчас появилось много отдельных профессий в сфере дизайна: дизайнеры интерьера, экстерьера, фасадов, декораторы, стилисты, художники по свету и много других. Да, разделение труда это хорошо, но специфика профессии требует, чтобы ты разбирался во многих смежных областях и при этом был классным специалистом в своей. Сейчас мы сталкиваемся с тем, что у визуализаторов, как и у дизайнеров, полностью отсутствует понимание конструктива создаваемых ими проектов. Они не разбираются в растениях и свойствах материалов, особенностях монтажа и обработки. Архитекторы не могут проектировать сложные формы и узлы в виду отсутствия пространственного мышления и простой логики. Что тут сказать, некоторым вещам практически невозможно обучить, они либо есть, либо нет.


Image_03.jpg


Image_06.jpg


Вернемся к вашим проектам. Какие особенно вам запомнились?

Особенно можно выделить, ТЦ «Тверская застава» на Белорусском вокзале в Москве, который мы сейчас заканчиваем, «ЭКСПО Екатеринбург» и проекты обновления нескольких торговых центров для шведской компании, которую все знают и любят (нам нельзя ее называть, но думаю все уже догадались).

7 этажный ТЦ «Тверская застава» рядом с Белорусским вокзалом – один из последних и моих любимых проектов. Он находится в самом центре Москвы и возводится компанией AFI Development. Объем наших работ – концепт интерьера, включая необычный фудкорт с новой для России стилистикой, и подготовка рабочей документации. У нас сложился очень положительный опыт взаимодействия с этим заказчиком – нас практически не сдерживали и давали полную свободу в действиях. Стройка сейчас в самом разгаре, скоро все увидите сами.

В «ЭКСПО Екатеринбург» мы делали фасад главного входа. Была зима, и нам выставили срок исполнения всего в 20 дней, потому что, сдача объекта уже не за горами и, вскоре, должна приехать правительственная делегация.

Торговые центры стали одной из наших основных компетенций и довольно давно. Здесь у нас непосредственный опыт работы с зарубежной компанией и довольно серьезными бюджетами с 9 нулями. Я думаю этой теме нужно посвящать отдельную статью.


Image_02.jpg


Image_04.jpg


Часто, и это не секрет, российские заказчики предпочитают обращаться за разработкой крупного проекта в иностранные компании. Почему так происходит, если наш рынок не имеет недостатка в архитекторах и дизайнерах?

Расскажу на примере: мы узнали о планах одного девелопера построить ТЦ площадью 115 тысяч кв.м., вышли на инвестора и предложили свои услуги в разработке концепции. Но они захотели заказать проект у немцев. Мы уже пересекались с ними на смежных проектах, и так получилось, что для них оказалось удобнее поработать с нами, – менее затратно, плюс экономия времени и логистики – мы в России и стоимость нашей разработки меньше зарубежной. В итоге мы получили свою часть за проделанную работу, а они свою - за имя. Заказчик остался доволен, но сделать это можно было в несколько раз дешевле, обратившись к нам напрямую. Иностранное бюро за пару сотен тысяч евро предоставляет тебе эскизы чуть ли не нарисованные фломастером. Да, это и есть концепция - сама идея, но ожидания заказчика совсем другие за такой бюджет. Он ожидает понятный наглядный финальный вариант того, как это будет, и когда его не получает – начинаются споры. Есть иностранные дизайнеры, которые занимаются исключительно концептами, придумывают идеи, и заказчика это устраивает, но в результате, мы потом на 50-70% перерабатываем их заново, когда дело движется к началу стройки.

Что касается известных российских студий и дизайнеров, то здесь ситуация несколько иная: есть дизайнер, безусловно талантливый и с именем. Когда такие люди занимаются любимым делом – результат всегда на высоте, но потом наступает период, когда они хотят больше заниматься домом и семьей или просто устали, набирают себе команду , чаще всего выпускников или студентов, сокращая до минимума свои затраты на разработку и личное участие в проекте. В итоге качество исполнения оставляет желать лучшего. И очень много заказчиков остаются недовольными, хорошо еще, если дело не доходит до скандала и это все накладывает определенный отпечаток на всю сферу в целом. Репутация крайне важна, и чтобы не попадать в такие неприятные ситуации, мы просто не берем более трех проектов одновременно. Таким образом я могу лично контролировать весь этап разработки и отвечать за ее результат.

А каково вообще отношение к профессии за границей и у нас? Есть ли принципиальные различия?

Есть принципиальная разница между архитектором и дизайнером, но для России это имеет немного другую смысловую нагрузку, у нас четко разделяются парадигмы «дизайнер – картинка, архитектор – стройка». То есть к дизайнеру заказчик приходит, чтобы ему нарисовали красивый проект, все остальную строительно-конструктивную часть делает архитектор с командой инженеров. Зарубежная практика совершенно иная: архитектор здесь – это руководитель всего проекта, человек, который разрабатывает концепцию, технические решения, курирует работу команды и стройку, знает обо всех ее тонкостях и этапах. Если проще, в зарубежном понимании, дизайнер – это художник, тогда как архитектор – профессиональный художник, который знает, как все это построить. Именно поэтому мы – архитектурное бюро, а не студия дизайна.

Значит, только опыт и знания обеспечивают сохранность инвестиций в строительстве? Рассмотрим пример: крупные инвесторы/застройщики/девелоперы обращается к исполнителям (к той самой массе дизайнеров и архитекторов, которых сейчас множество на рынке). Они готовы на всё, на любые обещания, чтобы этот заказ получить. В итоге да – они его даже получают, и далее начинаются проблемы – спустя полгода выясняется невозможность завершить разработку в том виде, в котором она была согласована в начале и за этим следуют финансовые потери Заказчика, срывы сроков. Более 30 % поступающих к нам заказов – это исправление таких случаев. Не могу сказать, с какого момента это началось, но похоже эта ниша сама нашла нас, и мы не стали этому сопротивляться. Хорошо, если коллеги дорожат своей репутацией и обращаются к нам до часа Х, но чаще, конечно, это делает уже заказчик.


Image_05.jpg


Image_01.jpg


Многие представляют своих заказчиков как друзей? На ваш взгляд, это правильно? И какие гарантии вы даете своим клиентам?

Чем серьезней заказчики, тем они сложнее как люди. Нужно иметь определенный талант, который вырабатывается с годами, чтобы правильно выстроить с ними взаимодействие.То , на сколько заказчику комфортно с тобой работать и на сколько он тебе доверяет – определяет многое. Когда на одной из лекций у меня спросили: «как заручится доверием заказчика», я ответил: «Первое, что вы должны понять, если вы получаете заказ с большим количеством нулей, то средства на реализацию уже должны быть у вас в кошельке до заключения контракта, потому что если вы где-то ошибетесь, вам надо будет выкручиваться в первую очередь благодаря собственным ресурсам для того, чтобы в последующем нормально завершить проект. Беритесь только за то, что вы реально можете сделать, и не думайте – что главное получить заказ, а с остальным как-то разберетесь в процессе. Я за честный открытый бизнес. Если мы что-то обещаем, то мы на 100% можем это сделать.

Что мешает либо способствует появлению по-настоящему интересных проектов?

Часто все идеи разбиваются о бюджет и готовность заказчика идти на риск. Мы можем нарисовать что угодно, спроектировать, рассчитать, но людей, которые смогут построить, в России почти нет ввиду отсутствия такого опыта. Поэтому на рынке до сих пор доминируют иностранные строительные компании. Кто-то из застройщиков периодически решается на эксперименты, рискует внедрять их в свои проекты, и эти проекты в последующем задают вектор для других компаний. Рискованность одних дает волшебного пинка другим, и это прекрасно. Мы всегда были и будем готовы рисковать вместе с самыми смелыми, чем и занимаемся уже более 18 лет нашей работы. Нет ничего невозможного, нужно только верить в свои силы и двигаться только вперед.

г. Екатеринбург ул. Базовый переулок, 37, 3 этаж,
8 800 300 49 04, go@sentix.ru,
sentix.ru

Поделиться